РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2011 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., с участием прокурора Глухова Р.Г., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Рощектаевой Т.С. к ОАО Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Рощектаева Т.С. обратилась в суд с иском к филиалу ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» Алапаевскому отделению № Сбербанка России о восстановлении на работе, указав в обоснование заявленных требований, что она работала в Алапаевском отделении № Сбербанка России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы по сокращению численности работников организации на основании п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Свое увольнение она считает незаконным, так как замещаемая ею должность фактически не сокращалась, она была переименована в результате изменения штатной структуры Алапаевского отделения № Сбербанка России, и на данную должность с ДД.ММ.ГГГГ переведен сотрудник из бухгалтерии ФИО5 Сравнение должностных обязанностей старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов и экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц позволяет сделать вывод о тождественности данных должностей. Сектор транзакционных продуктов для юридических лиц и сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов являются структурными подразделениями, осуществляющими одинаковые функции. По сравнению с ФИО5 она имела преимущественное право на оставление на работе, так как ее стаж работы в должности старшего экономиста составлял более 4 лет, а стаж работы в банковской системе - более пяти лет, в то время как ФИО5 имела стаж работы в банковской системе три года, в должности экономиста не работала. Кроме того, она проходила обучение по программе «Производственная система Сбербанка», ФИО5 курсы повышения квалификации не проходила. Соответственно, по сравнению с ФИО5 она имела более высокую квалификацию. У нее на иждивении находится сын, 2007 года рождения, и супруг, который в настоящее время нигде не работает. У ФИО5 на иждивении несовершеннолетних детей нет. Истица просит восстановить ее на работе в Алапаевском отделении № Сбербанка России в должности старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.
Определением Алапаевского суда от ДД.ММ.ГГГГ с согласия сторон произведена замена ненадлежащего ответчика филиала ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» Алапаевского отделения № Сбербанка России на надлежащего – ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации».
В судебном заседании истец Рощектаева Т.С. настаивает на удовлетворении иска в полном объёме, в дополнение пояснила, что она имеет преимущественное право на оставление на работе по сравнению с ФИО5, поскольку продолжительность стажа ее работы больше, несмотря на нахождение в этот период в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком. Ответчик мог дождаться ее выхода из отпуска и предложить вакансию в новом отделе, которая была предложена ФИО5 накануне ее выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком. Она также могла, как и ФИО5, пройти обучение на курсах, однако работодателем ей это предложено не было. Она не согласилась с предложенными ей банком вакансиями, так как на тот период времени они ее не устраивали, не была согласна занять должности, которые удалены от места ее постоянного проживания.
Представитель ответчика ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации по доверенности Сирина И.В. в судебном заседании с иском Рощектаевой Т.С. не согласилась, указав в обоснование своих возражений, что ДД.ММ.ГГГГ Рощектаева Т.С. была принята на работу в Алапаевское отделение № Сбербанка России на должность старшего инспектора административного сектора на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-к она переведена на должность старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. В должностные обязанности истицы входило осуществление операций по обслуживанию юридических лиц, в том числе открытие и сопровождение расчетных и текущих счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проверка кассовой дисциплины юридических лиц, подготовка договоров на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рощектаева Т.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком по достижению им возраста 3 лет. ДД.ММ.ГГГГ (на момент выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) Рощектаевой Т.С. вручено предупреждение о сокращении должности. От всех предлагаемых вакансий (предлагались вакансии ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) Рощектаева Т.С. отказалась. ДД.ММ.ГГГГ, после выхода с больничного, Рощектаева Т.С. уволена по сокращению численности работников организации. ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание Алапаевского отделения № Сбербанка России на основании Распоряжения Уральского банка № внесены изменения, с ДД.ММ.ГГГГ введено в действие новое штатное расписание. