Решение об оставлении без удовлетворения требований Софронова Е.Л. об отмене регистрации кандидата на должность депутата Думы МО Алапаевское по одномандатному избирательному округу



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Алапаевск 06 марта 2011 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кокшарова Е.В.

с участием:

заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,

заявителя – Софронова Е.Л.,

представителя заявителя – ФИО4,

представителя заинтересованного лица ФИО1 – ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

председателя Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии ФИО7,

председателя окружной избирательной комиссии № ФИО8,

при секретаре Куткиной А.В.

рассмотрев гражданское дело по заявлению Софронова Е.Л. об отмене регистрации кандидата на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу № ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Решением Думы муниципального образования Алапаевское первого созыва от 17.12.2010 г. № назначены выборы депутатов Думы муниципального образования Алапаевское второго созыва, с днем голосования 13.03.2011 г.

Решениями окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидатов на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу № были соответственно зарегистрированы Софронов Е.Л. и ФИО26.

Софронов Е.Л. в срок, установленный законом, обратился в суд с требованием об отмене на основании п.п. «в» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации кандидата ФИО27., в связи с неоднократным использованием кандидатом преимуществ своего должностного положения.

В ходе судебного заседания Софронов Е.Л. и его представитель заявление поддержали и пояснили, что в период проведения избирательной компании по выборам депутатов в Думу муниципального образования Алапаевское, зарегистрированным кандидатом ФИО28., являющимся действующим главой муниципального образования Алапаевское, неоднократно допускались случаи использования своего должностного положения.

Так, ДД.ММ.ГГГГ на территории одномандатного избирательного округа № было назначено собрание с повесткой дня:

- об итогах работы <данные изъяты> сельской администрации за 2010 г. и задачах на 2011 г.;

- отчеты руководителей муниципальных бюджетных учреждений (ФАПа, клуба, школы), участкового уполномоченного милиции.

Согласно объявления <данные изъяты> сельской администрации о проведении собрания, в нем принимает участие глава муниципального образования Алапаевское ФИО1

На собрании, помимо руководителей подведомственных учреждений, присутствовали также жители <адрес>.

Перед началом собрания был озвучен регламент, в соответствии с которым должно было проведено собрание. На момент голосования за регламент ФИО29. отсутствовал, и его выступление в регламенте озвучено не было.

Кандидат ФИО30. прибыл на собрание после озвучивания регламента. После непродолжительного выступления исполняющего обязанности главы <данные изъяты> сельской администрации, фельдшера ФАПа, заведующих детского сада, клуба, директора школы, председателя и главного зоотехника колхоза «<данные изъяты>», участкового уполномоченного милиции, свое выступление начал кандидат ФИО31.

В своем выступлении ФИО32 озвучил отчет о проделанной работе как главы муниципального образования Алапаевское по <адрес>, а также озвучил планы и перспективы развития села на будущее, а именно:

- проведение ямочного ремонта дорог, путем бесплатного предоставления двух-трех автомобилей с асфальтом;

- проведение в ближайшее время ремонта <данные изъяты> ФАПа;

- продолжение работы школы и клуба в <адрес>

Кроме того, ФИО33 указал, что когда он являлся председателем колхоза «<данные изъяты>», то только в это время строились дороги, а в настоящее время жителям <адрес> этого им никто не сделает.

После окончания выступления ФИО34. присутствующими на собрании задавались вопросы, на которые кандидат отвечал. На вопросы жителей, являющихся потенциальными избирателями, по поводу того, что отсутствует освещение на улице, ФИО35. дал указание устранить недостатки. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> приехала бригада электриков, которая восстановила уличное освещение.

Выступление ФИО36 в общей сложности заняло большую по продолжительности часть собрания, после окончания, которого кандидат остался в зале и продолжил общение с жителями <адрес>.

В этот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ было проведено аналогичное собрание в <адрес>, на котором присутствовали представители <данные изъяты> сельской администрации, руководители подведомственных учреждений, а также жители <адрес>. На данном собрании также происходило выступление кандидата ФИО37., которое заняло основную часть общего собрания.

На данном собрании ФИО38 обещал сохранить все учреждения в <адрес>; сообщил, что будет работать сельское хозяйство, а также о скором строительстве газопровода.

