Решение по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.



Дело № 2-838/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2011 года                                     город Алапаевск

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего                                                       судьи Пинягина С. Е.,

с участием:

старшего помощника Алапаевского городского прокурора                                 Шустовой Н. В.,

представителя ответчика                                                                                                  Тарасова А.А.,

при секретаре                                                                                                           Долгоруковой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Верхнесинячихинской поселковой администрации Администрации муниципального образования Алапаевское о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Верхнесинячихинской поселковой администрации о возложении обязанности проведения аттестации 3 рабочих мест по условиям труда.

В обосновании требований указано, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что должностными лицами Верхнесинячихинской поселковой администрации не в полной мере соблюдаются требования законодательства об охране труда. В частности, статья 22, часть 9 статьи 212, часть12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых указано, что на работодателя возложена обязанность по аттестации рабочих мест по условиям труда, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

На ДД.ММ.ГГГГ количество рабочих мест отдельного поста по охране р.пос. В.Синячиха составляет 3, списочная численность работников 10.

Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях опасного производства создает угрозу повышенного производственного травматизма.

В судебном заседании прокурор Шустова Н. В. настаивала на удовлетворении исковых требований и суду пояснила, что в соответствии с частью 4 статьи 353 Трудового кодекса российской Федерации, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Данный иск подан Алапаевским городским прокурором в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают на отдельном пожарном посту по охране р.пос. В.Синячиха и поступят на работу в будущем.

Прокурор согласилась с мнением представителя ответчика в том, что при определении срока проведения данной аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо, что Верхнесинячихинская поселковая администрация является структурным подразделением Муниципального образования Алапаевское и финансирование отдельных пожарных постов производится из бюджетных средств района, заложенных на текущий год. Считает необходимым определить срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Тарасов А.А. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться на предприятии об этом ему стало известно во время проведения прокурорской проверки. В смете расходов Верхнесинячихинской поселковой администрации на ДД.ММ.ГГГГ расходы на охрану труда и соответственно на проведение аттестации рабочих мест не предусмотрены. При согласовании проекта сметы расходов на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по охране труда будут учтены. При положительном рассмотрении этого вопроса и учитывая, что аттестацию рабочих мест по условиям труда необходимо проводить в условиях зимнего и летнего периодов, Верхнесинячихинская поселковая администрация может исполнить требование прокуратуры не ранее апреля месяца ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьёй 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (статьи 209, 220 кодекса), а работодатель обязан обеспечивать безопасность и условии труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 кодекса).

В числе прочих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (пункт 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 569 от 31 августа 2007 года.

Согласно пункта 1 главы 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (пункт 2 Порядка).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (пункт 5 Порядка).

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 9 Порядка).

Согласно пункта 45 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации, перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда, карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда, ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, протокол аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении её результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) (пункт 46 Порядка).

Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в деятельности отдельного пожарного поста по охране рабочем пос. В. Синячиха, которой выявлено, что на предприятии аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. Данный факт установлен в судебном заседании.

Согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 5-6) Верхнесинячихинская поселковая администрация Администрации муниципального образования Алапаевское поставлена на учет в налоговом органе по г. Алапаевску Свердловской области.

Согласно штатному расписанию организации (л.д. 20) число рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда составляет 3.

Из справки (л.д. 21) следует, что списочная численность работников отдельного пожарного поста по охране рабочего пос. Верхняя Синячиха на 01.01.2011 составляла 10 человек.

Из письма главы Верхнесинячихинской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. Алапаевского городского прокурора Глухова Р. Г. следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась.

В соответствии с главой 2 Положения «О Верхнесинячихинской поселковой администрации Администрации муниципального образования Алапаевское» утвержденного Решением Думы МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ за к полномочиям Верхнесинячихинской поселковой администрации относится составление бюджетной сметы на соответствующий финансовый год и исполнение её (пункт 29), а также принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств; обеспечение результативности, целевого использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (пункт 30).

Согласно Положения о Верхнесинячихинском отдельном пожарном посте по охране р.п.В.Синячиха финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности пожарного поста осуществляется в установленном порядке за счёт средств местного бюджета (л.д. 24).

В Постановлении Администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации пожарной охраны» пункт 3.2 указано, что финансирование отдельных пожарных постов производить из бюджетной сметы, в том числе, и Верхнесинячихинской поселковой администрации.

Суд считает, что исковые требования Алапаевского городского прокурора к Верхнесинячихинской поселковой администрации о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению согласно списку должностей.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика.

Согласно ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу, то есть по одному неимущественному требованию в интересах неопределенного круга физических лиц составляет <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алапаевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Верхнесинячихинскую поселковую администрацию Администрации муниципального образования Алапаевское провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда, а именно: начальника отдельного поста, водителя пожарной машины и командира отделения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Верхнесинячихинской поселковой администрации Администрации муниципального образования Алапаевское в доход государства Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд.

Председательствующий

Решение изготовлено 03 августа 2011 года на компьютере.

Судья            С. Е. Пинягин