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-о от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в организационную структуру и штатное расписание Алапаевского отделения № Сбербанка России. В результате внесенных изменений в штатное расписание Алапаевского отделения № Сбербанка России была полностью изменена структура штатного расписания. На основании Распоряжений территориального банка (Уральский банк), которому организационно подчинено Алапаевское отделение № в целях перевода головных отделений и отделений Сбербанка России на новую организационную структуру в соответствии с «Регламентом формирования организационной структуры аппарата головного отделения и отделения Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ № структура штатного расписания отделения была сформирована таким образом, что весь функционал был консолидирован в отдельные блоки по направлениям деятельности - Руководство, Розничный бизнес, Корпоративный бизнес, Финансы, Обеспечивающий блок, куда вошли административный отдел, отдел ИТ, отдел инкассации, кассовый центр, Блок «Управляющего отделением», куда вошли юридический сектор, отдел безопасности, сектор внутреннего контроля, и сектор по работе с просроченной задолженностью физических лиц. Истица до увольнения замещала должность старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Данный сектор при введении нового штатного расписания ДД.ММ.ГГГГ был фактически расформирован и вошел в состав операционного отдела в блоке «Розничный бизнес» в составе 5 контролеров. В результате реорганизации структуры штатного расписания Отделения в соответствии с Регламентом № был образован блок «Корпоративный бизнес», который объединил в себе 3 структурных подразделения – подразделение планирования, контроля и качества клиентского обслуживание юридических лиц, подразделения обслуживания и продаж в сети ВСП для юридических лиц, подразделения клиентской работы – в единое структурное подразделение координации обслуживания и продаж для юридических лиц. В состав блока «Корпоративный бизнес» вошли сектор транзакционных продуктов для юридических лиц, сектор обслуживания и продаж для юридических лиц и группа специалистов планирования, контроля и качества клиентского обслуживания юридических лиц. Сектор транзакционных продуктов для юридических лиц был сформирован в составе начальника сектора (ФИО7), старшего экономиста (ФИО8), экономиста (ФИО5). Задачами данного сектора является организация валютного контроля по операциям корпоративных клиентов, организация работы по реализации векселей и депозитных сертификатов Банка. На должность старшего экономиста переведена ФИО8 (ранее старший контролер сектора РКО). Она имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит» с квалификацией «Экономист». За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 являлась ведущим экономистом по ценным бумагам экономического сектора, стаж работы в Сбербанке более 14 лет. ФИО8 прошла обучение и успешно сдала тестирование на знание требований Положения по валютным операциям и ценным бумагам. На должность экономиста переведена ФИО5 (ранее старший бухгалтер). ФИО5 имеет высшее образование по специальности «Экономика и управление в строительстве» с квалификацией «Экономист-менеджер», стаж работы в Сбербанке более 2 лет. За период работы старшим бухгалтером ФИО5 выполняла в том числе обязанности по ведению электронной базы данных по валютным операциям, прошла обучение и успешно сдала тестирование на знание требований Положения по валютным операциям и ценным бумагам. Задачами сектора обслуживания и продаж для юридических лиц в составе начальника сектора (ФИО9), старшего экономиста (удаленное рабочее место ДО №), экономиста (удаленное рабочее место ДО №) является организация работы по продаже всей линейки банковских продуктов корпоративным клиентам на территории 5 муниципальных образований: МО «г. Алапаевск», МО «Алапаевское», Махневское МО, Артемовский городской округ, Режевской городской округ. Задачами группы специалистов планирования, контроля и качества клиентского обслуживания юридических лиц в составе ведущего экономиста (ФИО10), старшего экономиста (ФИО11) является участие в стратегическом планировании деятельности блока «Корпоративный бизнес» всей филиальной сети по полному спектру услуг, оказываемых корпоративным клиентам, в том числе по операциям по кредитованию юридических лиц и ИП, бизнес-планирование, обобщение результатов работы подразделений блока «Корпоративный бизнес», составление отчетности по всей филиальной сети по полному спектру услуг, оказываемых корпоративным клиентам, оценка эффективности работы по всем сегментам корпоративных клиентов. На должность ведущего экономиста переведена ФИО10 (старший экономист сектора РКО). ФИО10 имеет высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с квалификацией «Экономист», стаж работы в Сбербанке более 5 лет. ФИО10 прошла обучение и успешно сдала тестирование на знание требований регламентов по кредитованию юридических лиц, по составлению финансовой и статистической отчетности. На должность старшего экономиста переведена ФИО11, она имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит» с квалификацией «Экономист», стаж работы в Сбербанке более 6 лет. ФИО11 прошла обучение и успешно сдала тестирование на знание требований регламентов по кредитованию юридических лиц, по составлению финансовой и статистической отчетности. Изменения структуры сектора кредитных продуктов для юридических лиц не произошло. Сектор РКО юридических лиц, входящий в состав Операционного отдела, осуществляет ведение расчетных, текущих, бюджетных и других счетов корпоративных клиентов, прием расчетных документов, выдачу выписок, оказание консультационных услуг юридическим лицам, продажу клиентам банковских продуктов, проведение контроля операций клиентов, осуществление контроля за соблюдением установленного срока выдачи заработной платы, перечисление обязательных платежей в бюджет.
