О взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 г.

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,

при секретаре Гоголевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перевезенцевой О.М. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск", Муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" МО "Город Алапаевск", Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" "Город Алапаевск", Муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные технологии" о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

установил:

11 января 2010 г. около 9 часов на пересечении улиц ... в г. Алапаевске произошло столкновение автомобиля ... гос.номер Номер обезличен под управлением Перевезенцевой О.М. с автомобилем ..." гос.номер Номер обезличен под управлением ФИО3, в результате чего автомобиль истицы получили механические повреждения.

Истица Перевезенцева О.М., дополнив и уточнив в ходе разбирательства дела требования и состав ответчиков, просит возместить материальный ущерб на восстановление своего автомобиля в сумме 39'440 рублей и компенсировать моральный вред в сумме 20'000 рублей солидарно со всех ответчиков.

В обоснование требований истица и ее представители адвокаты Бочкарев М.А., Бочкарева А.П. пояснили, что после сильных снегопадов уборка снега с дорожного полотна не была проведена, образовались колеи и накат из снег и льда. При движении по такому дорожному покрытию с малой скоростью, не более 30 км/ч, автомобиль истицы вынесло на встречную полосу движения, произошло столкновение с автомобилем под управлением ФИО3 От столкновения автомобилей истица испугалась, ударилась правым боком о части автомобиля, испытала физическую боль. После происшествия у нее часто болела голова и полагает, что получила сотрясение головного мозга. Причиной происшедшего истица считает ненадлежащую работу всех ответчиков по уборке снега.

Представитель администрации МО "Город Алапаевск" Мурлыкин Д.С. иск не признал. В обоснование этого пояснил, что муниципальное образование и его администрация самостоятельно не осуществляет хозяйственную деятельность, поскольку недопустимо совмещение функции самоуправления и хозяйствования. Организация содержания дорог не предполагает непосредственное выполнение таких работ. Обязанности по содержанию дорог и финансовые средства переданы Муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" МО "Город Алапаевск", которое является распорядителем бюджетных средств на такие нужды. Все заключенные договоры по содержанию дорог оплачены, финансирование произведено в полном объеме субъектам, с которыми были заключены муниципальные контракты, в том числе по очистке дорог от снега.

Представитель Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО "Город Алапаевск" (МУ "СЕЗ") и Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" "Город Алапаевск" (МУ "ДЕЗ") Михайлова

Н.Н. иск не признала.

Она пояснила, что уже после происшествия с автомобилем истицы в результате переименования муниципального учреждения "Информационно-расчетный центр" в феврале 2010 г. возникло муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика". Только после этого МУ "ДЕЗ" стало участником отношений по вопросам местного значения, в том числе дорожной деятельности. До такого решения МУ "ИРЦ" и МУ "ДЕЗ" работой по содержанию дорог не занимались.

МУ "СЕЗ" представляет муниципальное образование по вопросам содержания дорог. Для выполнения данной обязанности учреждение заключило ряд муниципальных контрактов, в частности, с Муниципальным унитарным предприятием "Коммунальные технологии" по содержанию в зимний период участка дороги, на котором был поврежден автомобиль истицы. МУ "СЕЗ" собственных финансовых и технических средств не имеет, финансируется из муниципального бюджета. Исполнителю контракта оплата произведена полностью.

Представитель Муниципального унитарного предприятия "Коммунальные технологии" (МУП "Комтел") его директор ФИО7 иск не признал. Он пояснил, что МУП "Комтел" обязано было содержать участок дороги, на котором автомобилю истицы были причинены механические повреждения. Представляемое им предприятие полностью выполнило обязательства по очистке дороги от снега, что подтверждается подписанными актами о выполнении работ и оплате заказчиком средств по муниципальному контракту. Повреждение автомобиля произошло по вине истицы из-за недостаточного опыта управления автомобилем в зимних условиях.

Представители третьего лица без самостоятельных требований ЗАО "Алапаевская автоколонна" его директор ФИО8 иск не признал и пояснил, что после сильных снегопадов в начале января 2010 г. для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации им была лишь выделена техника для уборки снега на .... Он полагал, что обязанность содержания дороги на участке, где произошло повреждение автомобиля истицы, на представляемое им Общество возложено быть не может.

Третье лицо без самостоятельных требований ФИО3 в судебное заседание не прибыл. В предыдущих судебных заседаниях он поддержал иск и просил его удовлетворить.

Представитель третьих лиц без самостоятельных требований: ГРОВД по ..., ООО "Страховая компания "Тирус", ООО "Россгосстрах", извещенные о рассмотрении дела отзывов на иск не представили, участие в рассмотрение дела не приняли. С согласия истицы и ответчиков судом определено рассмотреть дело без участия указанных третьих лиц.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Обязанность всех указанных по данному иску ответчиков отвечать перед истицей, в том числе солидарно, не предусмотрена каким-либо договором. Основания для возложения такой обязанности в силу закона не имеется, поскольку требования истицы к каждому из ответчиков имеют различные основания. Требования к администрации МО "Город Алапаевск" основаны на законе, обязывающем содержать все муниципальные дороги. Требования к МУ "СЕЗ", МУ "ДЕЗ" и МУП "Комтел" основаны на заключенных договорах по содержанию участка дороги, на котором был поврежден автомобиль истицы. Суд не находит оснований для возложения на ответчиков по делу солидарной обязанности по возмещению ущерба.

