дело №2-1414
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
истца – Лупандина А.А.,
третьих лиц – Халеминой Л.А., Лупандиной Г.А.,
при секретаре Куткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лупандина А.А. к МО Алапаевское, инспекции федеральной налоговой службы по г. Алапаевску, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости», ФГУ «Земельная кадастровая палата», третьим лицам - Лупандиной Г.А., Шемякиной Т.А., Халеминой Л.А. о включении имущества в состав наследства,
УСТАНОВИЛ:
Лупандин А.А. обратился в суд с иском о включении жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требования истец – Лупандин А.А. пояснил, что его родителями – ФИО, ФИО1, в период брака, за счет совместных средств супругов, был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживали до момента своей смерти. Вместе с тем, при жизни родители истца не зарегистрировали право собственности на жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. После смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг – ФИО не обратился к нотариусу для оформления наследственных прав, однако продолжал пользоваться жилым домом как своими, проживая в нем, неся расходы, связанные с его содержанием, т.е. фактически вступил во владение и управление наследственным имуществом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер. При обращении истца к нотариусу для оформления наследственных прав выяснилось, что у наследодателя отсутствовал правоустанавливающий документ на жилой дом. Кроме того, выяснилось, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области имеются свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, и дубликат указанного свидетельства, выданные <адрес>, в которых имеются разночтения в собственниках земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, которыми указаны ФИО5 и ФИО, ФИО1 соответственно. В настоящее время у Лупандина А.А. возникла необходимость вступить в права наследства, открывшегося после смерти отца, в связи с чем, истец просит включить вышеуказанное имущество в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО
Третьи лица – Халемина Л.А., Лупандина Г.А. высказали свое согласие с заявленными требованиями, пояснив, что их родителями – ФИО, ФИО1, в период брака, за счет совместных средств супругов, был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживали до момента своей смерти. Вместе с тем, при жизни родители не зарегистрировали право собственности на жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. После смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг – ФИО не обратился к нотариусу для оформления наследственных прав, однако продолжал пользоваться жилым домом как своими, проживая в нем, неся расходы, связанные с его содержанием, т.е. фактически вступил во владение и управление наследственным имуществом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер. При обращении истца к нотариусу для оформления наследственных прав выяснилось, что у наследодателя отсутствовал правоустанавливающий документ на жилой дом. Кроме того, выяснилось, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области имеются свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, и дубликат указанного свидетельства, выданные <адрес>, в которых имеются разночтения в собственниках земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, которыми указаны ФИО5 и ФИО, ФИО1 соответственно.
Представители ответчиков – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости», ФГУ «Земельная кадастровая палата», в судебное заседание не явились, предоставили письменные сообщения, в которых просили рассмотреть дело без их участия.
Представители ответчиков – МО Алапаевское, ИФНС по г.Алапаевску, третье лицо – Шемякина Т.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца – Лупандина А.А., третьих лиц – Халеминой Л.А., Лупандиной Г.А., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 218 ч. 2 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, место регистрации <адрес>, ФИО и ФИО1, состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из свидетельств о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, место регистрации администрация <адрес>, смерть ФИО1, ФИО наступила ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Из повторного свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, место регистрации <адрес>, следует, что умершие являются родителями истца.
В ходе судебного заседания истец – Лупандин А.А., третьи лица – Халемина Л.А., Лупандина Г.А., пояснили, что их родителями – ФИО, ФИО1, в период брака, за счет совместных средств супругов, был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживали до момента своей смерти. Вместе с тем, при жизни ФИО, ФИО1 не зарегистрировали право собственности на жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Кроме того, после смерти матери, их отец – ФИО не обратился к нотариусу для оформления наследственных прав, однако продолжал пользоваться жилым домом как своими, проживая в нем, неся расходы, связанные с его содержанием, т.е. фактически вступил во владение и управление наследственным имуществом.
Объяснения сторон согласуются с исследованными доказательствами.
Так, из регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро технической инвентаризации следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО1, ФИО по ? доле за каждым, на основании постановления Алапаевского райисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно информации нотариуса ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело не заводилось.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>, следует, что ФИО, после смерти своей супруги – ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ проживал в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, по день своей смерти последовавшей ДД.ММ.ГГГГ
Обстоятельства фактического принятия ФИО наследства, открывшегося после смерти своей супруги, также подтверждаются выпиской из похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ согласно которой ФИО являлся единоличным собственником жилого дома.
Согласно ст. 1150 Гражданского кодекса РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно ст. 39 Семейного кодекса РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО и ФИО1 состояли в браке в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ
В период брака, ФИО совместно с ФИО1, за счет общих доходов супругов, приобретен спорный жилой дом.
Судом установлено, что между ФИО и ФИО1 отсутствовал брачный договор о режиме приобретенного имущества.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является общей совместной собственностью супругов.
При разделе общего имущества супругов и определения долей в этом имуществе, суд считает необходимым признать доли супругов равными.
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судом установлено, что ФИО приняв часть наследства, принял все причитающееся ему наследство, открывшееся после смерти супруги, однако на момент своей смерти не успел зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
ФИО не зарегистрировал в установленном порядке свое право собственности на данное недвижимое имущество.
При обращении ФИО4 в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, ему бы не было отказано в регистрации права собственности.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Также, в ходе судебного заседания были исследованы свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, и дубликат указанного свидетельства, выданные Кировским сельским советом, в которых имеются разночтения в собственниках земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, которыми указаны ФИО и ФИО, ФИО1 соответственно.
Как следует из информации ФГУ «Земельная кадастровая палата» № от ДД.ММ.ГГГГ, в государственном кадастре недвижимости за ФИО числится на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №
Аналогичные сведения о принадлежности земельного участка содержатся в выписке из государственного кадастра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку судом установлено, что ФИО фактически вступил во владение и управление наследственным имуществом своей супруги ФИО1, то земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> м, с кадастровым номером №, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти, вне зависимости от разночтений в собственниках земельного участка, имеющихся в свидетельстве о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, и дубликате указанного свидетельства, выданных <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лупандина А.А. к МО Алапаевское, инспекции федеральной налоговой службы по г. Алапаевску, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости», ФГУ «Земельная кадастровая палата», третьим лицам - Лупандиной Г.А., Шемякиной Т.А., Халеминой Л.А. о включении имущества в состав наследства, удовлетворить.
Включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Включить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней.
Судья Е.В. Кокшаров
Решение не вступило в законную силу.