Дело № 2-935/2010
Мотивированное решение составлено 15 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2010 года город Алапаевск
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пинягина С. Е.,
с участием:
истицы Фархотдиновой Л. Н.,
представителей ответчиков Абрамовой Т. В. и Сосновских Т. Ю.,
при секретаре Долгоруковой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фархотдиновой Л.Н. к Управлению образования и Финансовому Управлению МО город Алапаевск, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Фархотдинова Л. Н. обратилась с иском к Управлению образования и Финансовому Управлению МО город Алапаевск, МДОУ «Детский сад Номер обезличен» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с Дата обезличена по Дата обезличена в размере 19 538 рублей 86 копеек.
В обоснование иска указано, что истица с Дата обезличена года работает в должности уборщицы в детском саду Номер обезличен. По её мнению, работодатель за период с Дата обезличена по Дата обезличена не доначислил и не выплатил заработную плату в размере 19 538 руб.86 коп., так как размер выдаваемой им заработной платы оказался меньше, чем установленный в стране размер минимальной оплаты труда.
В судебном заседании истица Фархотдинова Л. Н. настаивала на удовлетворении иска и суду пояснила, что работает в детском саду Номер обезличен. С Дата обезличена года в стране увеличился минимальный размер оплаты труда и составил 4330 рублей. По её мнению, оклад уборщицы не может быть меньше установленного МРОТ. Кроме этого к окладу должны быть начислены различные доплаты и уральский коэффициент. За период с Дата обезличена по май 2010 года включительно работодатель не доначислил и не выплатил ей заработную плату в размере 19 538 руб. 86 коп.
Представитель МДОУ Детский сад Номер обезличен Сосновских Т. Ю. иск не признала и указала, что заработная плата работникам начисляется централизованной бухгалтерией по тарифам и окладам, которые устанавливаются Решениями Думы МО .... За весь период работы заработная плата истице начислялась своевременно и выдавалась, претензий по данному поводу Фархотдинова Л. Н. не предъявляла.
Представитель Управления образования МО г. Алапаевск Абрамова Т. В. в судебном заседании пояснила, что иск Фархотдиновой Л. Н. не признает. Гарантированный законом минимальный размер оплаты труда истице начислялся и выплачивался своевременно. Оклад и минимальный размер не является одинаковыми понятиями. Уральский коэффициент истице также начисляется.
Представитель Финансового Управления МО г. Алапаевск, а также представитель третьего лица - Администрации МО г. Алапаевск в суд не явились, был извещены судом надлежащим образом.
Суд постановил рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам по заявленным Фархотдиновой Л. Н. исковым требованиям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида» зарегистрировано и поставлено на налоговой учет в ИФНС России по г. Алапаевску с выдачей соответствующего свидетельства. Учреждение действует на основании Устава л.д. 38-40). Учредителем МДОУ детский сад Номер обезличен является Администрация Муниципального образования города Алапаевска. Заведующей учреждения распоряжением главы МО г. Алапаевск назначена Сосновских Т. Ю. л.д. 31).
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.
Фархотдинова Л. Н. была принята на работу МДОУ Детский сад Номер обезличен с Дата обезличена года на должность уборщицы на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена. С ней был заключен трудовой договор о выполнении обязанностей с определением 40 часовой рабочей недели л.д. 7-8).
Согласно штатному расписанию МДОУ Детский сад Номер обезличен уборщице с Дата обезличена установлен 2 разряд с окладом в размере 2 220,00 рублей и надбавки в размере 10 %.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Истица Фархотдинова Л. Н. считает, что работодатель незаконно занижает им заработную плату, поскольку её оклад не должен быть ниже установленного в стране минимального размера оплаты труда, который с Дата обезличена года установлен в размере 4330 рублей. В связи, с чем она считает, что работодатель не начислил и не выплатил за период с Дата обезличена по май 2010 включительно заработную плату в размере 19 538 руб. 86 коп.
Данная позиция истицы, по мнению суда, не основана на законе, понятие МРОТ и должностной оклад не являются одинаковыми.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 129 кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. В соответствии со ст. 112 Кодекса наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад.
Согласно ст. 132 кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 кодекса системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в частности, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросам заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона Номер обезличенФЗ от -Дата обезличена г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размены и условия оплаты труда работников органов государственной власти, работников государственных учреждений субъекта, устанавливают региональные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджетов субъекта Российской Федерации.
С Дата обезличена года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже размера минимального размера оплаты труда. В связи с указанным, в том числе, требованием ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с Дата обезличена года органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Устава МО г. Алапаевск решением Думы определяются размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
Решением Думы МО г. Алапаевск «О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Алапаевск» от Дата обезличена № 42 установлены тарифные ставки работникам бюджетной сферы.
Данное Решение в части установления тарифов дошкольных учреждений не обжаловано.
Судом установлено, что за весь оспариваемый истицей период работы, ответчики, действуя в пределах своих полномочий, установили работникам должностные оклады и определили стимулирующие выплаты за работу в отклоняющихся от нормальных условий труда, а также районный коэффициент. За весь период работы Фархотдиновой Л. Н. заработная плата начислялась без задержек и выплачивалась в полном объеме.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска Фархотдиновой Л. Н. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за указанный период на основании того, что ее оклад оказался менее размера МРОТ, не имеется.