Согласно ч.1,2 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от Дата обезличена г. и справки о дорожно-транспортном происшествии от той же даты следует, что произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей под управлением Перевезенцевой О.М. и ФИО3 В возбуждении дела в отношении Перевезенцевой О.А. было отказано. По этой причине ссылка в постановлении на нарушение ею п.10.1 Правил Дорожного Движения не может быть признано доказательством ее вины, так как ее вина таком нарушении Правил не устанавливалась, административное разбирательство не проводилось.

Никто из ответчиков на п.10.1 ПДД как основания вины водителя Перевезенцевой О.А. не ссылался и не доказал содержание ее действий, нарушающих действующие Правила как основания для снижения размера возмещения либо отказа в нем.

Согласно Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Алапаевск" N.1 от Дата обезличена г., муниципальных контрактов N.1754 от Дата обезличена г. и N.1755 от Дата обезличена г. ЗАО "Алапаевская автоколонна" было обязано убирать северную часть ..., к которой относит участок дороги, на котором был поврежден автомобиль истицы.

Из содержания Решения и указанных муниципальных контрактов для выполнения данной обязанности ЗАО "Алапаевская автоколонна" должно было предоставить одну единицу техники, по заявке МУ "СЕЗ" предоставить необходимую дорожную технику для выполнения работ по очистке дорог от снега. Следовательно, обязанность по содержанию дорог была возложена на иное лицо.

Существовавшее муниципальное учреждение "Информационно-расчетный центр" ранее именовалось как муниципальное учреждение "Расчетно-кассовый центр". Согласно постановления Главы МО "Город Алапаевск" от Дата обезличена г. N.1510 на МУ "РКЦ" были возложены функция ведение учета оплаты гражданами коммунальных услуг (п.п.4,5). Обязанности по содержанию дорог на данное учреждение не возлагалось.

Постановлением администрации МО "Город Алапаевск" от Дата обезличена г. N.84 муниципальное учреждение "Информационно-расчетный центр" переименовано в муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика".

Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый Государственный Реестр юридических лиц Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" внесено в государственный реестр Дата обезличена г.

Постановлением администрации МО "Город Алапаевск" от Дата обезличена г. N.254 муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" поручено выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, по вопросам местного значения, в частности, дорожной деятельности в границах г. Алапаевска.

Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" не может отвечать по данному иску, поскольку получило полномочия по содержанию дорог в г. Алапаевске уже после причинения ущерба истице.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального Закона от 26 июля 2006 г.

N.135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

В силу такого запрета муниципальное образование "Город Алапаевск" либо его администрация не может заниматься хозяйственной деятельностью, поэтому для этого не располагает собственными ресурсами, а обязана выполнение такой деятельности возлагать на иных лиц.

Согласно ч.ч.2,3 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Постановлением Главы МО "Город Алапаевск" от 02 декабря 2005 г.

N.1510 муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" поручено от имени муниципального образования "Город Алапаевск" выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, по вопросам местного значения, в частности, содержания автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа (п.1.2).

Для осуществления этой деятельности в адрес МУ "СЕЗ" осуществляется финансирование из бюджета МО "Город Алапаевск". Такими действиями в пределах компетенции и наличия средств муниципальное образование выполнило свои обязанности по содержанию дорог. На него не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба истице.

Согласно Устава Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием "Город Алапаевск" для осуществления управленческих функций и иных функций некоммерческого характера. Учреждение создано для осуществления функций, возложенных на него в соответствии с Уставом и нормативными актами органов местного самоуправления. Функциями Учреждения являются, в частности, формирование, размещение муниципальных заказов, оплата работ и услуг для муниципальных нужд (п.п.1.1, 2.1, 2.2).

Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" как некоммерческая организация, заключив договоры с МУП "Комтел" по содержанию дорог и оплачивая их выполнение, выполнило свои функции полностью. Ответственность перед истицей на данное Учреждение возложена быть не может.

Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с муниципальным контрактом на исполнение муниципального заказа по содержанию автомобильных дорог N.1742 от 11 декабря 2009 г. МУП "Коммунальные технологии" (МУП "Комтел") было обязано выполнять работы по зимнему содержанию автомобильных дорог в ... в период с 01 января по Дата обезличена г. в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (п.1.1).

Участок дороги в ... на ... рядом с пересечением с ... был отнесен к участкам, которые согласно Перечню автомобильных дорог подлежали содержанию по данному контракту (п.1.2).

В соответствии с Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Алапаевск" N.1 от Дата обезличена г. с МУП "Комтел" был заключен муниципальный контракт по предоставлению необходимой дорожной техники для очистки от снега дорог в ... с 6 по Дата обезличена г.

