Решение по иску об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.



Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

29 сентября 2011 г.

     Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием представителя заявителя Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Хитрина А.С.,

представителя ответчика Администрации МО Алапаевское в лице Лызлова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области в лице Имаева В.У., действующего на основании удостоверения и доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1246/2011 по иску

Прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Алапаевска (далее - Прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское об обязании ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, находящиеся на землях территории муниципального образования.

Прокурор в обоснование иска указал на то, что прокуратурой г. Алапаевска совместно с государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения, в результате которой выявлены следующие нарушения:

- свалка твердых бытовых отходов в районе <адрес>, площадью 200 кв. м.;

- свалка твердых бытовых отходов на <адрес>, на территории естественных пастбищ, площадью более 3 га, общая площадь захламления земель составляет более 8 га;

- свалка твердых бытовых отходов за домом <адрес>, площадью 400 кв. м.;

- свалка твердых бытовых отходов при въезде <адрес>, площадью 100 кв. м.;

- свалка твердых бытовых отходов <адрес>, площадью 300 кв. м.;

- свалка твердых бытовых отходов <адрес>, площадью 200 кв. м.;

- свалка твердых бытовых отходов на выезде из <адрес>, площадью более 1 га, общая площадь захламления составляет более 4 га.

Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требует обязать ответчика ликвидировать установленные свалки бытовых отходов путем сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированной свалки на санкционированную свалку в течение 30 дней со дня вступления решения суда об этом в законную силу.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области обстоятельства, указанные Прокурором в основание иска, подтвердил, и требования заявителя поддержал.

Представитель администрации МО Алапаевское обстоятельств, на которых Прокурор основывает свои требования, не оспаривал, а именно признал то, что на территории МО Алапаевское находятся указанные свалки твердых бытовых отходов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и захламляют земли, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие средств для проведения работ по ликвидации свалок, а также на необоснованность 30-ти дневного срока, в течение которого Прокурор требует ликвидировать свалки.

Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск, подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пп. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с послед. изменениями) к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение об обязанности органов местного самоуправления, закреплены в ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 08.11.2007 г.), в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 10.01.2008 г.), ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 13.06.2006 г. №26-ОЗ).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в редакции от 08.11.2007 г.) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 14.07.2008 г.) порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.

Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В связи с тем, что ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.

Исходя из изложенного, судом установлено, что несанкционированные свалки бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие Администрации МО Алапаевское, в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд считает требования Прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсудив требование Прокурора об исполнении решения о ликвидации свалок в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу, суд считает его не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Решения, перечисленные в статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть решения о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе и включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

В то же время, согласно статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по просьбе истца к немедленному исполнению может быть обращено решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В этом случае обращение решения к немедленному исполнению возможно только при наличии предоставленных истцом обоснованных, достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Прокурором не приведено никаких доводов и доказательств того, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц или невозможности его исполнения, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке.

В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, будучи органом местного самоуправления, выступающий по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское об обязании ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию МО Алапаевское путем сбора и вывоза бытовых отходов ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, находящиеся:

- в районе <адрес>, площадью 200 кв. м.;

- на выезде <адрес>;

- за домом <адрес> площадью 400 кв. м.;

- при <адрес>, площадью 100 кв. м.;

- в <адрес>, площадью 300 кв. м.;

- за <адрес>, площадью 200 кв. м.;

- на выезде из <адрес>, площадью более 1 га.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней.

Судья:

Петрашов В.В.