Софронов Е.Л. полагает, что выступления ФИО39 в <адрес> и в <адрес>, не являются отчетными, и были использованы кандидатом для ведения предвыборной агитации с жителями избирательного округа, о чем в частности свидетельствует то обстоятельство, что ранее ФИО40 на отчетных собраниях, проводимых в населенных пунктах, расположенных в иных избирательных округах, не участвовал.

Кроме того, выступления ФИО41 на отчетных собраниях, проводимых в <адрес> и <адрес>, были направлены на создание положительного отношения к нему, как к кандидату со стороны избирателей, и имели своей целью побудить избирателей к голосованию за него.

Поскольку кандидат ФИО42 неоднократно проводил агитационные выступления во время публичных мероприятий, проводимых <данные изъяты> сельской администрацией, с использованием своего служебного положения, то имеются основания для отмены его регистрации в качестве кандидата на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу №.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО6 заявление не признал, пояснив, что доводы заявителя о наличии нарушений избирательных прав, имевших место в период избирательной компании и повлиявших на волеизъявление избирателей, являются несостоятельными. Действительно, ФИО1, являющийся действующим главой муниципального образования <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в отчетных собраниях, проводимых <данные изъяты> сельской администрацией в <адрес> и <адрес>, где озвучил отчет о проделанной работе как главы муниципального образования <данные изъяты> и планы, перспективы развития населенных пунктов, осуществлял прием граждан, рассматривал их обращения, в том числе давал поручения должностным лицам местного самоуправления муниципального образования по реализации обращений граждан.

Вместе с тем, ФИО1, являясь лицом, замещающим выборную муниципальную должность, и имеющий статус зарегистрированного кандидата, осуществлял свою деятельность с соблюдением требований п.1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем, оснований для отмены его регистрации в качестве кандидата на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу №, не имеется.

Председатель Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии ФИО7, а также председатель окружной избирательной комиссии № ФИО8, оставили рассмотрение заявления на усмотрение суда, указав, что решением Думы муниципального образования Алапаевское первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы муниципального образования Алапаевское второго созыва, с днем голосования 13.03.2011 г. Решениями окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидатов на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу № были соответственно зарегистрированы Софронов Е.Л. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию поступило заявление от кандидата Софронова Е.Л. о том, что в период проведения избирательной компании по выборам депутатов в Думу муниципального образования Алапаевское, зарегистрированным кандидатом ФИО1, являющимся действующим главой муниципального образования <данные изъяты>, неоднократно допускались случаи использования своего должностного положения, выразившиеся в агитационных выступлениях во время публичных мероприятий, проводимых <данные изъяты> сельской администрацией. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела, заявление Софронова Е.Л. окружной территориальной комиссией не рассмотрено.

Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, представителей избирательной комиссии, заключение прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Думы муниципального образования Алапаевское первого созыва от 17.12.2010 г. № назначены выборы депутатов Думы муниципального образования Алапаевское второго созыва, с днем голосования 13.03.2011 г.

Решениями окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидатов на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу № были соответственно зарегистрированы Софронов Е.Л. и ФИО1

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Часть.1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод.

Доказательствами, исследованными в судебном заседании, судом установлено, что Софронов Е.Л. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу №, и в соответствии со ст. 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет право на обращение в суд за защитой избирательного права, нарушенного в период избирательной компании.

В соответствии с п.п. «в» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 ч.7 ст. 98 Областного закона от 29.04.2003 г. №10-ОЗ «Избирательный Кодекс Свердловской области».

Основания использования преимуществ должностного или служебного положения установлены п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 5 ст. 56 Областного закона от 29.04.2003 г. №10-ОЗ «Избирательный Кодекс Свердловской области».

Указанный перечень является для кандидатов и иных лиц, указанных в нем, исчерпывающим для определения признаков нарушений, допущенных с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

При рассмотрении заявления об отмене регистрации кандидата, по основанию неоднократного использования им преимуществ своего должностного или служебного положения, юридически значимыми обстоятельствами имеющими значение для дела являются:

- относится ли кандидат к субъекту, на который распространяются ограничения (п.1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- относится ли кандидат к субъекту, который на время участия в выборах освобождается от выполнения должностных или служебных обязанностей ( п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- наличие неоднократности использования преимуществ должностного или служебного положения (совершение не менее двух раз действий, перечисленных в п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В качестве обоснования своего требования заявитель указал, что в период проведения избирательной компании по выборам депутатов в Думу муниципального образования <данные изъяты>, зарегистрированным кандидатом ФИО1, являющимся действующим главой муниципального образования <данные изъяты>, неоднократно допускались случаи использования своего должностного положения.

