Дело № 2-1374/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 16 ноября 2010 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
истца – Харлова В.В.,
третьего лица – ФИО1,
при секретаре Быковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Харлова В. В. к МО г. Алапаевск, инспекции федеральной налоговой службы г. Алапаевска, третьему лицу – ФИО1 о включении имущества в состав наследства,
УСТАНОВИЛ:
Харлов В.В. обратился в суд с иском о включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также части здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требования истец – Харлов В.В. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО2, после смерти которой, открылось наследство, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного наследодателем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также части здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>, построенного на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом по делам архитектуры и градостроительства исполкома Алапаевского городского совета депутатов трудящихся. Указанное имущество было приобретено ФИО2 в период брака с ФИО3, умершим ДД.ММ.ГГГГ, за счет совместных средств супругов. После смерти супруга, ФИО3 не обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав, поскольку остальные наследники отказались от принятия наследства. Вместе с тем, ФИО2 фактически приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО3, продолжая пользоваться строениями как своими, неся расходы, связанные с их содержанием, а именно уплачивала налоги, ремонтировала, однако на момент своей смерти не успела зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В настоящее время у Харлова В.В. возникла необходимость вступить в права наследства, открывшегося после смерти матери, в связи с чем, истец просит включить вышеуказанное имущество в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2
Третье лицо – ФИО1 высказал свое согласие с заявленными требованиями, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО2, после смерти которой, открылось наследство, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного наследодателем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также части здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес> построенного на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом по делам архитектуры и градостроительства исполкома Алапаевского городского совета депутатов трудящихся. Указанное имущество было приобретено ФИО2 в период брака с ФИО3, умершим ДД.ММ.ГГГГ, за счет совместных средств супругов. После смерти супруга, ФИО3 не обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав, поскольку остальные наследники отказались от принятия наследства. Вместе с тем, ФИО2 фактически приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО3, продолжая пользоваться строениями как своими, неся расходы, связанные с их содержанием, а именно уплачивала налоги, ремонтировала, однако на момент своей смерти не успела зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Представитель ответчика – ИФНС по г. Алапаевску в судебное заседание не явился, предоставил письменное сообщение, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика – МО г.Алапаевск, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца – Харлова В.В., третьего лица – ФИО1, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 218 ч. 2 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации отдел ЗАГСа <адрес>, смерть ФИО2 наступила ДД.ММ.ГГГГ
Из свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации отдел ЗАГСа <адрес>, следует, что истец является сыном умершей.
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в <данные изъяты> депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ, в реестре №, ФИО2 приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Аналогичны сведения о принадлежности ФИО2 жилого дома, содержатся в регистрационном удостоверении № от ДД.ММ.ГГГГ; выписки из похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ г.; информации филиала «Алапаевское БТИ и РН» № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом по делам архитектуры и градостроительства исполкома Алапаевского городского совета депутатов трудящихся, ФИО3, являвшегося супругом ФИО2, разрешено строительство гаража. При этом, основанием для разрешения строительства указано решение исполкома Алапаевского городского совета трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании было исследовано решение исполкома Алапаевского городского совета трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден список членов ГСК №, в состав которых вошел ФИО3
Из карточки на строение следует, что в настоящее время изменилась адресная сторона строения, построенного ФИО3, а именно часть здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства также нашли свое отражение в виде отметки, произведенной на разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец – Харлов В.В., третье лицо – ФИО1 в ходе судебного заседания подтвердили, что после смерти супруга, ФИО3 не обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав, поскольку остальные наследники отказались от принятия наследства. Вместе с тем, ФИО2 фактически приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО3, продолжая пользоваться строениями как своими, неся расходы, связанные с их содержанием, а именно уплачивала налоги, ремонтировала, однако на момент своей смерти не успела зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Объяснения сторон согласуются с информацией ИФНС по <адрес>, согласно которой, ФИО2 являлась правообладателем гаража №, расположенного по адресу: <адрес>, блок № и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, как следует из выписки из государственного кадастра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 являлась землепользователем участка, расположенного по адресу: <адрес>, блок №, гараж №.
Согласно ст. 1150 Гражданского кодекса РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно ст. 39 Семейного кодекса РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО3 и ФИО2 состояли в браке в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ
В период брака, ФИО3 совместно с ФИО2, за счет общих доходов супругов, приобретены спорные объекты недвижимости.
Судом установлено, что между ФИО3 и ФИО2 отсутствовал брачный договор о режиме приобретенного имущества.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также часть здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>, является общей совместной собственностью супругов.
При разделе общего имущества супругов и определения долей в этом имуществе, суд считает необходимым признать доли супругов равными.
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судом установлено, что ФИО2 приняв часть наследства, приняла все причитающееся ей наследство, открывшееся после смерти супруга, однако на момент своей смерти не успела зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
ФИО2 не зарегистрировала в установленном порядке свое право собственности на данное недвижимое имущество, в то время как данная необходимость предусмотрена ст. 17 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При обращении ФИО2 в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, ей бы не было отказано в регистрации права собственности.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также часть здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Харлова В. В. к МО г. Алапаевск, инспекции федеральной налоговой службы г. Алапаевска, третьему лицу – ФИО1 о включении имущества в состав наследства, удовлетворить.
Включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Включить часть здания гаражного блока №, расположенного по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней.
Судья Е.В. Кокшаров
Решение не вступило в законную силу.