Дело № 2-912/2010
Мотивированное решение составлено 18 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2010 года город Алапаевск
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пинягина С. Е.,
с участием:
истца Ложкиной Л. Н.,
представителей ответчиков Абрамовой Т. В. и Сосновских Т. Ю.,
при секретаре Долгоруковой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ложкиной Л.Н. к Управлению образования и Финансовому Управлению МО город Алапаевск, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Ложкина Л. Н. обратилась с иском к Управлению образования и Финансовому Управлению МО город Алапаевск, МДОУ «Детский сад № 10» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с Дата обезличена по Дата обезличена в размере 27 483 руб. 74 коп.
В обоснование иска указано, что Ложкина Л. Н. с Дата обезличена года работает в должности сторожа в детском саду № 10. По её мнению, работодатель за период с Дата обезличена по Дата обезличена не доначислил и не выплатил заработную плату в размере 4 484 руб.57 коп., так как размер выдаваемой им заработной платы оказался меньше, чем установленный в стране размер минимальной оплаты труда. В процессе подготовки по делу, истица уточнила свои требования и просила взыскать с ответчиков зарплату за указанный период в размере 4 484 рубля 57 копеек.
В судебном заседании истица Ложкина Л. Н. настаивала на удовлетворении иска и суду пояснила, что работает в детском саду № 10. С Дата обезличена года в стране увеличился минимальный размер оплаты труда и составил 4330 рублей. По её мнению на минимальную заработную плату должен начисляться уральский коэффициент в размере 15%, так как она работает в особых климатических условиях. Размер оклада она не оспаривает. За период с Дата обезличена по апрель 2010 включительно работодатель не доначислил и не выплатил ей заработную плату в размере 4 484 руб. 57 коп.
Представитель МДОУ Детский сад № 10 Сосновских Т. Ю. иск не признала и указала, что заработная плата работникам начисляется централизованной бухгалтерией по тарифам и окладам, которые устанавливаются Решениями Думы МО .... За весь период работы заработная плата истицам начислялась своевременно и выдавалась, претензий по данному поводу Ложкина Л. Н. не предъявляла.
Представитель Управления образования МО г. Алапаевск Абрамова Т. В. в судебном заседании пояснила, что иск Ложкиной Л. Н. не признает. Гарантированный законом минимальный размер оплаты труда истице начислялся и выплачивался своевременно. Оклад и минимальный размер не является одинаковыми понятиями. Уральский коэффициент в размере 15% также начисляется работнику.
Представитель Финансового Управления МО г.Алапаевск в суд не явился, был извещен судом надлежащим образом.
Представитель Администрации МО г. Алапаевск в суд не явился, был извещен надлежащим образом.
Суд постановил рассмотреть дело в отсутствии указанных представителей.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам по заявленным Ложкиной Л. Н. исковым требованиям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» зарегистрировано и поставлено на налоговой учет в ИФНС России по г. Алапаевску с выдачей соответствующего свидетельства. Учреждение действует на основании Устава л.д.). Учредителем МДОУ детский сад № 10 является Администрация Муниципального образования города Алапаевска. Директором учреждения распоряжением главы МО г. Алапаевск назначена Сосновских Т. Ю. л.д. 28).
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.
Ложкина Л. Н. была принята на работу МДОУ Детский сад Номер обезличен с Дата обезличена года в должности сторожа, приказ Номер обезличен от Дата обезличена. С ней был заключен трудовой договор о выполнении обязанностей с определением 40 часовой рабочей недели л.д.5-7).
Согласно штатному расписанию МДОУ Детский сад Номер обезличен с Дата обезличена установлен 2 разряд с окладом в размере 2 220,00 рублей.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 129 кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. В соответствии со ст. 112 Кодекса наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад.
Согласно ст. 132 кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 кодекса системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в частности, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросам заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ от -6 октября 1999 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размены и условия оплаты труда работников органов государственной власти, работников государственных учреждений субъекта, устанавливают региональные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджетов субъекта Российской Федерации.
С Дата обезличена года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже размера минимального размера оплаты труда. В связи с указанным, в том числе, требованием ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с Дата обезличена года органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Устава МО г. Алапаевск решением Думы определяются размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
Решением Думы МО г. Алапаевск «О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Алапаевск» от Дата обезличена Номер обезличен установлены тарифные ставки работникам бюджетной сферы.
Данное Решение в части установления тарифов дошкольных учреждений не обжаловано.
Судом установлено, что за весь оспариваемый истицей период работы, ответчики, действуя в пределах своих полномочий, установили работникам должностные оклады и определили стимулирующие выплаты за работу в отклоняющихся от нормальных условий труда, а также районный коэффициент. За весь период работы Ложкиной Л. Н. заработная плата начислялась без задержек и выплачивалась в полном объеме.
Вместе с тем, согласно ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ФЗ № 4520-1 от 19.02.1993 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
На территории Свердловской области районной коэффициент составляет 15 %.
К аргументам ответчиков в части того, что заработная плата, установленная работникам дошкольных учреждений в размере не менее МРОТ, включает в себя компенсационную выплату за работу с особыми климатическими условиями, суд относится критически.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом, в силу приведенных выше норм, работник, проживающий и работающий в особых климатических условиях имеет гарантированную государством социальную защиту - увеличение заработной платы на определенный коэффициент.