До внесения изменений в структуру штатного расписания в составе сектора РКО находилось 10 штатных единиц, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при введении нового штатного расписания Отделения в состав Блока «Корпоративный бизнес» входит 13 штатных единиц, в том числе сектор РКО в составе 5 штатных единиц. В Корпоративный блок был передан следующий функционал - организация валютного контроля по операциям корпоративных клиентов, организация работы по реализации векселей и депозитных сертификатов Банка – 2 штатные единицы (до изменения структуры штатного расписания данный функционал входил в обязанности сотрудников экономического сектора), составление планов работы и отчетов по работе филиальной сети по обслуживанию корпоративных клиентов – 1штатная единица (также функционал экономического сектора). Объем функциональных обязанностей, выполняемых работниками Корпоративного блока, за исключением сектора кредитных продуктов для юридических лиц, увеличился за счет передачи части функциональных обязанностей, выполняемых работниками других секторов в соответствии со штатной структурой до ДД.ММ.ГГГГ, появления новых банковских продуктов Сбербанка и объединении функциональных обязанностей по обслуживанию корпоративных клиентов в блоке «Корпоративный бизнес».
При внесении изменения в структуру штатного расписания и утверждении новой структуры ДД.ММ.ГГГГ ни одна из должностей экономистов секторов блока «Корпоративный бизнес» не является тождественной должности старшего экономиста сектора РКО юридических лиц и бюджетов. В соответствии с введенным штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ и отдельными распоряжениями Председателя Уральского банка Сбербанка России функциональные обязанности, закрепленные за старшим экономистом сектора РКО, в данном случае Рощектаевой Т.С., были частями переданы во вновь созданные секторы блока «Корпоративный бизнес» и Центр сопровождения клиентских операций (ЦСКО) <адрес>. Проверку кассовой дисциплины, входящей в состав мероприятий по проведению необходимого контроля операций Клиентов, осуществляет сектор РКО в операционном отделе в составе 5 контролеров. Функции, имеющие общий характер, такие как сканирование документов, соблюдение графика документооборота, анализ работы структурного подразделения и тому подобное, закреплены в должностных обязанностях всех сотрудников Отделения и не являются приоритетными обязанностями экономиста Корпоративного блока. Таким образом, ни одна из должностей блока «Корпоративный бизнес» и в целом по Отделению не является тождественной должности старшего экономиста сектора РКО юридических лиц и бюджетов. Функциональными обязанностями экономиста сектора транзакционных продуктов является сопровождение операций, совершенных в иностранной валюте и организация работы с векселями. Данные обязанности выполняла ведущий экономист по валютным операциям ФИО12, которая была предупреждена о сокращении должности и ей была предложена, в том числе, должность экономиста сектора транзакционных продуктов. От предложенных вакансий она отказалась. Данная ставка оказалась вакантной. Алапаевским отделением № Сбербанка России был осуществлен поиск специалистов, которые отвечали требованиям, предъявляемым к данной должности. В тот момент Рощектаева Т.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком. Начиная с сентября 2010 года и до момента увольнения ФИО12 ФИО5 обучалась по данной должности, в ноябре 2010 года она прошла тестирование на знание требований Положения по валютным операциям. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята на должность экономиста сектора транзакционных продуктов юридических лиц. С ДД.ММ.ГГГГ прошла тестирование на знание нормативных документов по операциям с векселями. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлены полномочия на совершение операций по выдаче векселей. Должностными обязанностями ФИО5 являются обслуживание юридических лиц по совершению операций в иностранной валюте, методическое, консультационное обеспечение работы, валютный контроль, организация работы с ценными бумагами. Обучение по программе «Производственная система Сбербанка» заключается в организации рабочего времени и пространства, а также стандарты сервиса и качественного обслуживания клиентов и не включает в себя повышение квалификации по выполняемым должностным обязанностям. Таким образом, должности старшего экономиста сектора РКО и экономиста сектора транзакционных продуктов не являются тождественными, включают в себя разные функциональные обязанности и не подлежат в данной ситуации сравнению. Рощектаева Т.С. уволена с соблюдением всех норм Трудового кодекса РФ, оснований для восстановления на работе истицы не имеется.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования Рощектаевой Т.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Согласно статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ).
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
Расторжение трудового договора вследствие сокращения численности или штата работников возможно как при фактическом сокращении объема работ, так и при проведении различных организационных мероприятий, позволяющих сократить численность работников, штат, хотя объем работ остается неизменным или даже увеличивается.
Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности сокращения численности или штата, исследуется лишь вопрос, имело ли оно место в действительности.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Рощектаева (до брака Вдовина) Т.С. принята на работу в филиал акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Алапаевского отделения № в административный сектор на должность старшего инспектора, что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
На основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ Рощектаева (Вдовина) Т.С. переведена на основании личного заявления в сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов на должность старшего экономиста, что подтверждается приказом о переводе и дополнительным соглашением № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 22).
Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ Рощектаева Т.С. – старший экономист сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Алапаевского отделения № ОАО «Сбербанк России» уволена с работы в связи сокращением численности работников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка (л.д. 39), в качестве основания указаны Постановление Правления Уральского банка ОАО « Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, приказ по Алапаевскому отделению № Сбербанка России « О внесении изменений в штатное расписание» от ДД.ММ.ГГГГ №-о.
Истец Рощектаева Т.С. оспаривает законность своего увольнения на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на наличие у нее преимущественного права на оставление на работе, а также на то, что фактически мероприятия по сокращению численности работников не проводились.
Как видно из штатного расписания Алапаевского отделения № Сбербанка России, в структуру Алапаевского отделения № Сбербанка России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ входят сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, сектор кредитования юридических лиц, отдел кредитования частных клиентов, экономический сектор, сектор сопровождения и оформления банковских операций, подразделение вкладов и расчетов населения, отдел инкассации, сектор инкассации при дополнительном офисе, сектор кассовых операций, сектор безопасности и защиты информации, сектор по работе с просроченной задолженностью физических лиц на поздних сроках, сектор банковских карт, сектор информатики и автоматизации банковских карт, отдел бухгалтерского учета и отчетности, сектор бухгалтерского учета и отчетности, сектор контроля за вкладными операциями, юридический сектор, административный отдел, сектор внутреннего контроля, дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла с общим количеством штатных единиц 261,5 (л.д. 40-42), в том числе в секторе РКО юридических лиц – 10 единиц ( л.д. 47).
На основании Распоряжений Председателя Правления Уральского банка Сбербанка России № от ДД.ММ.ГГГГ «О Плане перехода на новую организационную структуру головных отделений и отделений Сбербанка России» (л.д. 49-56) и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О Плане перехода на новую организационную структуру головных отделений и отделений Сбербанка России» (л.д. 58-60), приказа управляющей Алапаевским отделением № Сбербанка России №-о от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 62) были внесены изменения в организационную структуру и штатное расписание Алапаевского отделения № Сбербанка России, с ДД.ММ.ГГГГ введено новое штатное расписание отделения в соответствии с новой организационной структурой – штатной численностью 261,5 единица.
Как следует из штатного расписания Алапаевского отделения № Сбербанка России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общее количество штатных единиц составляет 261,50, сформированы следующие блоки: руководство – 2 штатные единицы (управляющие, заместитель управляющего), блок «Розничный бизнес» - 26 штатных единиц (группа специалистов планирования, контроля и качества клиентского обслуживания физических лиц – 2 штатные единицы, отдел обслуживания и продаж в сети ВСП для физических лиц – 10 штатных единиц, отдел по работе с предприятиями и партнерами и удаленных каналов обслуживания, - 7 штатных единиц, операционный отдел – 1 штатная единица начальника отдела, сектор кредитования частных клиентов – 3 штатные единицы, сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц – 5 штатных единиц контролеров), блок «Корпоративный бизнес» - 12 штатных единиц (группа специалистов планирования, контроля и качества обслуживания юридических лиц – 2 штатные единицы, сектор обслуживания и продаж для юридических лиц – 3 штатные единицы, сектор кредитных продуктов для юридических лиц – 4 штатные единицы, сектор транзакционных продуктов для юридических лиц – 3 штатные единицы), блок «Финансы» - 31 штатная единица, блок «Обеспечивающий» – 11 штатных единиц, блок «Управляющего отделением» - 20 штатных единиц, итого по аппарату 154 штатные единицы, по ВСП 107,50 штатных единиц (л.д. 43-46, 48).
Формирование организационной структуры аппарата Алапаевского отделения № Сбербанка России проведено в соответствии с Регламентом формирования организационной структуры аппарата головного отделения и отделения Сбербанка России № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Правления Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ № & 2 ( л.д. 145-152).
Штатное расписание Алапаевского отделения № Сбербанка России, введенное в действие с ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Председателем Уральского банка ФИО13, действующим на основании генеральной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 2.17. которой предусмотрено его правомочие на утверждение (изменение) штатного расписания филиала, а также организационно подчиненных ему отделений.
Из штатного расписания Алапаевского отделения № Сбербанка России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что должность старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов, которую занимала истица, исключена.
