Решение по иску Алапаевского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации МО г.Алапаевск, МУ `Дирекция единого заказчика о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов



Дело № 2-450/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Алапаевск 04 мая 2011 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

с участием:

представителя истца - помощника Алапаевского городского прокурора Хитрина А.С.,

представителя ответчика - МУ «Дирекция единого заказчика» Михайловой Н.Н.,

представителя третьего лица - Комарова А.Я.,

при секретаре Шестаковой Е.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г. Алапаевск, МУ «Дирекция единого заказчика», третьему лицу – Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации МО г. Алапаевск, МУ «Дирекция единого заказчика», в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, площадью около 240 кв.м.

В обоснование требования представитель истца - помощник Алапаевского городского прокурора Хитрин А.С. пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Территориального отдела в г. Алапаевске и Алапаевском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО (далее – Роспотребнадзор) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г.Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности расположенном в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью около 240 кв.м, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления; в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц; в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требует обязать ответчиков ликвидировать свалку бытовых отходов путем сбора и вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку в течение 30 дней со дня вступления решения суда об этом в законную силу.

Представитель ответчика – МУ «Дирекция единого заказчика» Михайлова Н.Н. иск не признала и пояснила, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов относится к вопросам местного значения. Администрация МО г.Алапаевск является исполнительно-распорядительным органом и входит в структуру органов местного самоуправления, в связи с чем, обязана производить организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. МУ «Дирекция единого заказчика», в свою очередь, не входит в структуру органов местного самоуправления и выполняет свои функции, в соответствии с постановлением администрации МО г.Алапаевск №254 от 26.02.2010 г., т.е. выступает заказчиком в отношениях, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд. Учреждение полностью финансируется за счет средств бюджета МО г.Алапаевск и заключает контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на строго определенные бюджетом МО г.Алапаевск цели. Таким образом, МУ «Дирекция единого заказчика» не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку реализует лишь отдельные функции, тогда как обязанность по решению вопросов местного значения остается за органом местного самоуправления.

Представитель третьего лица – Роспотребнадзора Комаров А.Я. выразил согласие, с заявленным требованием и пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Роспотребнадзора проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г.Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности расположенном в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью около 240 кв.м, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика – администрации МО г. Алапаевск, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

Заслушав объяснение представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления, закреплены в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1,2 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В соответствии с п. 11, 24 ст. 6 Устава МО г.Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 02.06.2005 г. №46, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО г. Алапаевск; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения, в части полномочий администрации МО г. Алапаевск, содержатся в п. 7,13 ст. 38 Устава МО г. Алапаевск.

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Роспотребнадзора 18.03.2011 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г.Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности расположенном в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью около 240 кв.м.

По результатам проверки специалистом Росптребнадзора была составлена справка, согласно которой на участке местности расположенном в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью около 240 кв.м

Сторонами не оспаривается, что указанная несанкционированная свалка находится на территории МО г.Алапаевск, что подтверждается, в том числе исследованными материалами дела.

Таким образом, несанкционированная свалка бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, в обязанность которых входит принимать своевременные меры по ее выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, на администрацию МО г. Алапаевск подлежит возложению обязанность по ее ликвидации.

Вместе с тем, согласно Устава МУ «Дирекция единого заказчика», утвержденного постановлением администрации МО г. Алапаевск от 01.02.2010 г. №84, данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера. Учредителем МУ «Дирекция единого заказчика» и собственником имущества, закрепленного за учреждением, является МО г. Алапаевск.

В соответствии с п. 2.1 Устава МУ «Дирекция единого заказчика» создано в целях решения вопросов местного значения, в том числе, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся в постановлении администрации МО г.Алапаевск №254 от 26.02.2010 г. «Об участии МУ «Дирекция единого заказчика» в отношениях, регулируемых гражданским и жилищным законодательством в целях решения вопросов местного значения», согласно п. 1.7 которого, МУ «Дирекция единого заказчика», поручается от имени МО г.Алапаевск выступать в отношениях, регулируемых гражданским и жилищным законодательством в целях решения вопросов местного значения, а именно организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, МУ «Дирекция единого заказчика» также является надлежащим ответчиком по делу, поскольку им не выполнены вопросы местного значения в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 ГПК РФ, следует отнести за счет ответчиков.

Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г. Алапаевск, МУ «Дирекция единого заказчика», третьему лицу – Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г. Алапаевск, МУ «Дирекция единого заказчика», не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на участке местности в г. Алапаевске при выезде из населенного пункта по ул. Гоголя, по направлению к головным сооружениям водозабора «Вогулка» в 110 м от железнодорожного переезда и в 170 м от жилых домов по ул. Гоголя, площадью около 240 кв.м.

Об исполнении решения сообщить в Алапаевский городской суд.

Взыскать солидарно с администрации муниципального образования г. Алапаевск, МУ «Дирекция единого заказчика» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья Е.В. Кокшаров