Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 29 сентября 2011 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М. с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области заявителя в лице Комарова А.Я., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1255/2011 по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации Махневского МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к Администрации Махневского МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, и о понуждении органа местного самоуправления к выполнению обязательных требований санитарного законодательства. Так Роспотребнадзор, уточнив ранее заявленные требования, просит понудить Администрацию Махневского МО в срок, не позднее 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: - определить источники питьевого водоснабжения <адрес> - разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>; - на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; - на использование водных объектов населенных мест <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; - определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест <адрес>, скважина № и скважина № <адрес>, в соответствии законодательством Российской Федерации; - установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>, скважина № и скважина № <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - внести изменения в Генеральный план застройки Махнёвского МО, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования. Заявитель в обоснование иска указал на то, что Роспотребнадзором в адрес Администрации Махневского МО направлены предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства № 01-02-03-09/2334 от 01.11.2010 г. В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО г. Алапаевск и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчику были даны следующие предложения: 1. Разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения. 2. Установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ. 3.Провести корректировку градостроительной документации, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). 4. Разработать Генеральную схему очистки территории населенных пунктов для всех населенных пунктов Махневского МО и согласовать с Алапаевским ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. 5. Определить балансодержателей зон рекреации. В период купального сезона организовать производственный лабораторный контроль (ПЛК) в полном объеме в зоне купания. Ответчик - Администрация Махневского МО, будучи обязанным в соответствии с нормами Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организовать в границах городского округа надлежащее, то есть соответствующее санитарным нормам и правилам, водоснабжение населения, указанную обязанность не выполнил, в связи с чем, заявитель - Роспотребнадзор просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать Администрацию Махневского МО совершить указанные в иске действия. Представитель ответчика - Администрации Махневского МО в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело по иску Роспотребнадзора в отсутствие представителя ответчика. Из отзыва на иск, предоставленного ответчиком, следует, что орган местного самоуправления обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования, не оспаривает, а именно признает необходимость совершения действий, о понуждении к которым требует Роспотребнадзор, а также признает обязанность органа местного самоуправления совершить часть указанных действий, а именно - разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на которые получить санитарно-эпидемиологические заключения; - получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам на использование водных объектов; - разработать Генеральную схему очистки территории населенных пунктов. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения установлены ст. ст. 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Для реализации указанных санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, установлены санитарные нормы и правила, предусмотренные СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», в соответствии с которыми: согласно п. 1.5., 1.6., п. 1.9., п. 1.11., п. 1.13., п. 3.2.1.1., п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов, организованы ЗСО в составе трех поясов с указанием мест ЗСО источников водоснабжения на схеме планировочных ограничений генеральных планах застройки населенных пунктов; проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке; территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие; в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почв и грунтовых вод; согласно п. 3.1., п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая воды должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе; согласно п. 3.2., п. 3.4., п. 3.5.СП 3.1./3.2.1379-03 население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека, в целях предупреждения загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны, разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В связи с тем, что ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец, а именно: нарушение санитарных правил и обязанность их исполнения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными. Таким образом, судом установлено, что неисполнение ответчиком обязательных требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории Махневского МО на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, поэтому иск Роспотребнадзора подлежит удовлетворению. Обсудив требование Роспотребнадзора об обязании ответчика исполнить обязательные требования санитарного законодательства в течение 10-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд считает его, не подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Заявителем не приведено никаких доводов и доказательств необходимости и обоснованности отсрочки исполнения решения на указанный срок, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке. В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация Махневского МО, будучи органом местного самоуправления, выступающими по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Махневского МО, выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства. Обязать Администрацию Махневского МО: - определить источники питьевого водоснабжения <адрес>; - разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>; - на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; - на использование водных объектов населенных мест с <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; - определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест <адрес>, скважина № и скважина № <адрес>, в соответствии законодательством Российской Федерации; - установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>, скважина № и скважина № <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - внести изменения в Генеральный план застройки Махнёвского МО, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: Петрашов В.В.