Решение по гражданскому делу по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Деевской сельской администрации о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда



Дело № 2-839/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года                                     город Алапаевск

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего                                                       судьи Пинягина С. Е.,

с участием:

старшего помощника Алапаевского городского прокурора                      Шустовой Н. В.,

представителя ответчика                                                                                                 Дунаевой С. А.,

при секретаре                                                                                                           Долгоруковой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Деевской сельской администрации о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Деевской сельской администрации о возложении обязанности проведения аттестации 2 рабочих мест по условиям труда.

В обосновании требований указано, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что должностными лицами Деевской сельской администрации не в полной мере соблюдаются требования законодательства об охране труда. В частности, статья 22, часть 9 статьи 212, часть12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых указано, что на работодателя возложена обязанность по аттестации рабочих мест по условиям труда, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

На 2011 год количество рабочих мест отдельного поста по охране территории Деевской сельской администрации составляет 2, списочная численность работников 5.

Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях опасного производства создает угрозу повышенного производственного травматизма.

В судебном заседании прокурор Шустова Н. В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме и суду пояснила, что в соответствии с частью 4 статьи 353 Трудового кодекса российской Федерации, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Данный иск подан Алапаевским городским прокурором в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают на отдельном пожарном посту по охране территории Деевской сельской администрации и поступят на работу в будущем.

Представитель ответчика Дунаева С. А. в судебном заседании исковые требования фактически признала и пояснила, что аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться на предприятии. Об этом ей стало известно во время проведения проверки. Однако, отсутствие денежных средств в бюджете на данную строку расходов не дает возможности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьёй 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (статьи 209, 220 кодекса), а работодатель обязан обеспечивать безопасность и условии труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 кодекса).

В числе прочих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (пункт 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 569 от 31 августа 2007 года.

Согласно пункта 1 главы 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (пункт 2 Порядка).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (пункт 5 Порядка).

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 9 Порядка).

Согласно пункта 45 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации, перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда, карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда, ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, протокол аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении её результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) (пункт 46 Порядка).

Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в деятельности отдельного пожарного поста по охране территории Деевской сельской администрации, которой выявлено, что на предприятии аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. Данный факт установлен в судебном заседании.

Согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 5) Деевская сельская администрация Администрации муниципального образования Алапаевское поставлена на учет в налоговом органе по г.Алапаевску Свердловской области.

Согласно штатному расписанию организации (л.д. 13) число рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда составляет 2.

Из справки (л.д. 14) следует, что списочная численность работников отдельного пожарного поста по охране территории Деевской сельской администрации на 2011 год составляла 5 человек.

Из письма главы Деевской сельской администрации от 14.06.2011 № 48 на имя и.о. Алапаевского городского прокурора Глухова Р.Г. следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась.

Суд считает, что исковые требования Алапаевского городского прокурора к Деевской сельской администрации о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев являются обоснованными и подлежат удовлетворению согласно списку должностей.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика.

Согласно ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу, то есть по одному неимущественному требованию в интересах неопределенного круга физических лиц составляет 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алапаевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Деевскую сельскую администрацию провести аттестацию 2 рабочих мест по условиям труда, а именно рабочих мест: начальника отдельного пожарного поста и водителя пожарной машины в срок до 27 января 2012 года.

Взыскать с Деевской сельской администрации в доход государства Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд.

Председательствующий

Решение изготовлено 27 июля 2011 года на компьютере.

Судья            С. Е. Пинягин