Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 г.
Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,
при секретаре Пановой О.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Специализированного потребительского кооператива "Майоровский" к Шадриной О.В. о возмещении материального ущерба,
установил:
Специализированный потребительский кооператив "Майоровский" обратился с иском к Шадриной О.В. о возмещении материального ущерба в сумме 1"250"904 рубля 72 копейки.
В судебном заседании председатель кооператива Медведев С.В. и представитель Абрамова Л.Ф. в обоснование пояснили, что в 2009 г. кооператив был создан для газификации района <адрес>. Из состава пайщиков были избраны руководящие и исполнительные органы. Все избранные лица выполняют свои обязанности без оплаты, на общественных началах.
Главным бухгалтером кооператива была избрана Шадрина О.В. Она выполняла обязанности кассира, была ответственным лицом за сбор паевых взносов. Она выписывала документы о приходе и расходы денежных средств кооператива. Свои обязанности Шадрина О.В. исполняла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ревизионной комиссией кооператива в ноябре 2010 г. была обнаружена недостача денежных средств у Шадриной О.В. в сумме 1"400"904 рубля 72 копейки. Факт и размере недостачи она не отрицала, добровольно вносила несколько раз различные суммы и погасила 150"000 рублей. После подачи иска в суд она внесла еще 20"000 рублей, поэтому в судебном заседании представители истца просили взыскать ущерб с Шадриной О.В. в сумме 1"230"904 рубля 72 копейки.
Ответчица Шадрина О.В. иск не признала полностью, но фактически согласилась с обстоятельствами, на которых основаны исковые требования.
Она пояснила, что выполняла обязанности бухгалтера и кассира в кооперативе, хотя не имела соответствующего образования и опыта. Трудовой договор и договор о полной материальной ответственности с ней не заключался, она выполняла такие обязанности в свободное время.
В кооперативе было около 270 пайщиков. Каждый делал первый взнос по 7"000 рублей, а всего должен был внести по 60"000 рублей. О получении денег для кооператива она выдавала приходные ордера. При выдаче денег на нужды кооператива председателю составляла документы о расходах. Банковский счет у кооператива открыт не был. Она хранила собранные деньги дома, вносила в банк на депозиты на свое имя и своего мужа для их сохранности и возможности в любое время получить из банка. Какую сумму денежных средств она собрала и сколько передала председателю на нужды кооператива она сообщить не могла.
Часть собранных средств она давала сыну, но уже через несколько месяцев возвратила. В октябре 2010 г. на нее было совершено нападение и похищены денежные средства кооператива в сумме 750"000 рублей. В ноябре 2010 г. по результатам ревизии ей была предъявлена недостача в сумме 1"400"000 рублей. По ее подсчетам, она должна кооперативу 1"100"000 рублей. Она погасила 170"000 рублей.
Суд, заслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований.
Согласно протокола учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ гражданами было создано (учреждено) потребительское общество в форме специализированного потребительского кооператива "Майоровский". На собрании Шадрина О.В. из числа учредителей была избрана главным бухгалтером кооператива (л.д.8-9).
Согласно п.п.1,2 Устава, принятого ДД.ММ.ГГГГ специализированный потребительский кооператив "Майоровский" является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей его пайщиков-участников при строительстве и эксплуатации газопровода в границах определенных улиц <адрес>, указанных в Уставе, и осуществляемое путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов (л.д.30-37).
Специализированный потребительский кооператив "Майоровский" зарегистрирован в качестве юридического лица и поставлен на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28,29).
Приказом N.1 от ДД.ММ.ГГГГ специализированного потребительского кооператива "Майоровский" главный бухгалтер СПК "Майоровский" Шадрина О.В. назначена ответственной за сбор и хранение денежных средств, собранных с членов кооператива (л.д.10).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шадрина О.В. освобождена от исполнения обязанностей главного бухгалтера СПК "Майоровский", а также от сбора и хранения денежных средств пайщиков (л.д.44).
Доводы об отсутствии опыта работы, договора о приеме на оплачиваемую должность и о полной материальной ответственности, отсутствии банковского счета у кооператива не могут служить основанием для освобождения Шадриной О.В. от ответственности перед СПК "Майоровский" за сохранность собранных денежных средств.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности: в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Кооператив был создан как потребительский без цели получения прибыли, а для удовлетворения потребности жителей одного из районов <адрес> в строительстве газопровода. В состав пайщиков входило от 230 до 270 человек. Руководство осуществлялось избранными гражданами из числа пайщиков, оплата за это не предполагалась.
