Решение по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации МО Алапаевское о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.



Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

29 сентября 2011 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.

с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области заявителя в лице Комарова А.Я., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации МО Алапаевское в лице Лызлова А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1252/2011 по иску

Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации МО Алапаевское о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к Администрации МО Алапаевское о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, и о понуждении органа местного самоуправления к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

Так Роспотребнадзор, уточнив ранее заявленные требования, просит понудить Администрацию МО Алапаевское в срок, не позднее 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- определить источники питьевого водоснабжения <адрес>;

- разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>

- на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области;

- на использование водных объектов населенных мест <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области;

- определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест <адрес>, в соответствии законодательством Российской Федерации;

- установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- провести корректировку генерального плана застройки МО Алапаевское в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

Заявитель в обоснование иска указал на то, что Роспотребнадзором в адрес Администрации МО Алапаевское направлены предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства № 01-02-03-09/2333 от 01.11.2010 г., № 01-02-03-19/2420 от 13.11.2010 г.

В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО Алапаевское и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчику были даны следующие предложения:

- разработать муниципальные программы по обеспечению населения питьевой водой соответствующей требованиям санитарных правил и согласование их с органами Роспотребнадзора;

- разработать проекты организации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Получить в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в них санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;

- организовать и эксплуатировать зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- организовать охрану головных сооружений систем водоснабжения, установить ограждения зон санитарно охраны 1 пояса источников водоснабжения, станций водоподготовок, резервуаров питьевой воды, военизированной охраны станций водоподготовок, резервуаров питьевой воды, установление закрытых павильонов для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, оборудование их сигнализацией, ежедневных обходов источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и головных сооружений водопроводов;

- проводить контроль за процессом передачи водопроводных систем в собственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проводимой реформой ЖКХ;

- разработать и реализовать программы производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий) в соответствии СП 1.1.1058-01, в т.ч. программ расширенных лабораторных исследований качества воды, рабочих программ, согласование их с органами Роспотребнадзора;

- организовать в полном объеме производственного лабораторного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, согласно составленных программ, силами лабораторий, аккредитованных на данные виды исследований;

- разработать технологические регламенты подготовки питьевой воды и получении санитарно-эпидемиологических заключений о их соответствии требованиям санитарных правил;

- обеспечить проведение ремонта, замены или антикоррозийной обработки водопроводных сетей с последующим лабораторным подтверждением ее эффективности, в соответствии с утвержденными и согласованными с органами Роспотребнадзора графиками

- санитарно-техническое обследование нецентрализованных источников водоснабжения и территорий прилегающих к ним с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

- организовать в полном объеме проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды нецентрализованных источников водоснабжения;

- неукоснительно выполнять требования СанПиН 2.1.4.1110-02, СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1175-02, законодательства по защите прав потребителей;

- разработать планы мероприятий по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества из нецентрализованных источников водоснабжения, включив в него корректирующие мероприятия по доведению источников нецентрализованного водоснабжения до требований санитарных правил;

- провести учет всех общественных нецентрализованных источников водоснабжения;

- установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ;

- провести корректировку градостроительной документации, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ);

- разработать Генеральную схему очистки территории населенных пунктов Алапаевского МО и согласовать с Алапаевским ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области;

- определить балансодержателей зон рекреации. Лабораторный контроль качества воды в зоне рекреации на протяжении 5 лет проводится только по госнадзору. В период купального сезона организовать производственный лабораторный контроль (ПЛК) в полном объеме в зоне купания.

Определить:

- балансодержателей систем водоснабжения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей их эксплуатирующих;

- достаточность имеющихся нецентрализованных источников водоснабжения для обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве;

- баланс содержателей нецентрализованных источников водоснабжения, определить юридическое лицо или индивидуальных предпринимателей ответственных за их эксплуатацию.

Кроме того, ответчиком не представлена информация о выполнении предложений, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик - Администрация МО Алапаевское, будучи обязанным в соответствии с нормами Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организовать в границах городского округа надлежащее, то есть соответствующее санитарным нормам и правилам, водоснабжение населения, указанную обязанность не выполнил, в связи с чем, заявитель - Роспотребнадзор просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать Администрацию МО Алапаевское совершить указанные в иске действия.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что орган местного самоуправления обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования, не оспаривает, а именно признает необходимость совершения действий, о понуждении к которым требует Роспотребнадзор, а также признает обязанность органа местного самоуправления совершить указанные действия.

Несмотря на признание указанных обстоятельств, представитель органа местного самоуправления иск не признал по мотиву того, что действия по выполнению требований санитарно законодательства связаны с расходование бюджета, в связи с чем должны быть совершены в результате размещения заказов на аукционе, проводимом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.072005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, доводы ответчика в возражение на иск сводятся не к оспариванию законности действий по соблюдению санитарного законодательства и обязанности органа местного самоуправления совершить указанные действия, а к ссылке на организационно-финансовые обстоятельства, препятствующие немедленному совершению действий по соблюдению санитарного законодательства.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения установлены ст. ст. 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Для реализации указанных санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, установлены санитарные нормы и правила, предусмотренные СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», в соответствии с которыми:

согласно п. 1.5., 1.6., п. 1.9., п. 1.11., п. 1.13., п. 3.2.1.1., п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов, организованы ЗСО в составе трех поясов с указанием мест ЗСО источников водоснабжения на схеме планировочных ограничений генеральных планах застройки населенных пунктов; проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке; территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие; в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почв и грунтовых вод;

согласно п. 3.1., п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая воды должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе;

согласно п. 3.2., п. 3.4., п. 3.5.СП 3.1./3.2.1379-03 население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека, в целях предупреждения загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны, разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В связи с тем, что ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец, а именно: нарушение санитарных правил и обязанность их исполнения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.

Таким образом, судом установлено, что неисполнение ответчиком обязательных требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории МО Алапаевское на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, поэтому иск Роспотребнадзора подлежит удовлетворению.

Обсудив требование Роспотребнадзора об обязании ответчика исполнить обязательные требования санитарного законодательства в течение 10-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд считает его, не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Заявителем не приведено никаких доводов и доказательств необходимости и обоснованности отсрочки исполнения решения на указанный срок, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке.

В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация МО Алапаевское, будучи органом местного самоуправления, выступающими по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО Алапаевское, выразившееся в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства.

Обязать Администрацию МО Алапаевское:

- определить источники питьевого водоснабжения <адрес>

- разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>

- на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области;

- на использование водных объектов населенных мест <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области;

- определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест <адрес>, в соответствии законодательством Российской Федерации;

- установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- провести корректировку генерального плана застройки МО Алапаевское в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Петрашов В.В.