Решение по иску Борисовой к Пенсионному фонду



к<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск

23 июня 2011 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием представителя истицы Борисовой Н.И. Изюрова А.В., действующего на основании устного заявления Борисовой Н.И.,

ответчика - представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе по Свердловской области Татариновой О.И., предоставившей доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-671/2011 по иску

Борисовой Н.И. к ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе о перерасчете ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Борисова Н.И. обратилась в суд с требованием к ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе (далее - ГУ УПФР) о перерасчете назначенной ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ).

Борисова Н.И., уточнив при рассмотрении дела исковое требование, просит обязать ГУ УПФР выплачивать ей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ЕДВ в размере <данные изъяты>., а также взыскать с ответчика расходы, понесенные на оплату услуг представителя, в размере <данные изъяты>

Представитель Борисовой Н.И. в обоснование иска указал на то, что истица в настоящее время является получателем ЕДВ в размере, установленном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как инвалид второй группы по общему заболеванию.

Сторона истицы считает, что Борисова Н.И., будучи ветераном Великой Отечественной войны, а также инвалидом второй группы, имеет право на получение ЕДВ, как инвалид войны, в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах».

Истица, полагая, что имеет право на указанный перерасчет ЕДВ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», однако ГУ УПФР письмом от ДД.ММ.ГГГГ в указанном перерасчете ЕДВ Борисовой Н.И. отказал, ссылаясь на то, что Борисова Н.И. не является лицом, предусмотренным подпунктом «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», поэтому не имеет права на получение ЕДВ, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1. указанного закона.

Истица и ее представитель считают отказ ГУ УПФР в перерасчете и назначении ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» необоснованным, в связи со следующим.

Борисова Н.И. является в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветераном Великой Отечественной войны, а также инвалидом вследствие общего заболевания;

в соответствии с выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 г. № 89-О конституционно-правовым смыслом законоположений, предусмотренных взаимосвязанными нормативными положениями пунктов 9,10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), ЕДВ участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, должна устанавливаться в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах». То есть указанным истолкованием правоприменительной практики участники Великой Отечественной войны, указанные в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, в праве на получение ЕДВ в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», приравнены к инвалидам войны;

так как Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрена выплата установленной подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах» ЕДВ ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, существует пробел, который подлежит восполнению путем аналогии закона, то есть распространению льгот, установленных подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», на ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», признанных инвалидами вследствие общего заболевания;

в связи с применением указанной аналогии истица имеет право на получение ЕДВ в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах».

Представитель ГУ УПФР иск Борисовой Н.И. не признал.

Так представителем ответчика не оспаривалось то, что Борисова Н.И. является в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветераном Великой Отечественной войны, как имеющая соответствующий трудовой стаж в годы Великой Отечественной войны, а также - инвалидом вследствие общего заболевания. Борисова Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является получателем ЕДВ, назначенной и выплачиваемой в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истица Борисова Н.И. ДД.ММ.ГГГГ (по штампу входящей корреспонденции) обратилась в ГУ УПФР с заявлением о перерасчете ЕДВ в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», как лицу, указанному в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», то есть, как участнику Великой Отечественной войны, признанному инвалидом вследствие общего заболевания. ГУ УПФР, установив, что Борисова Н.И. к лицам, предусмотренным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», не относится, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Борисовой Н.И. в установлении ЕДВ в размере, установленном подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», отказал.

Представитель ГУ УПФР в возражение на иск Борисовой Н.И. в судебном заседании и отзыве указал на то, что право на ЕДВ, установленную подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», имеют участники Великой Отечественной войны, указанные в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», но не ветераны Великой Отечественной войны, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Борисова Н.И. к участникам Великой Отечественной войны не относится, так как не является участником боевых действий и лицом, к ним приравненным, в связи с чем не имеет права на ЕДВ, предусмотренную подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах», в том числе и при наличии инвалидности по общему заболеванию. В то же время, Борисова Н.И. имеет право на меры социальной поддержки, которые в настоящее время ей предоставляются, в том числе в виде выплаты ЕДВ, установленной для инвалидов в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает иск Борисовой Н.И. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Борисова Н.И., как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» является ветеранам Великой Отечественной войны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны, имеющим право на меры социальной поддержки государства в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О ветеранах», относятся лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Перечень лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, установлен подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» и включает в себя:

участников Великой Отечественной войны, то есть лиц, участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним;

лиц, работавших на объектах обороны и в пределах тыловых границ действующих фронтов;

лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

лиц, проработавших в тылу, безотносительно к границе действующих фронтов, в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» указанные лица, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, имеют право на меры социальной поддержки государства, виды которой установлены статьями 14 - 24 Федерального закона «О ветеранах» отдельно для каждой категории ветеранов Великой Отечественной войны.