Шадрина О.В. была избрана бухгалтером и выполняла обязанности кассира. Такую деятельность она осуществляла на общественных началах, оплата за это не предполагалась. В связи с отсутствием оформленных трудовых отношений от нее не требовалось наличие специального образования и опыта работы по такой специальности как бухгалтера и кассира. Не являлось обязательным заключение договора о полной материальной ответственности за собранные денежные средства.
Шадрина О.В. на свой страх и риск добровольно приняла на себя обязательства по сбору, сохранности и учету денежных средств. Она была обязана принять все разумные меры для надлежащего исполнения таких обязанностей, даже при отсутствии со стороны руководства кооператива условий, на которые в настоящее время она ссылается как на препятствия для этого.
Согласно ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно протокола общего собрания СПК "Майоровский" от 14 ноября 2010 г. ревизионной комиссией была обнаружена недостача у Шадриной О.В. (л.д.13).
В подтверждение факта и размера недостачи стороной истца представлены:
Акт ревизии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общее количество пайщиков на указанную дату составило 237 человек, общая сумма собранных денежных средств с пайщиков Шадриной О.В. составила 12"227"000 рублей (л.д.12);
Акт расхода наличных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по расходным документам на нужды кооператива израсходовано 10"661"652 рубля 41 копейка (л.д.11);
Протокол заседания ревизионной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ДД.ММ.ГГГГ было собрано членских взносов на сумму 12"231"000 рублей, израсходовано 10"740"095 рублей 25 копеек, остаток в кассе 70"000 рублей, возврат пайщику 20"000 рублей, поэтому недостача составила (12"231"000 - 10"740"095,25 - 70"000 - 20"000) 1"400"904 рублей 72 копейки (л.д.14).
Ревизия проведена членами ревизионной комиссии СПК "Майоровский", избранными из числа пайщиков. Акты, подтверждающие суммы собранных и израсходованных денежных средств Шадрина О.В. подписала, с размерами указанных в них сумм в судебном заседании согласилась, то есть обстоятельства, изложенные стороной истца не оспаривает. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Шадрина О.В. была готова на заключение мирового соглашения с условием взыскания с нее 1"100"000 рублей.
Не исключает гражданско-правовую ответственность Шадриной О.В., то есть обязательство по имущественному возмещению, факт совершенного преступления, при котором ДД.ММ.ГГГГ у нее могли быть похищены денежные средства кооператива (л.д.42). Размер похищенных средств не установлен, экспертиза не проведена и сумма похищенного определена только с ее слов. В случае, если у нее были похищены денежные средства кооператива в сумме 750"000 рублей, как об этом указано в постановлении о возбуждении уголовного дела, то это стало
возможным в том числе из-за непринятия достаточных мер Шадриной О.В.
для сохранности денежных средств и хранение значительной наличной
суммы в домашних условиях.
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского Процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
СПК "Майоровский" представил все имеющиеся доказательства недостачи, допущенной ответчицей. Шадрина О.В. их не опровергла, иных доказательств не представила. Она не смогла подтвердить суммы собранных средств, переданных для расходов кооператива и сумму, которая должна остаться у нее.
По копиям приходных кассовых ордеров, приходных ведомостей и сообщений представителей истца следует, что Шадрина О.В. с ноября 2010 г. по март 2011 г. добровольно уплатила кооперативу в счет погашения недостачи 170"000 рублей (л.д.17-18,22-26).
Следовательно, непогашенной осталась сумма 1"230"904 рубля 72 копейки (1"400"904,72 - 170"000). Именно эта сумма подлежит взысканию с ответчицы как недостача, поэтому иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.98 Гражданского Процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом были заявлены требования имущественного характера и при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 14"454 рубля 52 копейки. Требования удовлетворены на сумму 1"230"904 рубля 72 копейки. Государственная пошлина с такой суммы составляет 14"354 рубля 52 копейки. Она подлежит взысканию с Шадриной О.В. в пользу СПК "Майоровский".
Руководствуясь ст.ст.8, 307, 309, 1064 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.195, 198 Гражданского Процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Специализированного потребительского кооператива "Майоровский" к Шадриной О.В. о возмещении материального ущерба удовлетворить.
Взыскать с Шадриной О.В. в пользу Специализированного потребительского кооператива "Майоровский" возмещение материального ущерба в сумме 1"230"904 рубля 72 копеек и расходы по уплаченной государственной пошлине 14"354 рубля 52 копейки, а всего 1"245"259 рублей 24 копейки.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Алапаевский суд.
Судья Алапаевского суда А. А. Колесников.