Мотивированное решение изготовлено 20.08.2010 г.
Дело №2-921/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Алапаевск 17 августа 2010 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
при секретаре Куткиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сургутского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10, о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Сургутский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10 о возложении обязанности устранить нарушения ч.2 ст. 21 и ч.8 ст. 62 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 3.1,3.11 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС РФ 29.06.1998 г. № ЦП-566, п. 3.25 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ 26.05.2000 г. №ЦРБ-756, на железнодорожном переезде в <адрес>, а именно:
- в соответствии с п. 3.3.2 ГОСТ Р 50597-93, обеспечить 50 метровую зону видимости поезда на переезде;
- в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, устранить выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств;
- в соответствии с п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, нанести горизонтальную дорожную разметку.
Из искового заявления следует, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности движения на железнодорожном транспорте при эксплуатации железнодорожных переездов, в результате которой установлено, что по <адрес> в <адрес> функционирует переезд через железнодорожные пути, состоящий на балансе СМТ-10 филиала ОАО «РЖДстрой», относящийся ко второй категории.
В ходе проверок, произведенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что указанный железнодорожный переезд эксплуатируется с нарушением требований Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-566, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ №ЦРБ-756, а именно в нарушение п.3.3.2, 3.1.1, 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 ограничена видимость поезда в зоне переезда на расстоянии 50 метров посторонними предметами (не вырублен кустарник), имеются выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств, отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
Нарушение установленных норм и правил эксплуатации железнодорожного переезда зафиксированы в актах комиссионных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, по мнению Сургутского транспортного прокурора, ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10 на протяжении длительного периода времени уклоняется от возложенных на него Федеральным законом обязанностей по обеспечению безопасности движения при эксплуатации железнодорожного переезда, который относится к технически сложному и опасному объекту, аварии на котором могут привести к массовой гибели людей.
Сургутский транспортный прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из отзыва на иск СМТ-10 филиала ОАО «РЖДстрой» следует, что ответчик не признает заявленные требования по следующим основаниям.
Так, согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Приказом Минтранса РФ №150 от 27.08.2009 г., утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, в соответствии с которым при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (п.5) Вместе с тем, при проведении проверок от 05.06.2008 г., 04.12.2009 г. никаких измерительных приборов применено не было.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на то, что ОАО «РЖДстрой» является собственником подъездных тупиков №, протяженностью 840 м, и посему является правообладателем вещного права на часть дороги расположенной под железнодорожным переездом, есть и другие владельцы указанной автомобильной дороги, чьи интересы могут быть затронуты указанным иском.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути подъездных тупиков №, протяженностью 840 м, являются железнодорожными путями необщего пользования (железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд), а следовательно, ст.ст. 10,15 Федерального закона РФ №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» к ним не применимы.
Согласно ч.2 ст. 21 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Вместе с тем, указанное положение закона не предполагает того, что владельцы железнодорожных переездов обязаны обеспечивать надлежащее содержание придорожных полос и полос отвода автомобильных дорог, обеспечивая тем самым надлежащую видимость.
Представитель ответчика - ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 2 Федерального закона РФ №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» даны следующие понятия:
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
В соответствии с ч.1,2 ст.21 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Согласно ч.8 ст. 62 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных настоящим Федеральным законом технических регламентов строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, эксплуатация железнодорожных переездов, размещение объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-566 все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы.
Переезды должны располагаться преимущественно на прямых участках железных и автомобильных дорог вне пределов выемок и мест, где не обеспечиваются удовлетворительные условия видимости.
Актами комиссионных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорный железнодорожный переезд расположен на подъездном пути к СМП-739 по <адрес> в <адрес>, является регулируемым, относится к 2-ой категории, с пропускной способностью поездов в сутки – 1, автомобилей – 14000. При проведении проверок установлены следующие нарушения: ограничена видимость поезда в зоне переезда на расстоянии 50 метров посторонними предметами (не вырублен кустарник), имеются выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств, отсутствует горизонтальная дорожная разметка. При этом владельцем железнодорожного переезда является СМП-739.
Как следует из Устава ОАО «РЖДстрой», положения о строительно-монтажном тресте № – филиале ОАО «РЖДстрой», строительно-монтажный поезд №739 является структурным подразделением филиала ОАО «РЖДстрой» - СМТ №.
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, следует что ОАО «РЖДстрой» является владельцем подъездных тупиков №, протяженностью 840 м, расположенных по адресу: <адрес>.
Ответчиком не оспаривается, что ОАО «РЖДстрой» является владельцем железнодорожного переезда, расположенного на подъездном пути к СМП-739 по <адрес> в <адрес> и являвшегося предметами проверок, вследствие чего, на ответчике лежит обязанность по обустройству и содержанию железнодорожного переезда в соответствии с требованиями Федерального закона РФ №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона РФ №17-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона РФ №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика о том, что железнодорожные пути подъездных тупиков №, протяженностью 840 м, являются железнодорожными путями необщего пользования (железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд), а следовательно, ст.ст. 10,15 Федерального закона РФ №17-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» к ним не применимы, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего иска, в силу безусловного возложения обязанности по обустройству и содержанию железнодорожного переезда на его владельца, каковым является ОАО «РЖДстрой».
Указанные положения отражены в ч.2 ст.21 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
При этом п.3.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-566 предусматривает, что все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", в том числе, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, п.п. 3.3.2, 3.1.1, 4.2.1, 4.2.2, которого ответчиком нарушены.
Ответчиком не опровергнуты обстоятельства, установленные Актами комиссионных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а именно, что ограничена видимость поезда в зоне переезда на расстоянии 50 метров посторонними предметами (не вырублен кустарник), имеются выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, в связи с чем, на ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10, подлежит возложению обязанность по устранению указанных нарушений.
Вместе с тем, при определении границ участков автомобильных дорог, в рамках которых ответчику необходимо устранить выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств; нанести горизонтальную дорожную разметку, суд учитывает положения ч.2 ст.21 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно на участке автомобильной дороги, расположенной в границах железнодорожного переезда (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования).
Суд также считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что есть и другие владельцы указанной автомобильной дороги, чьи интересы могут быть затронуты указанным иском, поскольку истец воспользовался, предусмотренным ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, предъявив иск к ОАО «РЖДстрой».
Таким образом, ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10 на протяжении длительного периода времени уклоняется от возложенных на него Федеральным законом обязанностей по обеспечению безопасности движения при эксплуатации железнодорожного переезда, который относится к технически сложному и опасному объекту, аварии на котором могут привести к массовой гибели людей.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Сургутский транспортный прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 ГПК РФ следует отнести за счет ответчика.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сургутского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10, на железнодорожном переезде, расположенном по адресу: <адрес> устранить нарушения в сфере исполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при эксплуатации железнодорожных переездов, а именно:
- в соответствии с п. 3.3.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», обеспечить 50 метровую зону видимости поезда на переезде;
- в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», устранить выбоины на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств, на участке автомобильной дороги, расположенной в границах железнодорожного переезда (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования);
- в соответствии с п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», нанести горизонтальную дорожную разметку, на участке автомобильной дороги, расположенной в границах железнодорожного переезда (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования).
Взыскать с ОАО «РЖДстрой», в лице филиала СМТ-10, государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней.
Судья Е.В. Кокшаров