Мясникова С.М. к Администрации МО г.Алапаевск о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск 18 февраля 2011 года

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе

Председательствующего федерального судьи Бузань Ж.В.

При секретаре Смирновой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясниковой С.М. к администрации МО город Алапаевск о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мясникова С.М. обратилась в суд с иском к Администрации МО город Алапаевск о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование своих исковых требований Мясникова С.М. указала, что на основании решения Алапаевского городского суда от 11.03.2010 года за ней признано право собственности на часть жилого дома, расположенного в Свердловской области в <адрес>. В настоящее время она решила оформить в собственность и земельный участок под частью жилого дома и прилегающий к ее дому, в связи с чем обратилась в Администрацию МО город Алапаевск с соответствующим заявлением. Истцу в удовлетворении ее заявления было отказано, предложено оформить договор аренды на земельный участок. Отказ мотивирован тем, что по территории ее земельного участка и даже по части ее жилого дома в соответствии с Генеральным планом г. Алапаевска проходит « Красная линия». Ширина земель общего пользования на проектный срок в границах красных линий по <адрес> составляет 40 метров, то есть южная красная линия <адрес> попадает на земельный участок жилого дома № по <адрес>. Данный отказ она считает необоснованным, так как данным земельным участком она с 1985 года добросовестно пользуется. Генеральный план, на который ссылается Администрация МО город Алапаевск, от 1982 года не реализован. Истец просит обязать ответчика заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении исковых требований, в дополнение пояснила, что в проживает в части жилого дома по <адрес> и пользуется прилегающим к дому земельным участком вместе с семьей с 1985 года. Право собственности на данную часть жилого дома она приобрела в 2010 году на основании решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время земельный участок прошел процедуру межевания, его площадь по результатам межевания составляет 753 кв. метра. Истец просит обязать ответчиков заключить с ней договор купли-продажи земельного участка площадью 753 кв. метра, расположенного по <адрес>.

Представитель ответчика - администрации МО город Алапаевск Холодова П.В. исковые требования Мясниковой С.М. не признала, суду пояснила, что истцу письмом начальника Управления имущественных отношений и неналоговых доходов МО город Алапаевск № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в приобретении на праве собственности земельного участка, расположенного в <адрес>, с учетом его места расположения, необходимости соблюдения существующей и перспективной застройки. Причиной отказа является то, что в соответствии с Генеральным планом города Алапаевска, утвержденным Решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим в настоящее время, сечение 7-7 <адрес> на проектный срок в границах красной линии составляет 40 метров. Проектная южная красная линия по <адрес> попадает на земельный участок, находящийся под частью жилого дома № по <адрес> в <адрес>. Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные Решением Думы МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ №, содержат понятие красных линий, аналогичное указанному в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, мнения по иску не высказали.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области Шаньгина Н.В. в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании она поясняла, что Генеральный план города Алапаевска с 1983 года не реализован. На прилегающие к спорному участку усадьбы право собственности уже у граждан имеется. <адрес> неперспективная, так как она тупиковая, заканчивается железнодорожными путями.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Вопросы, связанные с отчуждением земельных участков, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также иными нормативными актами.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с п.5 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

На основании ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.2,3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В соответствии с ч.1,2 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

На основании ч.12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу ч.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу прямого указания, содержащегося в вышеприведенных нормах Земельного кодекса РФ, истец имеет право по своему выбору оформить свои права землепользования путем заключения соответствующего договора купли-продажи земельного участка либо договора его аренды.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения Алапаевского городского суда, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Мясникова приобрела право собственности на часть жилого дома, расположенную в Свердловской области в <адрес> Право собственности истца на данный объект недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности Мясниковой С.М. на часть жилого дома, расположеннуюы по адресу: <адрес>, ответчиком не оспаривается.

Согласно кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок находится в государственной собственности и не закреплен за конкретными лицами.

Истцом проведено межевание земельного участка. По результатам межевания площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, составила 753 кв. метра. Истец не оспаривает установленный размер земельного участка.

Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением на имя главы МО город Алапаевск о передаче в собственность земельного участка, расположенного под жилым домом, принадлежащим истцу на праве собственности, по адресу: <адрес>.

Письмом начальника Управления имущественных отношений и неналоговых доходов МО город Алапаевск Карабатова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в приватизации земельного участка со ссылкой на ст. 36,85 Земельного кодекса Российской Федерации, с указанием на то, что в соответствии с Генеральным планом города Алапаевска, утвержденным Решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим в настоящее время, сечение 7-7 по <адрес> составляет 40 метров, то есть южная красная линия <адрес> попадает на земельный участок, находящийся под частью жилого дома в <адрес>

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Проектирование и установление красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации осуществляется на основании Инструкции РДС 30-201-98, утвержденной госкомитетом РФ по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчиков ссылается на Генеральный план г. Алапаевска, утвержденный в 1983 году. Однако при этом суду не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о реализации данного плана в отношении спорного земельного участка за прошедшие 27 лет, не представлено и сведений, как именно предполагается реализация существующего Генерального плана либо проекта нового Генерального плана в отношении данного земельного участка. Более того, представитель ответчика затруднилась указать, реализован ли Генеральный план 1983 года хотя бы в какой-то части на территории муниципального образования. Все разумные сроки для реализации Генерального плана 1983 года хотя бы в части истекли.

Более того, из материалов дела, пояснений представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области видно, что у граждан на соседние земельный участки имеется право собственности, <адрес> неперспективная, находится на самой окраине <адрес>, заканчивается железнодорожными путями и лесом, тогда как Генеральный план г.Алапаевска 1983 года предусматривает проведение работ по реконструкции общегородского центра и размещение нового жилого и культурно-бытового строительства так же в центральной части города.

Истец выразил свою волю на заключение договора возмездной приватизации, то есть приобретения на праве собственности земельного участка.

Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, при которых законом предусмотрена возможность отказа в приватизации земельного участка. Генеральный план, содержащий данные о перспективной застройке города и расположении красных линий, не является доказательством таких обстоятельств.

Таким образом, препятствий, предусмотренных законом, для возмездной приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, судом не установлено.

Суд считает, что ответчик по иску Мясниковой С.М. - администрация МО город Алапаевск необоснованно препятствует заключению договора купли-продажи земельного участка с истцом.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Мясниковой С.М. необходимо удовлетворить в связи с их обоснованностью..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мясниковой С.М. удовлетворить.
Обязать администрацию МО город Алапаевск заключить с Мясниковой С.М. договор купли-продажи земельного участка площадью 753 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Алапаевский городской суд.

Судья Бузань Ж.В.