дело № 2-1327/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
23 ноября 2010 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бузань Ж.В.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1327/10 по иску
К.Т.С. к Администрации МО город Алапаевск о признании действий незаконными и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ
К.Т.С. обратилась с иском к ответчику Администрации МО Алапаевское с вышеуказанными требованиями.
Таким образом, истица просит признать незаконным решение администрации МО город Алапаевск об отказе в постановке ее на учет для получения благоустроенного жилого помещения, а также в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истица в обоснование иска пояснила, что администрацией МО город Алапаевск вынесено решение, согласно которому ей отказано в предоставлении благоустроенного жилья по причине того, что по действующему законодательству она не имеет права в постановке на учет для предоставления благоустроенного жилья. Также истица указала на то, что она является инвалидом 2 группы с детства, имеет заболевание опорно-двигательного аппарата, сирота, родителей у нее нет, воспитывалась в детском доме –интернате <адрес>. Кроме того, истица воспитывалась и обучалась в зоне, которая является загрязненной вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К.Т.С. проживает с мужем ФИО1 инвалидом 2 группы в частном неблагоустроенном доме с печным отоплением, вода в дом не проведена, водозаборная колонка находится в 200-300 м от дома. По поводу предоставления благоустроенного жилого помещения, положенного ей, как инвалиду 2 группы, К.Т.С. обращалась к главе МО город Алапаевск Шаньгину С.В., в Правительство Свердловской области, в адрес Президента РФ, в МУ «Служба единого заказчика», однако, везде ей было в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения отказано.
Представитель ответчика администрации МО город Алапаевск с исковыми требованиями К.Т.С. не согласна в полном объеме, просит отказать в удовлетворении требований К.Т.С.
Представитель ответчика суду пояснила, что истица требует признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования город Алапаевск в постановке ее и ее семьи на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, полученный ею на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ
Истица К.Т.С. обращалась в Администрацию Муниципального образования город Алапаевск только в ДД.ММ.ГГГГ., ответ ей был дан письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. В дальнейшем непосредственно в Администрацию Муниципального образования город Алапаевск истица с заявлениями не обращалась, решение от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловала, хотя в соответствии со ст. ст. 254 и 256 ГПК РФ была вправе оспорить в течение трех месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении ее прав и свобод, в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считала что нарушены ее права и свободы. На основании изложенного представитель администрации МО город Алапаевск считает, что К.Т.С. пропустила срок для обжалования действий Администрации Муниципального образования город Алапаевск по неуважительной причине.
Кроме того, отсутствуют основания для признания решения Администрации незаконным, так как заявление К.Т.С. о выделении жилья и постановке на учет не соответствует требованиям действующего жилищного законодательства: необходимо было подать заявление в установленной форме, в котором должны были быть указаны члены семьи заявителя, основания для постановки на учет. С заявлением о принятии на учет должны были быть представлены также документы, подтверждающие право истицы и членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (ст.52 ЖК РФ). В заявлении было указано только то, что К.Т.С. является инвалидом II группы и пользуется льготами по Чернобыльскому списку, приложены копии документов, подтверждающие ее статус, но этого не достаточно для постановки на учет.
Истица требует поставить ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма т.к. она является 1) сиротой, воспитанницей детского дома- интерната, 2) инвалидом II группы с детства, 3) воспитывалась, обучалась в зоне, которая является загрязненной вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К.Т.С.. могла получить жилое помещение по договору социального найма вне очереди сразу после окончания детского дома-интерната по месту жительства. Законодательство не предусматривает, что сироты могут реализовать свое право на жилье после изменения места жительства, через значительный промежуток времени (в частности через 13- 14 лет после окончания пребывания в детском доме-интернате) и уже не будучи несовершеннолетними детьми. Истица и члены ее семьи не являются по установленным жилищным законодательством основаниям нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, у них имеется в собственности ? доля (по ? у каждого) жилого дома в <адрес>, общая площадь которого 70,70 кв.м. (т.е. в собственности 35,35 кв.м., что превышает учетную норму), дом не признан непригодным для проживания, поэтому нет оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика считает, что отказ Администрации Муниципального образования город Алапаевск соответствует требованиям жилищного законодательства, оснований для удовлетворения требований К.Т.С. не имеется.
