Алапаевский городской прокурор в интересах Тупицина А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО Алапаевское о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 г.

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,

с участием помощника прокурора г. Алапаевска Кабакова Д.Н.,

при секретаре Гоголевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Тупицина А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования Алапаевское о предоставлении жилого помещения,

установил:

Алапаевский городской прокурор обратился с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации муниципального образования Алапаевское в интересах Тупицина А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Тупицина А.А. жилое помещение и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское.

В первоначальном исковом заявлении он просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское, распределить приобретенное жилое помещение Тупицину А.А., а администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Тупицину А.А. по договору социального найма.

В уточненном исковом заявлении Алапаевский городской прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Тупицину А.А. по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета органа исполнительной власти - бюджета Свердловской области.

В обоснование иска указано, что Тупицин А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Он не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона должна быть обеспечен благоустроенным жилым помещение вне очереди по договору социального найма администрацией муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области.

Представитель отдела опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району ФИО4 требования прокурора поддержала.

В судебном заседании Тупицин А.А. поддержал требования прокурора и просит предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам, по норме предоставления жилых помещений в муниципальном образовании.

В обоснование иска Тупицин А.А. пояснял, что он остался без попечения родителей. Находился в <данные изъяты> социальной помощи, обучался в <данные изъяты>. Дом в <адрес>, в котором проживал с родителями, в их собственности не находился. В настоящее время в доме проживать невозможно. Он сохраняет регистрацию в <данные изъяты> и проживает в нем, так как получает второе образование. Жилых помещений ему не предоставлялось ни на постоянной, ни на временной основе.

Представитель администрации муниципального образования Алапаевское ФИО5 в судебном заседании пояснила, что Тупицин А.А. включен в Список на получение жилой площади детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и находится под №. Муниципальное образование Алапаевское только ведет учет таких лиц и не имеет средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот. Представитель согласна с требованием о возложении обязанности на муниципальное образование по предоставлению жилого помещения ФИО

ФИО18. за счет средств бюджета Свердловской области.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание ФИО6 не прибыла, представила отзыв с просьбой о рассмотрении дела без ее участия и просила отказать в иске к Министерству, так как обеспечение жильем Тупицину А.А. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством.

В отзыве указано на то, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 г. Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с данным постановлением средства областного бюджета направляются для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц пропорционально численности нуждающихся. Получателем бюджетных средств по такому коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое финансирует строительство или приобретение жилых помещений по заключенным государственным контрактам и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Для распределения детям-сиротам жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений указанной категории лиц с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного

жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 была лишена родительских прав в отношении сына Тупицина А.А. Отец Тупицина А.А. умер в ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Справке ГОУСО <данные изъяты>"Тупицин А.А. проживала в Центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы Алапаевского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № Тупицин А.А. определен в государственное учреждение начального профессионального образования.

Согласно Гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена обязанность муниципального образования по окончании учебного заведения Тупицину А.А. предоставить жилое помещение в соответствии с действующим законодательством на территории муниципального образования.

Постановлением Главы муниципального образования Алапаевский район от ДД.ММ.ГГГГ № за Тупициным А.А. было закреплено жилое помещение в <адрес> в <адрес> по <адрес>.

Из Справки администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом в <адрес> по <адрес> принадлежит <данные изъяты> мать ФИО7 проживала в доме как квартиросъемщик. Этот дом Тупицину А.А. не принадлежит.

Из Акта осмотра дома в <адрес> по <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией <данные изъяты> следует, что дом бревенчатый, нижние бревна сгнили, перекрытие обрушается, окон и двери отсутствуют.

Из Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> <адрес> признано несоответствующее требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с допущенными в процессе эксплуатации здания, физическим износом, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, по которым помещение признается пригодным для проживания, установленным Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 г.

Представленные доказательства подтверждают право Тупицина А.А. на получение во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения.

Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ № Тупицин А.А. включен во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признанных нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений по муниципальному образованию Алапаевское.

Согласно Списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существующего в муниципальном образовании Алапаевское в настоящее время, Тупицин А.А. состоит в нем под №.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 и ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан из федерального жилищного фонда или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Федеральным Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. иной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан не предусмотрен.

Такой порядок предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации - Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утверждении Порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с таким Порядком органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения после получения таких сведений от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.11,12).

На момент рассмотрения иска денежные средства и жилые помещения на 2010 г. распределены, а Порядок на 2011 г. не принят.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" с 1 января 2010 г. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является лишь распорядителем бюджетных средств для обеспечения жильем лиц, которые включены муниципальным образованием в список нуждающихся лиц указанной категории. Решение об обоснованности предоставления жилого помещения и нуждаемости указанное Министерство не принимает.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области следует отказать как к ненадлежащему ответчику по таким правоотношениям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного уточненного требования о предоставлении Тупицину А.А., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрации муниципального образования Алапаевское, то есть по месту учета Тупицина А.А. в качестве нуждающегося, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

Согласно ч.5 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от 17 февраля 2009 г. N.69 в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью, в том числе состоящей из одного человека.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Свердловской области предоставить Тупицину А.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м., расположенное в муниципальном образовании Алапаевское (муниципальном образовании, в состав которого входит <адрес>), отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Тупицина А.А. к Администрации муниципального образования Алапаевское удовлетворить.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать.

Обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Тупицину А.А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратным метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через суд его вынесший.

Судья Алапаевского суда Для исключений.