Вместе с тем, согласно ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ФЗ № 4520-1 от Дата обезличена размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
На территории г. Алапаевска Свердловской области районной коэффициент составляет 15 %.
К аргументам ответчиков в части того, что заработная плата, установленная работникам дошкольных учреждений в размере не менее МРОТ, включает в себя компенсационную выплату за работу с особыми климатическими условиями, суд относится критически.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом, в силу приведенных выше норм, работник, проживающий и работающий в особых климатических условиях имеет гарантированную государством социальную защиту - увеличение заработной платы на определенный коэффициент.
Согласно ст. 1 Конвенции относительно защиты заработной платы, утвержденной Международной Организации Труда от Дата обезличена г. Номер обезличен, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР Дата обезличена года термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Настоящая Конвенция применяется ко всем лицам, которым выплачивается или должна выплачиваться заработная плата (статья 2).
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
Согласно ст. 3 кодекса к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Минимальная заработная плата в РФ с Дата обезличена г. установлена согласно ст. 1 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ в размере 4330 рублей. На территории Свердловской области установлен районной коэффициент в размере 15 %. Следовательно, с Дата обезличена года заработная плата у Фархотдиновой Л. Н. без учета налоговых вычетов должна была составлять не менее 4979,50 руб. /4330 руб. + 4330 руб. х 15 %/ при условии полного отработанного времени.
Начисление заработной платы в меньшем размере следует квалифицировать как принудительный труд. При этом, учитывая правовую определенность трудового договора, все доплаты за мытье туалетов, работу с хлоркой не могут квалифицироваться как работа в условиях принудительного труда. Истица знала, что ей за выполнение работы установлен должностной оклад в соответствующем размере, а также предусмотрены доплаты к окладу.
В январе 2009 года истице начислена заработная плата за полное отработанное время вместе с доплатой за совмещение в размере 4 794 руб. 44 коп., а должна быть начислена не менее 4 979 руб. 50 коп. без учета доплаты за совмещение, которая составила 459 руб. 25 коп. Следовательно, сумма в размере 644 руб. 31 коп. (4979 руб. 50 коп. + 459 руб. 25 коп. - 4 794 руб. 44 коп.) оказалась незаконно недоначисленной, поэтому подлежит взысканию с ответчика МДОУ детский сад Номер обезличен в пользу истицы.
За февраль и март 2009 года Фархотдиновой Л. Н. при полной выработке нормы часов был начислен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 руб. Следовательно, к взысканию в пользу Фархотдиновой Л. Н. подлежит сумма за указанные месяцы в размере (649,50 руб. х 2) 1299 руб.
За апрель 2009 года оснований для перерасчета заработной платы Фархотдиновой Л. Н. не имеется, поскольку она получила заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
В мае 2009 года Фархотдинова Л. Н. отработала 72 часа при норме в 151 час. Следовательно, заработная плата должна была составить не менее 2374,30 руб., без учета доплаты за совмещение, которая составила 455 руб. 45 коп. Истице начислен заработок с учетом доплаты за совмещение в размере 2126,39 руб., что является меньше гарантируемого минимума, то есть МРОТ и уральского коэффициента. За указанный месяц требования о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в размере 703 руб. 36 коп. (2 374,30 руб. + 455,45 руб. - 2 126,39 руб.).
В июне 2009 года Фархотдинова Л. Н. отработала 88 часов при норме в 175 часов. Следовательно, заработная плата должна была составить не менее 2504 руб. Истице начислен заработок в размере 2268,10 руб., что является меньше гарантируемого минимума, то есть МРОТ и уральского коэффициента. За указанный месяц требования о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в размере 235 руб. 90 коп.
За период с июля 2009 года по июнь 2010 года Фархотдиновой Л. Н. при полной выработке нормы часов был начислен минимальный размер оплаты труда ежемесячно в сумме 4330 руб. Следовательно, к взысканию в пользу Фархотдиновой Л. Н. подлежит сумма за указанные месяцы в размере (649,50 руб. х 11 мес.) 7 144 руб. 50 коп.
Суд при расчете надоначисленной заработной платы не берет и не рассчитывает налоговый вычет, так как он уже был учтен и НДФЛ, а также профсоюзные взносы, поскольку об этом заинтересованными лицами требований не заявлялось.
Таким образом, за период с января 2009 года по май 2010 года включительно Фархотдиновой Л. Н. недоначислена и недополучена заработная плата в размере 10 027 рублей 07 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с МДОУ Детский сад Номер обезличен в пользу истицы.
Оснований для взыскания денежной суммы с Управления Образования и Финансового Управления МО города Алапаевска, не имеется, так как работник в трудовых отношениях с данными ответчиками не состоят. Правильность расчетов по начислению заработной платы и ее выплата возлагается на работодателя.
Истица Фархотдинова Л. Н. по иску, вытекающему из трудовых правоотношений, в силу закона освобождена от уплаты госпошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового кодекса России государственная пошлина по настоящему делу, то есть по одному удовлетворенному материальному требованию составляет 401 рубль 08 копеек.
Руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Фархотдиновой Л. Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида» заработную плату за период с января 2009 года по май 2010 года включительно в пользу Фархотдиновой Л.Н. в размере 10 027 (десять тысяч двадцать семь) рублей 07 коп.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида» государственную пошлину в доход государства России в размере 401 (четыреста один) рубль 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья С. Е. Пинягин