Решение по иску о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований предписания должностного лица.



Дело № 2-1088/2011

Мотивированное решение составлено 12 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года                                     город Алапаевск

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего                           судьи Пинягина С. Е.,

с участием:

представителя истца             Кузьминых С.Е.,

ответчика                    Котова А.Л.,

при секретаре                                                    Гоголевой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> к индивидуальному предпринимателю Котову А.Л. о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований предписания должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> (далее Роспотребнадзор) обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия ИП Котова А.Л., выразившихся в неисполнении требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, в части неисполнения мероприятий со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что Котов А.Л. является индивидуальным предпринимателем. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в магазине <данные изъяты> принадлежащем ИП Котову А.Л., по контролю ранее выданного предписания, а именно предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что ответчиком не выполнены предписанные мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства.

Индивидуальному предпринимателю предписывалось провести следующие мероприятия:

откорректировать программу производственного контроля в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В ДД.ММ.ГГГГ провести лабораторный контроль рабочих мест наличия производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду обитания (шум, освещенность, микроклимат). Протоколы лабораторных исследований и испытаний представит в ТО Управления Роспотребнадзора; оформить санитарно - гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса, на постоянных рабочих местах; сроки и очередность выполнения требований СанПиН 555-96 согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора; в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям организовать обязательные прививки против: дифтерии, гепатита В, гриппа, клещевого энцефалита; организовать периодические медицинские осмотры работающих. Представить заключительный акт заключительный акт о прохождении ПМО сотрудников и определить контингенты и составить поименные списки работающих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам ДД.ММ.ГГГГ

Предписания ответчиком не выполнены. Ранее ИП Котов А.Л. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение норм санитарного законодательства и за невыполнение в срок законного предписания Главного государственного санитарного врача в г. Алапаевск и Алапаевском районе.

В связи с указанными обстоятельствами Роспотребнадзор обратился с иском о возложении обязанностей на ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и выполнить предписания в соответствии с требованиями действующих СНиПов.

Представитель истца Кузьминых С.Е. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, подробно пояснив по предмету и основанию иска.

Представитель истца просила признать бездействие ответчика ИП Котова А.Л. в магазине <данные изъяты> в неисполнении требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, в части неисполнения мероприятий со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями: СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Приказ Минздравсоцразвития РФ 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)»:

  1. разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - эпидемиологических мероприятий в соответствии с осуществляемой им деятельностью, в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01, программу производственного контроля предоставить в Роспотребнадзор.
  2. Определить периодичность (кратность) лабораторных исследований и испытаний, с учетом санитарно - эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека. Определить кратность производственных факторов согласно санитарных правил и норм.
  3. Составить и согласовать с органами Государственного санитарно - эпидемиологического надзора сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96, предоставить в Роспотребнадзор график (план) согласованных сроков и очередности выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96.
  4. Организовать профилактические прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, представить в Роспотребнадзор подтверждающие документы на проведение вакцинации работающих (прививочные сертификаты на каждого работающего либо информацию, заверенную ЛПУ) о наличии прививок либо об отказе от прививок.
  5. Определить контингенты и составить поименные списки работающих, подлежащих медицинским осмотрам ДД.ММ.ГГГГ которые согласовать с Роспотребнадзором.
  6. Организовать периодические медицинские осмотры работающих. Представить заключительный акт о прохождении ПМО сотрудников в Роспотребнадзор.

Ответчик Котов А.Л. в судебном заседании исковые требования признал частично. А именно пункты исковых требований 1, 4, и 5. Остальные пункты иска не признал. Вместе с тем в своих пояснениях Котов А.Л. указал, что требования по производственному контролю на него не распространяются, поскольку он производством и выпуском товаров не занимается, а осуществляет торговлю канцелярскими товарами. После вынесения предписания он представил в Роспотребнадзор программу производственного контроля, которая составляется в произвольной форме. В магазине у него работает два продавца, перед устройством на работу они прошли медицинские осмотры. От проведения вакцинации продавцы отказались. Он считает, что предписание, вынесенное в его адрес, является необоснованным, Роспотребнадзор своими действиями фактически занимается вымогательством, требуя проведения в магазине лабораторных исследований.

Заслушав стороны, изучив и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам по заявленному иску.

