Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 13 июля 2011 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М. с участием представителя истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе в лице Шац М.М., действующей на основании доверенности, с участием представителя ответчика - ООО «УК «КомБыт» в лице генерального директора Галимарданова Ш.Г., действующего на основании Устава, с участием представителя ответчика - ООО «Коммунальные услуги» в лице исполняющего обязанности директора Охорзина Д.Ю., действующего на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-804/2011 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «УК «КомБыт», ООО «Коммунальные услуги», Администрации МО город Алапаевск об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе (далее - Управление Роспотребнадзора) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО город Алапаевск обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ООО «УК «КомБыт», ООО «Коммунальные услуги» и Администрации МО г. Алапаевск об обязании в срок не позднее 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на территории муниципального образования. Заявитель в обоснование иска указал на то, что Управлением Роспотребнадзора проведена проверка исполнения законодательства, направленного на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе сборе и утилизации бытовых отходов на придомовой территории жилых домов №, № по <адрес> и <адрес>. Выявленный в результате проверки факт подтверждается актом проверки Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (с фототаблицей). Наличие указанной свалки бытовых отходов оказывает негативное воздействие путем загрязнения на окружающую среду, среду обитания человека, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обязанность по обеспечению и организации сбора, вывоза, хранения и утилизации бытовых отходов способами, безопасными для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей природной среды и не допущению несанкционированных свалок жидких и твердых бытовых отходов, а также по ликвидации свалок, находящихся на территории МО город Алапаевск, лежит на органах местного самоуправления, то есть на ответчике - Администрации МО город Алапаевск, а также на управляющих компаниях многоквартирных жилых домов №, № по <адрес> и <адрес>, то есть ответчиках - ООО «УК «КомБыт» и ООО «Коммунальные услуги». Представители ответчиков ООО «УК «КомБыт» и ООО «Коммунальные услуги» обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, не оспаривали, то есть признали факт нахождения несанкционированной свалки бытовых отходов, на территории, прилегающей к многоквартирным жилым домам №, № по <адрес> и <адрес>, управляющими компаниями которых ответчики являются. В то же время, ответчики - управляющие компании иск не признали по мотиву того, что не являются надлежащими ответчиками, указав в возражение на иск на то, что территория, на которой находится свалка бытовых отходов общим имуществом многоквартирных жилых домов №, № по <адрес> и <адрес> не является и управляющими компаниями - не управляется. Ответчики - управляющие компании на основании абонентских договоров на вывоз твердых бытовых отходов надлежаще исполняют обязанности по договорам на управление общим имуществом с собственниками многоквартирных жилых домов №, № по <адрес> и <адрес> и не несут обязанности по уборке территории, хотя и прилегающей к управляемым многоквартирным жилым домам, но не являющейся общим имуществом собственников указанных жилых домов. Представитель третьего лица МУ «Дирекция единого заказчика», не оспаривая обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, а именно того, что на территории муниципального образования, на территории по направлению от <адрес> до <адрес>, которыми управляют ответчики ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания» находится несанкционированная свалка бытовых отходов, обязанность по уборке которой, по мнению МУ «Дирекция единого заказчика», лежит на управляющих компаниях. В то же время, третье лицо не оспаривает того, что свалка находится в границах городского округа, на участке земли, вещных прав на который у ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания», не имеется. Ответчика Администрация МО город Алапаевск в отзыве на иск просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве на иск представитель Администрация МО город Алапаевск, не оспаривая обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, а именно того, что на территории городского округа, в указанном месте, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, иск не признал по мотиву того, что орган муниципального образования не является надлежащим ответчиком. Так в возражение на иск представитель Администрация МО город Алапаевск указал на то, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на территории, прилегающей к многоквартирным жилым домам №, № по <адрес> и <адрес>, которой управляют ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания». Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск, подлежащим удовлетворению. Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.06.2008 г.) к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение об обязанности органов местного самоуправления, закреплены в ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 08.11.2007 г.), в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 10.01.2008 г.), ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 13.06.2006 г. № 26-ОЗ). Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в редакции от 08.11.2007 г.) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 14.07.2008 г.) порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Исходя из изложенного, судом установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов оказывает негативное воздействие путем загрязнения на окружающую среду, среду обитания человека, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а бездействие территориального органа местного самоуправления - Администрации МО город Алапаевск, в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Суд считает необоснованными доводы в возражение на иск Управления Роспотребнадзора представителей Администрации МО город Алапаевск и МУ «Дирекция единого заказчика», ссылавшихся на обязанность управляющих компаний ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания» ликвидировать свалку, в связи с тем, что свалка расположена, как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, на территории городского округа, а не на территории многоквартирных жилых домов №, № по <адрес> и <адрес>, управление общим имуществом которых осуществляют ответчики ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания». В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения. При установленных обстоятельствах суд считает требования истца - Управления Роспотребнадзора, заявленные ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания», не обоснованными, как заявленные к ненадлежащим ответчикам и не подлежащими, в связи с этим, удовлетворению. В то же время, суд считает иск, заявленный к органу местного самоуправления обоснованным и подлежащим удовлетворению путем обязания ответчика Администрации МО город Алапаевск ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов. В связи тем, что заявитель не привел предусмотренных ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований требования об обращении решения к немедленному исполнению, суд считает отказать в удовлетворении требования об обязании ответчика исполнить решение в течение пятнадцати дней, поэтому решение должно быть исполнено в срок, установленный Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация МО город Алапаевск, будучи органом местного самоуправления, выступающими по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе удовлетворить частично. Обязать Администрацию МО город Алапаевск ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории по направлению от <адрес> до <адрес>. Территориальному отделу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе в удовлетворении иска к ООО «УК «КомБыт» и ООО «Управляющая компания» отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: Петрашов В.В.