Алапаевский городской прокурор в интересах Наумкина Е.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО Алапаевское о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 г.

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,

с участием помощника прокурора г. Алапаевска Кабакова Д.Н.,

при секретаре Гоголевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Наумкина Е.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования Алапаевское о предоставлении жилого помещения,

установил:

Алапаевский городской прокурор обратился с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации муниципального образования Алапаевское в интересах Наумкина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Наумкина Е.М. жилое помещение и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское.

В первоначальном исковом заявлении он просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское, распределить приобретенное жилое помещение Наумкину Е.М., а администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Наумкину Евгению Михайловичу по договору социального найма.

В уточненном исковом заявлении Алапаевский городской прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Наумкину Е.М. по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета органа исполнительной власти - бюджета Свердловской области.

В обоснование иска указано, что Наумкин Е.М. является лицом, оставшимся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Он не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона должна быть обеспечен благоустроенным жилым помещение вне очереди по договору социального найма администрацией муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области.

Представитель отдела опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району Осинова Н.М. требования прокурора поддержала.

В судебном заседании Наумкин Е.М. поддержал требования прокурора и просит предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам, по норме предоставления жилых помещений в муниципальном образовании. Наумкин

Е.М. пояснял, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Закончил обучение в Верхнесинячихинском профессиональном училище в 2008 г., получает второе образование в Алапаевском профессиональном лицее, зарегистрирован в общежитии в <адрес>. Жилое помещение ему не предоставлялось. В настоящее время вступил в брак, у него родилась дочь. Закрепленного жилья не имеет, проживает с семьей в квартире, которую снимает на собственные средства.

Представитель администрации муниципального образования Алапаевское Змеева О.Е. в судебном заседании пояснила, что Наумкин Е.М. включен в Список на получение жилой площади детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и находится под №. Муниципальное образование Алапаевское только ведет учет таких лиц и не имеет средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот. Представитель согласна с требованием о возложении обязанности на муниципальное образование по предоставлению жилого помещения Наумкину

Е.М. за счет средств бюджета Свердловской области.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание Пономарева С.А. не прибыла, представила отзыв с просьбой о рассмотрении дела без ее участия и просила отказать в иске к Министерству, так как обеспечение жильем Наумкину Е.М. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством.

В отзыве указано на то, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 г. Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с данным постановлением средства областного бюджета направляются для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц пропорционально численности нуждающихся. Получателем бюджетных средств по такому коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое финансирует строительство или приобретение жилых помещений по заключенным государственным контрактам и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Для распределения детям-сиротам жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений указанной категории лиц с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного

жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно Справке ФГУ "Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением " от ДД.ММ.ГГГГ отец Наумкина Е.М. находится на принудительном лечении на основании постановления Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о смерти следует, что мать Наумкина Е.М. умерла в 2004 г.

Приказом по Алапаевскому профессиональному лицею от ДД.ММ.ГГГГ по указанным основаниям Наумкину Е.М. присвоен статус сироты, начисляется социальная стипендия.

Согласно Справке ГОУСО "Мугайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Наумкин Е.М. проживал в Центре с августа 2005 г.

Согласно Гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена обязанность муниципального образования по окончании учебного заведения Наумкину Е.М. предоставить жилое помещение в соответствии с действующим законодательством на территории муниципального образования.

Жилое помещение за Наумкиным Е.М. не закреплялось.

Из корешка направления N.64 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Наумкин Е.М. был принят на обучение в Верхнесинячихинское профессиональное училище с проживанием в общежитии.

Из паспорта Наумкина Е.М. видно, что он был зарегистрирован при получении паспорта в <адрес> (адрес социально-реабилитационного центра) с октября 2005 г., с ноября 2007 г. зарегистрирован в <адрес> (адрес профессионального училища).

Представленные доказательства подтверждают право Наумкина Е.М. на получение во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения.

Согласно свидетельства о браке Наумкин Е.М. и ФИО7 (Синицина) ДД.ММ.ГГГГ заключили брак. Из свидетельства о рождении следует, что они являются родителями ФИО7 Виктории Евгеньевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ № Наумкин Е.М.:

1) принят на учет вместе с членом семьи женой ФИО7 в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования;

2) включен во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признанных нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений по муниципальному образованию Алапаевское.

Согласно Списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существующего в муниципальном образовании Алапаевское в настоящее время, Наумкин Е.М. состоит в нем под №

148.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 и ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан из федерального жилищного фонда или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Федеральным Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ иной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан не предусмотрен.

Такой порядок предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации - Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с таким Порядком органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения после получения таких сведений от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.11,12).

На момент рассмотрения иска денежные средства и жилые помещения на 2010 г. распределены, а Порядок на 2011 г. не принят.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" с ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является лишь распорядителем бюджетных средств для обеспечения жильем лиц, которые включены муниципальным образованием в список нуждающихся лиц указанной категории. Решение об обоснованности предоставления жилого помещения и нуждаемости указанное Министерство не принимает.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области следует отказать как к ненадлежащему ответчику по таким правоотношениям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного уточненного требования о предоставлении Наумкину Е.М., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Обязанность по предоставлению жилого помещения по данному основанию в отношении самого Наумкина Е.М. во внеочередном порядке следует возложить на Администрации муниципального образования Алапаевское, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

Из содержания ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из муниципального жилищного фонда.

Семья Наумкина Е.М. принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом остальных членов семьи, не отнесенных к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, возлагается на муниципальное образование Алапаевское в общем порядке за счет средств муниципального образования.

Согласно ч.5 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от 17 февраля 2009 г. N.69 в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью, в том числе состоящей из одного человека.

Семья Наумкина Е.М. состоит из трех человек: он, жена и малолетняя дочь. Все они признаны нуждающимися. Общая площадь всего жилого помещения на семью Наумкина Е.М. с учетом нормы предоставления должна составлять не менее 48 кв.м. общей площади жилого помещения (16 х 3).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Свердловской области предоставить Наумкину Е.М. во внеочередном порядке как лицу, оставшему без попечения родителей и нуждающемуся в предоставлении жилого помещения благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м., расположенное в муниципальном образовании Алапаевское (муниципальном образовании, в состав которого входит рабочий поселок Верхняя Синячиха), отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В остальной части жилое помещение на семью Наумкина Е.М. с учетом членов его семьи в размере не менее 36 кв.м. должно быть предоставлено за счет средств муниципального образования Алапаевское как лицам нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Наумкина Е.М. удовлетворить.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать.

Обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить ФИО7 Евгению Михайловичу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, расположенное в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета муниципального образования предоставить Наумкину Евгению Михайловичу на семью на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 квадратных метров, расположенное в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через суд его вынесший.

Судья Алапаевского суда А. А. Колесников.