Для ветеранов Великой Отечественной войны - лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, к которым относится истица Борисова Н.И., меры социальной поддержки государства в виде выплаты ЕДВ, предусмотренной статьей 23.1. Федерального закона «О ветеранах», не предусмотрены, так как установление мер социальной поддержки для указанной категории ветеранов Великой Отечественной войны делегировано законодателем субъектам Российской Федерации (статья 20 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно Областному закону Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» от 25.11.2004 № 190-ОЗ (с последующими изменениями) делегированные федеральным законодателем полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, реализованы и статьей 9 указанного регионального закона - установлены в виде льгот по оплате и оплате жилья и коммунальных услуг, проезда, средств связи и телекоммуникаций, лечения, социальной помощи и содержания.

Кроме того, согласно статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть отнесены к инвалидам войны. К ним относятся получившие инвалидность, безотносительно от времени и причин ее получения (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 г. № 89-О), военнослужащие или лица, исполнявшие служебные обязанностей или привлеченные к ним в районах боевых действий, то есть инвалидам войны могут являться только получившие инвалидность военные или гражданские лица, участвовавшие в боевых или приравненных к ним действиях.

Согласно пункту 1 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах» в качестве меры государственной социальной поддержки предусмотрена ЕДВ, на назначение и выплату которой претендует истица. В то же время, согласно указанной норме правом на выплату указанной ЕДВ обладают ветераны Великой Отечественной войны, перечень которых, будучи исчерпывающим, то есть не подлежащим расширительному толкованию, установлен подпунктами 1 - 7 пункта 1 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах» и включает в себя: инвалидов войны; участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; военнослужащих, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, и военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах обороны и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Как было установлено выше, истица Борисова Н.И. к категории лиц, предусмотренной подпунктами 1 - 7 пункта 1 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах» отнесена быть не может, поэтому не имеет права на меру социальной поддержки в виде выплаты ЕДВ, установленной статьей 23.1. Федерального закона «О ветеранах».

Истица и ее представитель в обоснование иска ссылались на наличие оснований и необходимость применения аналогии права.

Суд считает указанную ссылку необоснованной, как основанную на неверном толковании норм материального права.

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 6 и пунктами 1 и 2 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда правоотношения сторон и их неотчуждаемые права не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Таким образом, основанием для применения аналогии закона является пробел в регулировании прав и отношений сторон, то есть пробел закона.

В данном случае, как указано выше, пробела закона не имеется, так как права и отношения сторон законом установлены.

Так Федеральным законом «О ветеранах», Областным законом Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Борисова Н.И., как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, является ветеранам Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки государства, которые установлены региональным законодательством. В то же время, Борисова Н.И., будучи инвалидом, имеет право на меры социальной поддержки государства, установленные федеральным законодательством, в том числе на выплату ЕДВ, установленную соответствующим законом.

Доводы стороны истца о применении аналогии закона, основанные на заявлении о пробеле в праве, свидетельствуют не об отсутствии правового регулирования прав и отношений сторон, создающего указанный истцом пробел, а о несогласии стороны истца с установленным законом и существующим регулированием прав и отношений сторон по поводу мер социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны, то есть не являются вопросом правоприменения, который может быть разрешен судом общей юрисдикции.

Так как судом установлено, что в рамках действующего законодательства права Борисовой Н.И. отказом ГУ УПФР в перерасчете ЕДВ не нарушены, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении иска, также не полежит удовлетворению требование истицы о возмещении процессуальных расходов на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Борисовой Н.И. в иске к ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе о перерасчете ежемесячной денежной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья: подпись

<данные изъяты>

Федеральный судья

Алапаевского городского суда

Петрашов В.В.