Довод истицы о том, что в результате сокращения функционал обязанностей по ранее замещаемой ею должности старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов, не изменился, и он соответствует функционалу обязанностей экономистов в секторах в блоке «Корпоративный бизнес», не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Как следует из Положения о секторе расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Алапаевского отдаления № Сбербанка России, утвержденного Решением совета отделения № Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ, Сектор являлся самостоятельным структурным подразделением отделения и не имел структурных подразделений, входящих в его состав ( л.д. 138-140).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения Сектор в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: осуществляет открытие, ведение и закрытие расчетных, текущих, депозитных и других счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; осуществляет расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в соответствии с нормативными актами Банка России и договором банковского счета; принимает на инкассо расчетные документы в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; осуществляет функции по организации денежного обращения; обеспечивает Клиента бланками кассовых документов; оказывает консультационные услуги юридическим лицам по вопросам банковского законодательства и порядку расчетов, осуществляет своевременное информирование Клиентов о новых банковских продуктах и услугах, с использованием внешних и внутренних информационных и рекламных материалов; осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков выдачи заработной платы, за перечислением обязательных платежей в бюджет при выдаче юридическим лицам средств на заработную плату; проводит необходимый контроль операций Клиентов, принимает необходимые меры по предотвращению операционных, финансовых рисков, возникающих в деятельности сектора или доводит информацию о них до Отделения и иные функции.
Согласно штатному расписанию Алапаевского отделения № Сбербанка России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-42), в структуру Алапаевского отделения № Сбербанка России входит сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов в составе начальника сектора,старшего экономиста (2 штатные единицы), старшего экономиста с более низким должностным окладом (удаленное рабочее место №), старшего контролера, контролера (5 штатных единиц).
Должностной инструкцией старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Рощектаевой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены должностные обязанности, соответствующие задачам и функциям, предусмотренным Положением о секторе расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов, утвержденного Решением совета отделения № Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ (раздел 2) (л.д. 8-10).
В качестве основных функциональных обязанностей, закрепленных ранее за старшим экономистом сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Рощектаевой Т.С. на основании должностной инструкции ( л.д. 23-25, 29-31) можно выделить следующие:
- открытие и закрытие счетов клиентам (формирование полного пакета документов по открытию счета), осуществление дополнительного контроля за проведение операций по счетам, своевременное закрытие счета клиента, ведение, хранение и учет «Юридического дела Клиента», осуществление дополнительного контроля за проведение операций по счетам; проверка доверенностей по счетам клиентов;
- подготовка договоров на расчетно-кассовое обслуживание и по инкассации денежной наличности по новым клиентам; продажа услуг инкассации юридическим лицам, привлечение на обслуживание потенциальных клиентов, консультационные услуги;
- внесение информации о юридических лицах, операции по которым приостановлены в ФП «СТОП-ЛИСТ»; проведение ежемесячного контроля за видом документа на взимание комиссионного вознаграждения, помещенного в картотеку, сверка остатков счетов, помещенных в картотеку, контроль правильности и полноты взимания комиссионного вознаграждения по услугам за РКО, мониторинг поступления своевременности поступления от клиентов оплаты за предоставление услуг с использованием системы «Клиент Сбербанкбанк»;
- составление отчетности, запрашиваемой Банком России,
- проверка кассовой дисциплины клиентов,
- ответы на запросы налоговых, государственных и иных органов и клиентов,
- ведение переговоров с клиентами с целью заключения договоров о привлечении денежных средств Клиентов во вклады (депозиты), оформление и сопровождение договора банковского вклада (депозита);
- анализ состояние работы структурного подразделения по закрепленному за ним направлению деятельности и подготовка предложений по его улучшению, а также доклады руководителю о выявленных недостатках, соблюдение требований конфиденциальности, трудовой дисциплины, график документооборота.