Согласно ст. 1 Конвенции относительно защиты заработной платы, утвержденной Международной Организации Труда от 1 июля 1949 г. № 95, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 года термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Настоящая Конвенция применяется ко всем лицам, которым выплачивается или должна выплачиваться заработная плата (статья 2).
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
Согласно ст. 3 кодекса к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Минимальная заработная плата в РФ с 1 января 2009 г. установлена согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ в размере 4330 рублей. На территории Свердловской области установлен районной коэффициент в размере 15 %. Следовательно, с 01 января 2009 года заработная плата у Ложкиной Л. Н. без учета налоговых вычетов должна была составлять не менее 4979,50 руб. /4330 руб. + 4330 руб. х 15 %/ при условии полного отработанного времени.
Начисление заработной платы в меньшем размере следует квалифицировать как принудительный труд. При этом, учитывая правовую определенность трудового договора, все доплаты за мытье туалетов, работу с хлоркой не могут квалифицироваться как работа в условиях принудительного труда. Истец знала, что ей за выполнение работы установлен должностной оклад в соответствующем размере, а также предусмотрены доплаты к окладу.
За январь 2009 года оснований для перерасчета заработной платы Ложкиной Л. Н. не имеется, поскольку она получила заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
В феврале 2009 года истице начислена заработная плата за полное отработанное время в размере 4 589 руб. 96 коп., а должна быть начислена не менее 4 979 руб. 50 коп. Следовательно, сумма в размере 389 руб. 54 коп. (4979 руб. 50 коп. - 4 589 руб. 96 коп.) оказалась незаконно недоначисленной, поэтому подлежит взысканию с ответчика МДОУ детский сад № 10 в пользу истицы.
За март 2009 года оснований для перерасчета заработной платы Ложкиной Л. Н. не имеется, поскольку она получила заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
В апреле 2009 года истице начислена заработная плата за полное отработанное время в размере 4 771 руб. 89 коп., а должна быть начислена не менее 4 979 руб. 50 коп. Следовательно, сумма в размере 207 руб. 61 коп. (4979 руб. 50 коп. - 4 771 руб. 89 коп.) оказалась незаконно недоначисленной, поэтому подлежит взысканию с ответчика МДОУ детский сад № 10 в пользу истицы.
За май, июнь, июль 2009 года оснований для перерасчета заработной платы Ложкиной Л. Н. не имеется, поскольку она получила в этот период заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
В августе 2009 года истице начислена заработная плата за полное отработанное время в размере 4 812 руб. 19 коп., а должна быть начислена не менее 4 979 руб. 50 коп. Следовательно, сумма в размере 167 руб. 31 коп. (4979 руб. 50 коп. - 4 812 руб. 19 коп.) оказалась незаконно недоначисленной, поэтому подлежит взысканию с ответчика МДОУ детский сад № 10 в пользу истицы.
В сентябре 2009 года Ложкиной Л. Н. при полной выработке нормы часов был начислен минимальный размер оплаты труда 4330 руб. Следовательно, к взысканию в пользу Ложкиной Л. Н. подлежит сумма в размере 649 руб. 50 коп.
За октябрь 2009 года оснований для перерасчета заработной платы Ложкиной Л. Н. не имеется, поскольку она получила заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
В ноябре и декабре 2009 года Ложкиной Л. Н. при полной выработке нормы часов был начислен минимальный размер оплаты труда 4330 руб. Следовательно, к взысканию в пользу Ложкиной Л. Н. подлежит сумма в размере 1 299 руб.
В январе 2010 года оснований для перерасчета заработной платы Ложкиной Л. Н. не имеется, поскольку она получила заработную плату, размер которой был не менее 4979 руб. 50 коп.
За период с февраля 2010 года по апрель 2010 года Ложкиной Л. Н. при полной выработке нормы часов был начислен минимальный размер оплаты труда 4330 руб. Следовательно, к взысканию в пользу Ложкиной Л. Н. подлежит сумма за указанные месяцы в размере 1 948 руб. 50 коп.
Суд при расчете надоначисленной заработной платы не берет и не рассчитывает налоговый вычет, так как он уже был учтен и НДФЛ, а также профсоюзные взносы, поскольку об этом заинтересованными лицами требований не заявлялось.
Таким образом, за период с января 2009 года по апрель 2010 года включительно Ложкиной Л. Н. недоначислена и недополучена заработная плата в размере 4 661 рубль 46 копеек.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебном заседании Ложкина Л. Н. просила взыскать в её пользу сумму в размере 4 484 рубля 53 коп. Следовательно, с ответчика МДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» в пользу Ложкиной Л. Н. подлежит взысканию сумма заработной платы в пределах заявленных требований, а именно в размере 4484 руб. 53 коп.
Оснований для взыскания денежной суммы с Управления Образования и Финансового Управления МО г. Алапаевск, не имеется, так как работник в трудовых отношениях с данными ответчиками не состоит. Правильность расчетов по начислению заработной платы и ее выплата возлагается на работодателя.
Истица Ложкина Л. Н. по иску, вытекающему из трудовых правоотношений, в силу закона освобождена от уплаты госпошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового кодекса России государственная пошлина по настоящему делу, то есть по одному удовлетворенному материальному требованию составляет 400 рублей.
Руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ложкиной Л. Н. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» заработную плату за период с января 2009 года по апрель 2010 года включительно в пользу Ложкиной Л.Н. в размере 4 484 (четыре тысячи четыреста восемьдесят четыре) рубля 57 коп.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» государственную пошлину в доход государства России в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья С. Е. Пинягин