Заслушав стороны, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.2 п.10 ст.12 Федерального закона от 02.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
В силу п.11 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истица К.Т.С. относится к гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона».
Согласно п.7 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 в качестве меры социальной поддержки гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Принадлежность гражданина к одной или нескольким категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ (к перечисленным выше категориям) при отсутствии у него установленных ЖК РФ оснований для признания нуждающимся в жилье не может служить самостоятельным основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма установлены в ст. 51 ЖК РФ. Нуждающимися в жилом помещении признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире.
5) занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> спец.домом ребенка следует, что ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты> спец. Дом ребенка из больницы <адрес> по заключению психоневролога в связи с тем, что родители юридически отказались от ребенка.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ за №, выданной директором <данные изъяты> детского дома-интерната для детей с физическими недостатками следует, что ФИО являлась воспитанницей <данные изъяты> детского дома-интерната для детей с физическими недостатками <адрес>, воспитывалась, обучалась, находилась на полном государственном обеспечении и проживала в интернате с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из истории болезни ФИО. от ДД.ММ.ГГГГ., протокола № 2 обследования ребенка ФИО. областной медико-педагогической комиссией <адрес>, дополнения к выписке из истории развития ребенка ФИО, справки №, ФИО. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения является инвалидом второй группы, причина инвалидности – инвалид с детства, дата очередного переосвидетельствования - без срока.
Из справки № следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом второй группы, причина инвалидности – инвалид с детства, дата очередного переосвидетельствования – без срока.
Согласно справки директора <данные изъяты> детского дома-интерната для детей с физическими недостатками ФИО не была поставлена на учет для получения жилого помещения как сирота, так как такая работа на тот момент в детском доме не велась.
Согласно свидетельству о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС Алапаевского района Свердловской области, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1. и ФИОС. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ФИО. присвоена фамилия К.Т.С.
Из договора купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Алапаевском филиале учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ за №, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за № и №, ответа на запрос за № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного филиалом «Алапаевское БТИ и РН» следует, что ФИО1 и К.Т.С. принадлежит по ? доле жилого <адрес> в <адрес>, ФИО3 принадлежит другая ? доля спорного жилого дома на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом г. Алапаевска ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно заключения за № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного филиалом «Алапаевское БТИ и РН» СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости», технического паспорта домовладения, реальный раздел жилого <адрес> в <адрес> между долевыми собственниками К.Т.С., ФИО1. и ФИО3 технически возможен. К.Т.С. принадлежит одна вторая доля указанного дома, площадь которой составляет 39,7 кв.м. жилая площадь 33,6 кв.м.
Из заявления К.Т.С.. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Служба единого заказчика» следует, что К.Т.С. обращалась в адрес главы МО город Алапаевск для решения вопроса по выделению в ее пользу благоустроенного жилого помещения, своевременной постановке на учет как инвалида 2 группы и пользующейся льготами по Чернобыльскому списку.
Согласно заявлению К.Т.С.., поступившего в адрес Правительства Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ вх. № № следует, что К.Т.С. обращалась по решению вопросов о получении благоустроенного жилья и проведения водопровода в ее частный дом, в котором отсутствуют вода и отопление.
Согласно ответу, предоставленному Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение К.Т.С. следует, что по обеспеченности площадью проживания К.Т.С. вместе с мужем не входит в категорию граждан, установленных соответствующим порядком, малообеспеченными гражданами.
Судом установлено, что истица и члены ее семьи не являются по установленным жилищным законодательством основаниям нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, у них имеется в собственности ? доля (по ? у каждого) жилого дома в <адрес>, общая площадь которого 70,70 кв.м. (т.е. в собственности 35,35 кв.м., что превышает учетную норму), дом не признан непригодным для проживания, поэтому нет оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении., до 1 января 2005 года истец не встала на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как имеющая льготы в связи с отселением с территории подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, а так же в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь».
Исходя из изложенного, в удовлетворении требований истцу суд считает необходимым отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
. В иске К.Т.С. к Администрации МО город Алапаевск о признании действий незаконными и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Председательствующий Ж.В. Бузань
Решение не вступило в законную силу.