В соответствии с введенным штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ и отдельными распоряжениями Председателя Уральского банка Сбербанка России функциональные обязанности, закрепленные за старшим экономистом сектора РКО, в данном случае Рощектаевой Т.С., были частями переданы во вновь созданные секторы блока «Корпоративный бизнес» и Центр сопровождения клиентских операций (ЦСКО) <адрес>. Так, функционал по открытию и закрытию счетов корпоративных клиентов, в том числе ведение, учет и хранение «Юридического дела Клиента», своевременное закрытие счета Клиента, ответы на запросы налоговых, государственных и иных органов и клиентов, процессы розыска счетов юридических лиц, арестов, приостановлений по операциям, внесение информации о приостановлении операций по счетам Клиентам в ФП «СТОП-ЛИСТ», сопровождение договоров банковского вклада (депозита), сопровождению операций по депозитам юридических лиц, сопровождения договоров систем ДБО (СПЭД, АС «Клиент-Сбербанк», АС «Интернет-Банк», функции по взиманию комиссии при оказании услуг с использованием системы «Клиент Сбербанкбанк», ведение картотек по внебалансовым счетам по РКО юридических лиц, списание платежей со счетов, включая «Клиент-Банк», сопровождение комиссионных услуг юридических лиц, ведение счетов и актов выполненных работ за услуги инкассации, сопровождение договоров инкассации был передан в ЦСКО (<адрес>). В рамках централизации процесса «Сопровождение договоров на РКО с юридическим лицами» введена технология по автоматическому списанию комиссии за услуги РКО. Функциональные обязанности истицы по составлению отчетности, запрашиваемой Банком России, в отношении расчетно-кассового обслуживания юридических лиц на территории г. Алапаевска и Алапаевского района в соответствии с новой штатной структурой на ДД.ММ.ГГГГ, были переданы в группу специалистов планирования контроля и качества клиентского обслуживания юридических лиц и бюджетов, функциональными обязанностями которых является составление планов работы с корпоративными клиентами всей филиальной сети Отделения. Организация работы по заключению договоров, в том числе на инкассацию, договоров банковского вклада (депозита), привлечение клиентов на обслуживание, консультационные услуги, после внесения изменений в штатное расписание на ДД.ММ.ГГГГ являются задачами сектора обслуживания и продаж для юридических лиц. В соответствии с новой штатной структурой Отделения, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в состав сектора обслуживания и продаж для юридических лиц входит Начальник сектора, который осуществляет организацию работы по продаже банковских продуктов корпоративным клиентам. Непосредственная продажа клиентам банковских продуктов осуществляется контролерами сектора РКО в составе операционного отдела. Сопровождение указанных договоров осуществляется ЦСКО. Проверку кассовой дисциплины, входящей в состав мероприятий по проведению необходимого контроля операций Клиентов, осуществляет сектор РКО в операционном отделе в составе 5 контролеров, которые осуществляют ведение счетов корпоративных клиентов, продажу банковских продуктов, участвуют в перекрестных продажах банковских продуктов, осуществляют контроль за соблюдением выдачи заработной платы, перечислением обязательных платежей в бюджет при выдаче юридическим лицам средств на заработную плату, проводят необходимый контроль операций клиентов, принимают необходимые меры по предотвращению операционных, финансовых рисков, возникающих в деятельности сектора и доводят информации о них до специалистов отделения. Функции, имеющие общий характер, такие как сканирование документов, соблюдение графика документооборота, анализ работы структурного подразделения и тому подобное, закреплены в должностных обязанностях всех сотрудников Отделения и не являются приоритетными обязанностями экономиста Корпоративного блока. Данные обстоятельства подтверждаются распоряжениями Уральского банка по вопросу централизации функций( л.д.77,109, 164-176), Положениями о структурных подразделениях ( л.д. 63-68, 75-76, 138-140), должностными инструкциями специалистов ( л.д. 69-71, 153-161).
В соответствии с Положением о секторе расчетно-кассового обслуживания юридических лиц Операционного отдела Алапаевского отделения № Сбербанка России, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64) задачами Сектора являются расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Алапаевского отделения № Сбербанка России ОАО, привлечение финансовых ресурсов за счет развития клиентской базы, продвижение альтернативных каналов связи, увеличение активных продаж банковских продуктов; внедрение клиентоориентированного подхода, повышение качества обслуживания клиентов. Из Положения видно, что значительно сужен функционал данного сектора по сравнению с ранее исполнявшимися специалистами сектора функциями, из структуры данного отдела исключены штатные должности экономистов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности доводов истицы о тождественности занимаемой ею ранее должности старшего экономиста сектора РКО юридических лиц и бюджетов должностям экономистов блока «Корпоративный бизнес» и в целом по отделению, введенных в штатное расписание отделения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование незаконности увольнения истица ссылается на то, что фактически не имело место сокращение численности работников, а имело место переименование ее должности.
Представитель ответчика Сирина И.В., возражая против доводов истицы о незаконности ее увольнения, согласилась с тем, что увольнение истицы фактически имело место не по причине сокращения численности работников организации, а по причине сокращения штата работников.
Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не определяют понятие "сокращение численности или штата работников". Термин "численность" фактически может быть выражен в любом количестве, а термин "штат" - в числе работников и должностей, закрепленных в штатном расписании, с указанием их функций и окладов.
В теории трудового права и на практике под сокращением численности работников понимается уменьшение численного состава работников организации или индивидуального предпринимателя. Под сокращением штата - сокращение, упразднение (исключение) в установленном порядке одной или нескольких штатных единиц.
Таким образом, под сокращением численности работников организации, индивидуального предпринимателя следует понимать уменьшение числа (количества) работников по соответствующей профессии, специальности, должности, но при условии, что сама эта профессия, специальность, должность (в сокращенном количестве) сохраняется.
Под сокращением штата понимается упразднение предусмотренных в штатном расписании должностей (профессий, специальностей), то есть исключение из штатного расписания определенного количества штатных единиц либо одного или нескольких структурных подразделений со всеми должностями (профессиями, специальностями).