При этом, в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения заявитель сослался на положения п. 5 ст. 56 Областного закона от 29.04.2003 г. №10-ОЗ «Избирательный Кодекс Свердловской области», а именно осуществление кандидатом ФИО1 следующих действий:

- агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

- обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

В соответствии с п.1,2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Ограничения вышеуказанным Федеральным законом установлены для лиц, находящихся, в том числе на муниципальной службе, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Вместе с тем, действующие главы муниципальных образований, являясь лицами, замещающими выборную муниципальную должность, и имеющие статус зарегистрированного кандидата, могут продолжать свою деятельность в период избирательной компании, поскольку лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, могут продолжать свою деятельность с соблюдением требований п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, в силу положений п. 6 ст. 40 вышеназванного Федерального закона, соблюдение ограничений, перечисленных в п. 5, не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

В соответствии с п. 1,2 ст. 26 Устава муниципального образования <данные изъяты>, принятого Решением Думы муниципального образования, в состав территории которого входит <данные изъяты> от 26 ноября 2008 г. N 67, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и Думе муниципального образования.

Глава муниципального образования отчитывается о своей деятельности перед населением муниципального образования и Думой муниципального образования не менее одного раза в течение одного календарного года.

Согласно п.п. 10 п. 6 ст. 26 Устава глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, в том числе, осуществляет прием граждан, рассматривает обращения (предложения, заявления или жалобы) граждан, дает поручения главе местной администрации, другим должностным лицам местного самоуправления муниципального образования по реализации обращений граждан.

Действительно, ФИО1, являющийся действующим главой муниципального образования <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в отчетных собраниях, проводимых <данные изъяты> сельской администрацией в <адрес> и <адрес>, где озвучил отчет о проделанной работе как главы муниципального образования <данные изъяты> и планы, перспективы развития населенных пунктов, осуществлял прием граждан, рассматривал их обращения, в том числе давал поручения должностным лицам местного самоуправления муниципального образования по реализации обращений граждан.

Указанные обстоятельства нашли свое отражение в объявлении <данные изъяты> сельской администрации о проведении ДД.ММ.ГГГГ собрания с повесткой дня «Об итогах работы <данные изъяты> сельской администрации за 2010 г. и задачах на 2011 г.», постановлении администрации муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено проведение дня администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> сельской администрации, в населенных пунктах <адрес> и <адрес>, и не оспариваются представителем заинтересованного лица ФИО1, а также подтверждены показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11

Из показаний свидетелей ФИО12, ФИО13 также не усматривается, что ФИО1 использовал преимущества своего должностного или служебного положения, а лишь констатировались факты обращения граждан с текущими проблемами к ФИО1, как главе муниципального образования.

В ходе судебного заседания была озвучена аудиозапись, представленная заявителем – Софроновым Е.Л., в качестве обоснования вывода о ведении ФИО1 агитации на отчетных собраниях, проводимых в <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой также не усматривается указанных нарушений.

В свою очередь, доводы заявителя о том, что кандидат ФИО1 проводил агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, являются надуманными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выступления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на отчетных собраниях, в населенных пунктах <адрес> и <адрес>, не носили агитационного характера, а были направлены на осуществление им своих полномочий, как главы муниципального образования Алапаевское.

При этом, Софроновым Е.А. не представлено суду доказательств, подтверждающих, что кандидат ФИО1 в период избирательной кампании, обнародовал в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчеты о проделанной работе, либо распространил от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравления и иные материалы, не оплаченные из средств соответствующего избирательного фонда.

Суд учитывает то, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к кандидатам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах, и применяется в целях наказания виновных лиц путем принудительного отказа этим лицам в реализации принадлежащего им пассивного избирательного права.

Основания отмены регистрации кандидата установлены в п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и их перечень, установленный этой нормой, является исчерпывающим.

В связи с тем, что суд не установил фактов нарушений со стороны кандидата ФИО1, а именно неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, то оснований для отмены регистрации кандидата ФИО1, в соответствии с п.п. «в» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает отказать кандидату Софронову Е.Л. в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата ФИО1

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Софронова Е.Л. об отмене регистрации кандидата на должность депутата Думы муниципального образования Алапаевское по одномандатному избирательному округу № ФИО1, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья Е.В. Кокшаров