В соответствие с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Индивидуальный предприниматель Котов А.Л. осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о постановке на налоговый учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 20.03.2003, выданного ИФНС по г. Алапаевску Свердловской области. Предпринимателю присвоен основной регистрационный номер (л.д. 19-20).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее (Закон) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии со 25 Закона условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Согласно ст. 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В силу п. 1.5 Санитарных правил ДД.ММ.ГГГГ-01 юридические лица индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарные противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п. 2.1, 2.2 Санитарных правил ДД.ММ.ГГГГ-01).

Согласно п. 2.3 Санитарных правил ДД.ММ.ГГГГ-01 объектами производственного контроля являются, в том числе рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг по реализации продукции.

В соответствии с п. 2.46 указанных Санитарных правил производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Судом установлено, что по результатам проверки Роспотребнадзором ответчику ДД.ММ.ГГГГ компетентным должностным лицом выдано предписание (л.д. 15) об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, законность которого Котовым А.Л. не оспаривалась. Кроме того, предписания с аналогичными требованиями были направлены в адрес ИП Котова А.Л. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50).

Позиция ответчика ИП Котова А.Л., который ссылается на то, что перечисленные выше нормы не распространяются на него, поскольку он не занимается производством товара, а лишь реализует продукцию, основана на неправильном толковании закона.

Понятие «производственный контроль», применимое в тексте перечисленных Санитарных правил 1.1.1058-01, следует понимать как контроль в ходе осуществления видов деятельности - выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В п. 1.1. санитарных правилах и нормах СаниСанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» также указано, что санитарные правила распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности ведомственной подчиненности, которых применяется труд женщин.

Согласно ст. 34 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Ответчик ИП Котов А.Л. не представил в суд достаточных доказательств, свидетельствующих о выполнении им предписания уполномоченного лица Роспотребнадзора.

Таким образом, не исполнение предписания об устранении нарушений санитарного законодательства, выданного лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является незаконным.

Тщательно исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, суд считает установленным бездействие ИП Котова А.Л. по выполнению предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах, иск в указанной части является обоснованным и подлежит удовлетворению. На ответчика необходимо возложить обязанность исполнить в течение тридцати дней требования Роспотребнадзора, изложенные в пунктах 1-3 и 5-6 иска.

Согласно п. 18.3. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. Указанными санитарными правилами обязательность прививок установлена как для работодателя, обязанного создать условия для прививания работников, то есть организовать профилактические прививки, так и для граждан - работников.

Ответчиком в возражение п. 4 иска представлены заявления работников ФИО1 и ФИО2 об отказе проводить прививки по личным мотивам.

Законом не предусмотрен принудительный порядок профилактического прививания, поэтому отказ работников от профилактических прививок является непреодолимым для работодателя условия, так как трудовая функция работников магазина «Лидер» не связана с повышенным риском заражения инфекционными болезнями и не представляет опасность для населения в случае возникновения у них инфекционной болезни.

При таких обстоятельствах, когда Роспотребнадзор был осведомлен об отказе работников ИП Котова А.Л. от профилактических прививок, требование истца к ответчику об их организации является неисполнимым и, следовательно, ответственность за неисполнение указанного требования, является необоснованной.

В иске Роспотребнадзору в указанной части следует отказать.

В соответствии с действующим законодательством Управление Роспотребнадзора при подаче иска было освобождено от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика.

Исходя из требований ст. 333.19 Налогового кодекса России государственная пошлина по настоящему делу по нематериальному требованию составляет <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе удовлетворить частично.

Признать бездействие ИП Котова А.Л., выразившееся в неисполнении требований предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя Котова А.Л. в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями: СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Приказ Минздравсоцразвития РФ 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)»:

разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - эпидемиологических мероприятий в соответствии с осуществляемой им деятельностью, в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01, программу производственного контроля предоставить в Роспотребнадзор;

определить периодичность (кратность) лабораторных исследований и испытаний, с учетом санитарно - эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека. Определить кратность производственных факторов согласно санитарных правил и норм;

составить и согласовать с органами Государственного санитарно - эпидемиологического надзора сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96, предоставить в Роспотребнадзор график (план) согласованных сроков и очередности выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96;

определить контингенты и составить поименные списки работающих, подлежащих медицинским осмотрам в 2011 году, которые согласовать с Роспотребнадзором;

организовать периодические медицинские осмотры работающих. Представить заключительный акт о прохождении ПМО сотрудников в Роспотребнадзор.

В иске Роспотребнадзору к ИП Котову А.Л. о возложении на него обязанности организовать профилактические прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и представления в Роспотребнадзор подтверждающих документов на проведение вакцинации работающих отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Котова А.Л. в доход государства России государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья                     С. Е. Пинягин