При сокращении штата общая численность работников может не уменьшаться, так как в штатное расписание работодатель вправе ввести новые должности (профессии, специальности) и (или) образовать новые структурные подразделения.
В судебном заседании нашел подтверждение факт проведения ответчиком мероприятий по сокращению штата Алапаевского отделения № Сбербанка России, связанный со структурными причинами, изменениями организационно-управленческой системы организации, упорядочения структурных и организационных связей между подразделениями организации путем создания новых, слияния действующих, упразднения неэффективных подразделений, при этом изменение структуры организации не носило формального характера, не подтвердился факт простого переименования должности, занимаемой до увольнения истицей. В то же время факт сокращения численности работников организации не нашел подтверждения в судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены надлежащие доказательства соблюдения работодателем норм, содержащихся в ч.3 ст. 81, ст. 178, 180 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора с Рощектаевой Т.С.«Этмановой» Н.В.
Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что истец Рощектаева Т.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 27.07 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 26-28, 32-33).
Сторонами не оспаривается, что после выхода из отпуска по уходу за ребенком в первый день работы – ДД.ММ.ГГГГ истица под роспись была ознакомлена с предупреждением о сокращении замещаемой ею должности, в этом же предупреждении Рощектаевой Т.С. были предложены соответствующие ее квалификации должности – экономиста отдела по работе с предприятиями и партнерами и удаленных каналов обслуживания (0,5 ставки) с должностным окладом 9200 руб., делопроизводителя административного отдела с должностным окладом 6400 руб., контролера-кассира операционной кассы вне кассового узла № (0,5 ставки) с должностным окладом 8400 руб. ( л.д. 34), истица не оспаривает, что с предложенными вакансиями она не согласилась.
Также материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что после ДД.ММ.ГГГГ до момента увольнения истице неоднократно предлагались вакантные должности, соответствующие ее квалификации, однако от всех предложенных вакансий истица отказалась:
Так, ДД.ММ.ГГГГ Рощектаевой Т.С. были предложены следующие должности: контролер-кассир дополнительного офиса № с должностным окладом 9100 руб., кассир кассового центра (на правах отдела) с должностным окладом 8400 руб., контролер-кассир операционной кассы вне кассового узла № (0,5 ставки) с должностным окладом 8400 руб. (л.д. 35).
ДД.ММ.ГГГГ Рощектаевой Т.С. предлагались к замещению должности контролера-кассира дополнительного офиса № с должностным окладом 9100 руб., контролера-кассира кассового центра (на правах отдела) с должностным окладом 8400 руб., кассира кассового центра (на правах отдела) с должностным окладом 8400 руб., контролер-кассир операционной кассы вне кассового узла № (0,5 ставки) с должностным окладом 8400 руб. (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ истице были предложены вакантные должности: кассира кассового центра (на правах отдела) с должностным окладом 8400 руб., контролера-кассира специализированного по обслуживанию физических лиц дополнительного офиса № с должностным окладом 9100 руб., старшего кассира специализированного по обслуживанию физических лиц дополнительного офиса № с должностным окладом 8400 руб. (л.д. 37).
В день увольнения ДД.ММ.ГГГГ Рощектаевой Т.С. предложена должность контролера-кассира специализированного по обслуживанию физических лиц дополнительного офиса № с должностным окладом 8400 руб. (л.д. 38).
Стороной ответчика предоставлены суду сведения о приеме работников в Алапаевское отделение № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 177-184). Сторонами не оспаривается, что из предоставленного списка истице были предложены все вакансии, которые являлись для нее подходящими в силу требований закона.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчиком приняты все возможные меры к трудоустройству истицы в период после предупреждения последней о предстоящем сокращении. Рощектаевой Т.С. также не оспаривается и то обстоятельство, что с предоставленной информацией о вакансиях она была ознакомлена своевременно.
Истица не является членом профсоюза.
В отношении истицы соблюден установленный законом двухмесячный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении.
С приказом об увольнении истица ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ, ей выдана трудовая книжка, выплачено причитающееся выходное пособие, что истицей не оспаривается.
Истица в обоснование своих требований указывает также на нарушение ответчиком положений ст. 179 Трудового кодекса РФ, на незаконность действий работодателя, отдавшего предпочтение при сокращении ФИО5, хотя должность экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц могла быть предложена ей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе. Установив в качестве таких критериев более высокую производительность труда работника и его квалификацию, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работникам, имеющим более высокие результаты трудовой деятельности и лучшие профессиональные качества, так и из интереса работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно работающими работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников по заявлению работника может быть проверена в судебном порядке. Сам закон придает равную значимость как квалификации, так и производительности труда.
