Дело №2-1280/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 декабря 2010 г.
Алапаевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя истца - заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,
представителя ответчика - МУ «Дирекция единого заказчика» Михайловой Н.Н.,
при секретаре Куткиной А.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес>, МУ «Дирекция единого заказчика», индивидуальному предпринимателю Самкову А.Ю., третьему лицу – Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации МО <адрес>, МУ «Дирекция единого заказчика», индивидуальному предпринимателю Самкову А.Ю. не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на участке местности между жилыми домами №, № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 30 метров от домов, площадью 6 кв. м; около жилого <адрес> на расстоянии 30 метров от дома, площадью 9 кв. м и на расстоянии 40 метров от жилого <адрес>, площадью 9 кв. м.
В обоснование требования представитель истца - заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозерова Т.В. пояснила, что прокуратурой <адрес> совместно со специалистами Территориального отдела в <адрес> и <адрес> Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО (далее – Роспотребнадзор) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО <адрес>, в процессе которой установлено, что на участке местности между жилыми домами №, № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 30 метров от домов; около жилого <адрес> на расстоянии 30 метров от дома, и на расстоянии 40 метров от жилого <адрес>, расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления; в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц; в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требует обязать ответчиков ликвидировать свалки бытовых отходов путем сбора и вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку в течение 30 дней со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
Представитель ответчика – МУ «Дирекция единого заказчика» Михайлова Н.Н. иск не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> и индивидуальным предпринимателем Самковым А.Ю. были заключены договора на управление долей общего имущества в многоквартирных домах №, расположенных по <адрес> в <адрес>, предметом которых явилось выполнение управляющей компанией (<данные изъяты> Самковым А.Ю.) работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, а также вывоза бытовых отходов с обслуживаемой территории. При этом, <данные изъяты> Самков А.Ю. обязан был обеспечивать качественное выполнение порученных работ в соответствии с действующим законодательством по эксплуатации жилищного фонда. Таким образом, МУ «Дирекция единого заказчика», является ненадлежащим ответчиком по иску.
Представитель ответчика – администрации МО <адрес>, ответчик – <данные изъяты> Самков А.Ю., представитель третьего лица – Роспотребнадзора, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав объяснение представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч.3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления, закреплены в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
В соответствии с п. 11, 24 ст. 6 Устава МО г.Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 02.06.2005 г. №46, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО г. Алапаевск; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения, в части полномочий администрации МО г. Алапаевск, содержатся в п. 7,13 ст. 38 Устава МО г. Алапаевск.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой <адрес> совместно со специалистами Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО <адрес>, в процессе которой установлено, что на участке местности между жилыми домами №, № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 30 метров от домов; около жилого <адрес> на расстоянии 30 метров от дома, и на расстоянии 40 метров от жилого <адрес>, расположены несанкционированные свалки бытовых отходов.
По результатам проверки специалистом Росптребнадзора была составлена справка, согласно которой обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на участке местности между жилыми домами №, № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 30 метров от домов, площадью 6 кв. м; около жилого <адрес> на расстоянии 30 метров от дома, площадью 9 кв. м и на расстоянии 40 метров от жилого <адрес>, площадью 9 кв. м.
Сторонами не оспаривается, что указанные несанкционированные свалки находятся на территории МО <адрес>, что подтверждается, в том числе исследованными материалами дела.
Таким образом, несанкционированные свалки бытовых отходов оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, в обязанность которых входит принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, на администрацию МО <адрес> подлежит возложению обязанность по их ликвидации.
Вместе с тем, согласно Устава МУ «Дирекция единого заказчика», утвержденного постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера. Учредителем МУ «Дирекция единого заказчика» и собственником имущества, закрепленного за учреждением, является МО <адрес>.
В соответствии с п. 2.1 Устава МУ «Дирекция единого заказчика» создано в целях решения вопросов местного значения, в том числе, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес>, в лице руководителя МУ «Дирекция единого заказчика» и <данные изъяты> Самковым А.Ю. были заключены договора на управление долей общего имущества в многоквартирных домах №, расположенных по <адрес> в <адрес>, предметом которых явилось выполнение управляющей компанией (<данные изъяты> Самковым А.Ю.) работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, а также вывоза бытовых отходов с обслуживаемой территории. При этом, <данные изъяты> Самков А.Ю. обязан был обеспечивать качественное выполнение порученных работ в соответствии с действующим законодательством по эксплуатации жилищного фонда.
Так, в соответствии с п. 3.1.1 договоров в состав работ по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, подлежащих выполнению <данные изъяты> Самковым А.Ю., входят, в том числе содержание придомовой территории, работы по вывозу бытовых отходов.
П. 7.1 договоров предусматривает право собственника осуществлять контроль за деятельностью исполнителя.
Судом установлено, что на момент обнаружения несанкционированных свалок договора от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами не расторгнуты, что влечет обязанность индивидуального предпринимателя Самкова А.Ю. в ликвидации указанных свалок бытовых отходов.
Кроме того, как следует из гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ, протокола совещания по вопросу санитарной очистки свалок твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальным предпринимателем Самковым А.Ю. не оспаривались обстоятельства нахождения свалок бытовых отходов около домов №, расположенных по <адрес> в <адрес>. При этом ответчик неоднократно принимал на себя обязательства по их ликвидации.
Вместе с тем, МУ «Дирекция единого заказчика» также является надлежащим ответчиком по делу, поскольку им не выполнены функции по контролю качества, приемке работ и услуг, предоставляемых исполнителем.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 ГПК РФ, следует отнести за счет ответчиков.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес>, МУ «Дирекция единого заказчика», <данные изъяты> Самкову А.Ю., третьему лицу – Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, МУ «Дирекция единого заказчика», <данные изъяты> Самкова А.Ю., не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на участке местности между жилыми домами №, № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 30 метров от домов, площадью 6 кв. м; около жилого <адрес> на расстоянии 30 метров от дома, площадью 9 кв. м и на расстоянии 40 метров от жилого <адрес>, площадью 9 кв. м.
Об исполнении решения сообщить в Алапаевский городской суд.
Взыскать солидарно с администрации муниципального образования <адрес>, МУ «Дирекция единого заказчика», <данные изъяты> Самкова А.Ю. в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья Е.В. Кокшаров
Решение не вступило в законную силу.