по иску Решение по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации МО город Алапаевск о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.



Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

29 сентября 2011 г.

        Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.

с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области заявителя в лице Комарова А.Я., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1254/2011 по иску

Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации МО город Алапаевск о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к Администрации МО г. Алапаевск о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, и о понуждении органа местного самоуправления к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

Так Роспотребнадзор, уточнив ранее заявленные требования, просит понудить Администрацию МО г. Алапаевск в срок, не позднее 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- определить источники питьевого водоснабжения в <адрес>

- разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: водозабора <адрес>

- получить санитарно-эпидемиологические заключения в Роспотребнадзоре на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: водозабор <адрес>

- получить в Роспотребнадзоре на использование водных объектов водозабор <данные изъяты> и водных объектов населенных мест: <адрес> санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- установить в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водозаборов <данные изъяты> населенных мест: <адрес>, которые зарегистрировать в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- внести изменения в Генеральный план застройки МО <адрес>, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ).

Заявитель в обоснование иска указал на то, что Роспотребнадзором в адрес Администрации МО г. Алапаевск направлены предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства № 01-02-03-09/2332 от 01.11.2010 г.

В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО г. Алапаевск и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчику были даны следующие предложения:

1. Разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения: <данные изъяты> <адрес>;

2.Установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным кодексами РФ;

3. Провести корректировку градостроительной документации, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ);

4. Согласовать Генеральную схему очистки территории населенных мест с Алапаевским ТО Роспотребнадзора;

5. В период купального сезона организовать производственный лабораторный контроль (ПЛК) в полном объеме в зоне купания.

Ответчик - Администрация МО г. Алапаевск, будучи обязанным в соответствии с нормами Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организовать в границах городского округа надлежащее, то есть соответствующее санитарным нормам и правилам, водоснабжение населения, указанную обязанность не выполнил, в связи с чем, заявитель -Роспотребнадзор просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать Администрацию МО г. Алапаевск совершить указанные в иске действия.

Представитель ответчика - Администрации МО г. Алапаевск в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело по иску Роспотребнадзора в отсутствие представителя ответчика.

Из отзыва на иск, предоставленного ответчиком, следует, что орган местного самоуправления обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования, не оспаривает, а именно признает необходимость совершения действий, о понуждении к которым требует Роспотребнадзор, а также признает обязанность органа местного самоуправления совершить указанные действия.

Несмотря на признание указанных обстоятельств, представитель органа местного самоуправления иск не признал по мотиву того, что действия по выполнению требований санитарно законодательства связаны с расходование бюджета МО г. Алапаевск, в связи с чем должны быть совершены в результате размещения заказов на аукционе, проводимом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.072005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В связи с отсутствием заявок, объявленный органом местного самоуправления аукцион на разработку проекта зон санитарной охраны источников, используемых для целей питьевого водоснабжения, не состоялся, поэтому действия по соблюдению санитарного законодательства, к которым понуждает Роспотребнадзор, в ближайшее время совершены быть не могут.

Таким образом, доводы ответчика в возражение на иск сводятся не к оспариванию законности действий по соблюдению санитарного законодательства и обязанности органа местного самоуправления совершить указанные действия, а к ссылке на организационно-финансовые обстоятельства, препятствующие немедленному совершению действий по соблюдению санитарного законодательства.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения установлены ст. ст. 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Для реализации указанных санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, установлены санитарные нормы и правила, предусмотренные СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», в соответствии с которыми:

согласно п. 1.5., 1.6., п. 1.9., п. 1.11., п. 1.13., п. 3.2.1.1., п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов, организованы ЗСО в составе трех поясов с указанием мест ЗСО источников водоснабжения на схеме планировочных ограничений генеральных планах застройки населенных пунктов; проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке; территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие; в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почв и грунтовых вод;

согласно п. 3.1., п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая воды должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе;

согласно п. 3.2., п. 3.4., п. 3.5.СП 3.1./3.2.1379-03 население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека, в целях предупреждения загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны, разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В связи с тем, что ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец, а именно: нарушение санитарных правил и обязанность их исполнения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.

Таким образом, судом установлено, что неисполнение ответчиком обязательных требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории МО город Алапаевск на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, поэтому иск Роспотребнадзора подлежит удовлетворению.

Обсудив требование Роспотребнадзора об обязании ответчика исполнить обязательные требования санитарного законодательства в течение 10-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд считает его, не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Заявителем не приведено никаких доводов и доказательств необходимости и обоснованности отсрочки исполнения решения на указанный срок, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке.

В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация МО город Алапаевск, будучи органом местного самоуправления, выступающими по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО город Алапаевск, выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.

Обязать Администрацию МО город Алапаевск:

- определить источники питьевого водоснабжения в <адрес>

- разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозабора <данные изъяты>, <адрес>

- получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозабора <данные изъяты> <адрес>

- получить в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов: водозабор <данные изъяты> и водных объектов населенных мест: <адрес>

- установить в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водозаборов <данные изъяты> населенных мест: <адрес> которые зарегистрировать в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- внести изменения в Генеральный план застройки МО г. Алапаевск, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Петрашов В.В.