По муниципальному контракту N.1742 от Дата обезличена г., заключенному на сумму 99'997 рублей, 50% суммы в размере 49'900 рублей было перечислено МУП "Комтел" платежным поручением N.724 от 23 декабря 2009 г. от МУ "СЕЗ".

Согласно условий муниципального контракта МУП "Комтел" обязалось качественно и своевременно выполнять порученные работы (п.2.3.1). Исполнение по договору не зависело от фактического поступления средств и полного финансирования, поскольку окончательный расчет производился после поступления средств из бюджета муниципального образования, на основании подписанных сторонами актов выполненных работ и предъявления счета-фактуры о выполненных работах (п.2.2.1, 4.3).

Согласно журнала учета выхода техники МУП "Комтел" и Путевых листов грузовых автомобилей в период с 01 по Дата обезличена г. соответствующей дорожной техникой проводилась очистка улиц ... от снега, в том числе улицы Ленина.

Руководитель МУП "Комтел" ФИО7 в судебном заседании подтвердил, что техникой предприятия проводилась уборка снега в начале января 2010 г. и на участке дороги, где был поврежден автомобиль истицы.

Суд приходит к выводу, что ответственным за содержание дороги на пересечении улиц ... в ... 11 января 2010 г. являлось муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные технологии". Оно обязано возмещать материальный ущерб Перевезенцевой О.А.

Согласно фототаблице к осмотру от Дата обезличена г. и Акта выявленных недостатков в содержании дороги на проезжей части улицы ... (по которому истица двигалась на автомобиле перед столкновением) имелся снежный накат и колейность.

В обоснование этого истица сделала фототаблицу состояния дороги, наличия и глубины колеи Дата обезличена г. в месте, где был поврежден ее автомобиль.

Согласно Отчета N.0210-28 определения ущерба, нанесенного автомобилю "..." гос.номер Номер обезличен составленного независимой оценочной фирмой ООО "Ирбит-Сервис" Дата обезличена г., стоимость восстановительного ремонта с учетом существующего износа в 50% составляет 39'440 рублей.

Данная сумма подлежит взысканию с МУП "Комтел" в пользу истицы.

Услуги по оценке составили 2'000 рублей. Как судебные издержки, необходимые для правильного рассмотрения дела, в силу ст.ст.88, 94 и 98 Гражданского Процессуального кодекса РФ данная сумма подлежит возмещению истице указанным ответчиком.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Требование о возмещении морального вреда удовлетворения не подлежит. Возмещение морального вреда возможно если были нарушены неимущественные права гражданина или другие блага нематериального характера.

Несмотря на неоднократные судебные заседания, разъяснения в определениях о подготовке обязанности доказать данный факт, истица представила только амбулаторную медицинскую карту с записями, начинающимися Дата обезличена г. Она не представила достаточных доказательств причинения вреда здоровью. Согласно записи врача объективными данными о получении телесных повреждений Дата обезличена г. являются только утверждения истицы, записи сделаны с ее слов. Перевезенцева О.М. ссылалась на болезненное состояние, но каким было ее состояние здоровья до Дата обезличена г. не доказала.

Компенсация морального вреда возможна при наличии вины причинителя. Доказательства вины МУП "Комтел" в форме умысла или неосторожности в причинении вреда какому-либо неимущественному праву истицы и факт нарушения такого права от действий (бездействия) ответчика не представлены.

Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина от стоимости удовлетворенного требования имущественного характера составляет 1'383 рубля 20 копеек. Данная сумма была уплачена истицей при подаче первоначального иска. В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского Процессуального кодекса РФ в пользу истицы с ответчика МУП "Комтел" подлежит взысканию уплаченная пошлина по такому требованию.

По требованию неимущественного характера уплаченная пошлина в сумме 200 рублей возмещению истице не подлежит, так в удовлетворении его отказано.

Согласно ч.1 ст.100 Гражданского Процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Перевезенцева О.М. для защиты своего прав была вынужден обратиться за юридической помощью для составления искового заявления в порядке гражданского судопроизводства и представления ее интересов в суде. Она оплатила за такую услугу по квитанции 7'000 рублей. Ее представитель составлял исковые заявления, уточнял требования, участвовал в судебных заседаниях. Исковые требования удовлетворены частично. С учетом объема проделанной работы и разумности суд присуждает компенсацию расходов по оплате услуг представителя в сумме 6'000 рублей с МУП "Комтел".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 125, 151, 322, 401, 1064 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.195, 198 Гражданского Процессуального кодекса РФ суд,

решил:

Иск Перевезенцевой О.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Коммунальные технологии" в пользу Перевезенцевой О.М. расходы по восстановительному ремонту автомобиля 39'440 рублей, расходы на оплату услуг представителя 6'000 рублей, расходы по государственной пошлине 1'383 рублей 20 копеек, затраты на проведение оценки 2'000 рублей, а всего 48'823 рубля 20 копеек.

По требованию о возмещении морального вреда отказать.

В иске к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск", Муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" МО "Город Алапаевск", Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" "Город Алапаевск" отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Алапаевский городской федеральный суд.

Судья Алапаевского суда А. А. Колесников.