Решение по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Наумкина Е.М. к Министерству строительства и архитектуры, Администрации МО Алапаевское о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск 28 июля 2011 года

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Бузань Ж.В.,

при секретаре Смирновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Наумкина Е.М. к Министерству строительства и архитектуры, Администрации муниципального образования Алапаевское о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ

Алапаевский городской прокурор обратился с иском к администрации му­ниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области в интересах Наумкина Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просил возложить на Минис­терство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по выделению денежных средств для приобретения жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, а Администрацию МО Алапаевское предоставить жилое помещение не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Свердловской области.

В обоснование иска в судебном заседании прокурор Тихонов А.Е. указал, что Наумкин Е.М. является лицом, оставшимся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Он не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещение вне очереди по договору социального найма Министерством строительства и архитектуры Свердловской области и администрацией муниципального образования Алапаев­ское за счет средств бюджета Свердловской области.

В судебном заседании Наумкин Е.М. поддержал требования прокуро­ра и просил предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам, по норме предоставления жилых помещений в муниципальном образовании. Ранее он обучался в <данные изъяты> училище и компетентными органами не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение за ним закреплено не было. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию МО Алапаевское с вопросом постановки его на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей. Сам он в настоящее время проживает с семьей в квартире, которую арендует.

Представитель администрации муниципального образования Алапаев­ское Змеева О.Е. в судебном заседании поясняла, что Наумкин Е.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с момента рождения проживал в <данные изъяты> с матерыо и отцом, затем мать умерла, отца поместили в психиатрическую больницу. Наумкина Е.М. поместили в Мугайский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, где он находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ним не было закреплено. В 2006 году он был выпущен из Мугайского центра и зачислен в <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении, проживал в общежитии. В 2008 году Наумкин Е.М. был выпущен из «ВСПУ», жилое помещение ему не было предоставлено. В настоящее время он снимает квартиру, оплачивает из своей пенсии по потере кормильца. Состоит на учёте в качестве нуждающегося в предоставление жилого помещения в Администрации МО Алапаевское как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, в соответствии с п. 2 Порядка утвержденного постановлением Правительства СО от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», осуществляется за счёт средств областного бюджета. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В соответствии с пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а жилые помещения построенные и приобретённые за счёт средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В связи с изложенным, Администрация МО Алапаевское не возражает против предоставления Наумкину Е.М. по договору социального найма, жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно переданного в МО Алапаевское.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Сверд­ловской области в судебное заседание Кулаков Д.С. не явился, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела без его участия и просил отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области.

В отзыве указано на то, что ведение учета граждан, имеющих статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с п.1.8 ст. 2; п. 1-1 ст. 3 Закона Свердловской области от 20.02.2006 года №3-О «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования « осуществляется органами местного самоуправления. Во исполнение абз.2п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 8.02.2011 года утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», которым регламентирована процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная процедура включает в себя размещение СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот; заключение контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений; непосредственно строительство жилых помещений; зачисление указанных помещений в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования; направление Фондом в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресного перечня построенных (приобретенных) жилых помещений с указанием их общей площади и предоставление органами местного самоуправления предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам (после согласования таких предложений с исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения); распределение жилых помещений детям-сиротам приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области; заключение органами местного самоуправления муниципальных образований с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. Истец требует обязать Министерство выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Наумкину Е.М., то есть произвести выделение денежных средств на приобретение жилого помещения непосредственно Наумкину Е.М. Однако, в соответствии с пунктом 10 Порядка для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. В соответствии с пунктом 11 Порядка органы местного самоуправления (которые, как было указано выше, ведут учет граждан, имеющих статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) направляют в Фонд Предложения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам (далее - Предложения). В соответствии с пунктом 12 Порядка Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, на стадиях направления денежных средств на строительство жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; размещения Фондом государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений; заключения контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений; направления Фондом в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресного перечня построенных (приобретенных) жилых помещений с указанием их общей площади не определяются конкретные лица, которым в дальнейшем данные жилые помещения будут распределены. Определение конкретных лиц, которым будут распределены жилые помещения, происходит в результате получения от органов местного самоуправления Предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам. Таким образом, нормативно-правовые акты не предусматривают возможности для Министерства направлять денежные средства на строительство (приобретение) жилых помещений для конкретных лиц.

Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, мнения по иску не высказал.

Представитель отдела опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району Власенко А.Г. требования прокурора поддержала. Предоставила отзыв из которого следует, что ТОИОГВСО-УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, рассмотрев исковое заявление Алапаевского городского прокурора о предоставлении жилого помещения Наумкину Е.М, считает, что Наумкин Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать умерла, отец был помещен в психиатрическую больницу. Наумкин Е.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации МО «Алапаевское». По окончании Верхнесинячихинского профессионального училища жилое помещение ему не было предоставлено. В настоящее время он временно проживает в квартире, которую занимает по договору коммерческого найма. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: -детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).В связи с чем требования прокурора в интересах Наумкина Е.М. должны быть удовлетворены.

Исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиро­там и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских до­мах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения сво­боды.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном уч­реждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреж­дениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвра­щения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением администрации МО Алапаевское от 17.02.2009г. №69, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования Алапаевское, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 14 кв.м общей площади на одного человека. Установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципальное образования Алапаевское, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно свидетельства о рождении Наумкина Е.М. ДД.ММ.ГГГГ его родителями являются ФИО2 и ФИО10.

Из справки ФГУ «<данные изъяты> психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением « от ДД.ММ.ГГГГ отец Наумкина Е.М. находится на принудительном лечении на основании постановления Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о смерти следует, что мать Наумкина Е.М. умерла в 2004 году.

Из справки ГОУ СО «Мугайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « следует, что Наумкин Е.М. проживал с августа ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена обязанность муниципального образования по окончании учебного заведения Наумкину Е.М. предоставить жилое помещение в соответствии с действующим законодательством на территории муниципального образования.

Из постановления администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утвержден список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по МО Алапаевское, в который входит внеочередной список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Справка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает факт нахождения Наумкина Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Номер очереди 148.

Представленные доказательства подтверждают право Наумкина Е.М. на получение во внеочередном порядке как лицу из числа детей, остав­шихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищ­ного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Рос­сийской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граж­дан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) феде­ральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых поме­щениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном нас­тоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или за­коном субъекта Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 и ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан из федерального жилищного фон­да или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъек­та РФ.

Федеральным Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социаль­ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. иной порядок предоставления жи­лых помещений указанной категории граждан не предусмотрен.

Такой порядок предусмотрен законодательством субъекта Российс­кой Федерации - Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилы­ми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской об­ласти от 13 ноября 2009 г. № 1631-ПП "О главном распорядителе бюд­жетных средств" с 1 января 2010 г. Министерство строительства и ар­хитектуры Свердловской области является лишь распорядителем бюджет­ных средств для обеспечения жильем лиц, которые включены муниципаль­ным образованием в список нуждающихся лиц указанной категории. Реше­ние об обоснованности предоставления жилого помещения и нуждаемости указанное Министерство не принимает.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного требования о предоставлении Наумкину Е.М., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении вне очереди жило­го помещения по договору социального найма.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возло­жить на Администрацию муниципального образования Алапаевское, то есть по месту учета Наумкина Е.М.. в качестве нуждающегося, а финан­сирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

Согласно ч.5 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей пло­щадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предостав­ления площади жилого помещения по договору социального найма являет­ся минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в со­ответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и дру­гих факторов.

Постановлением администрации муниципального образования Алапа­евское от 17 февраля 2009 г. N.69 в муниципальном образовании Алапа­евское норма предоставления на одного человека составляет 16 квад­ратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью, в том числе состоящей из одного человека.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Ад­министрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Свердловской области предос­тавить Наумкину Е.М. благоустроенное жилое помещение в виде отдель­ной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м., расположенное в муни­ципальном образовании Алапаевское (муниципальном образовании, в сос­тав которого входит рабочий <адрес>), отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального ко­декса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интере­сах Наумкина Е.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования Алапаевское удовлетворить.

Обязать министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Наумкину Е.М. на условиях социального найма благоустроенное жи­лое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в преде­лах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через суд его вынесший.

Судья Алапаевского суда Ж.В. Бузань