При решении вопроса о преимущественном праве оставления на работе должны сравниваться характеристики работников, которые выполняют одну и ту же трудовую функцию в структурных подразделениях, осуществляющих одинаковые функции.
Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что в структуру сектора РКО юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ входили две штатные единицы старшего экономиста и одна штатная единица старшего экономиста с более низким окладом. Указанные должности были исключены при введении нового штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ. Истица не оспаривает, что работники, занимавшие, кроме нее, должности старших экономистов в секторе РКО, были предупреждены о сокращении и переведены с их согласия на иные должности в порядке их трудоустройства в период до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически истица оспаривает законность действий ответчика, не предложившего ей вновь введенную в штатное расписание должность экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц с учетом имевшейся у нее квалификации и заместившего данную должность лицом, не имеющим соответствующей квалификации.
Данные доводы истицы проверены судом, суд полагает их несостоятельными.
Материалами дела подтверждается, что новое штатное расписание введено в Алапаевском отделении № Сбербанка России с ДД.ММ.ГГГГ. Истицей не оспаривается, что на тот период времени и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №к ( л.д. 33).
Согласно ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).
Сын истицы достиг трехлетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, истица приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ.
Работодатель не имел законного права на предупреждение истицы о предстоящем увольнении по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ до ДД.ММ.ГГГГ и соответственно не вправе был предлагать вакансии для трудоустройства.
Материалами дела подтверждается, что вакантная должность экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ была предложена ФИО12 – ведущему экономисту по валютным операциям экономического сектора Алапаевского отделения № в связи с предупреждением последней об увольнении по сокращению ( л.д. 99), которая впоследствии отказалась занять данную должность. ДД.ММ.ГГГГ на должность экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц была переведена ФИО5, которая работала старшим бухгалтером сектора бухгалтерского учета и отчетности (л.д. 105), имела в силу занимаемой должности и выполнявшихся функциональных обязанностей навыки, необходимые для занятия указанной должности, что подтверждается ее должностной инструкцией (л.д. 106-108), успешно прошла до состоявшегося перевода на указанную должность специальное обучение ( л.д. 72-74).
Сторонами не оспаривается, что на момент выхода истицы из отпуска по уходу за ребенком должность экономиста сектора транзакционных продуктов для юридических лиц не была вакантной.
С учетом этого ответчик обоснованно не рассматривал при увольнении истицы вопрос о наличии или отсутствии у истицы права на преимущественное оставление на работе при проведении процедуры сокращения.
Доводы истицы о том, что она имеет преимущественное право на оставление на работе, так как имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а супруг не работает и не имеет иного источника доходов, суд полагает несостоятельными. Положения, предусмотренные ч.2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются в отношении работников, имеющих равную производительность труда и квалификацию. В данном случае квалификация работников не имеет значения по указанным выше основаниям.
Упразднение должности, замещаемой ранее истицей, нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Сторонами не оспаривается, что при введении нового штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ в Алапаевском отделении № Сбербанка России произведено не сокращение численности, а сокращение штата организации.
Согласно объяснения представителя ответчика в приказе об увольнении истицы указана неправильная причина увольнения, не соответствующая фактическим обстоятельствам сокращения, данная описка не свидетельствует о незаконности увольнения истицы по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Суд соглашается с данными доводами.
Согласно ч. 5 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Указание ответчиком в приказе об увольнении истицы неправильной причины увольнения « в связи с сокращением численности», не соответствующей фактическим обстоятельствам, когда имело место сокращение штата организации, не свидетельствует о незаконности увольнения истицы. В связи с тем, что до рассмотрения дела судом формулировка причины увольнения истицы не была изменена ответчиком, суд считает возможным применить положения ч.5 ст. 394 Трудового кодекса.
С учетом изложенного суд считает, что увольнение истицы произведено на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка увольнения, в удовлетворении иска Рощектаевой Т.С. о восстановлении на работе суд считает отказать. При этом суд считает необходимым изменить формулировку причины увольнения Рощектаевой Т.С., считать Рощектаеву Т.С. – старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Алапаевского отделения № ОАО « Сбербанк России» уволенной на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников организации, пункт 2 часть 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Рощектаевой Т.С. к ОАО АК Сберегательному банку Российской Федерации о восстановлении на работе отказать.
Изменить формулировку причины увольнения Рощектаевой Т.С., считать Рощектаеву Т.С. – старшего экономиста сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Алапаевского отделения № Сбербанка России уволенной на основании приказа №-к управляющей Алапаевским отделением № Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников организации, пункт 2 часть 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Алапаевский городской суд.
Судья Охорзина С.А.