Мотивированное решение изготовлено 17.10.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 12 октября 2011 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М., с участием заявителя - Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Хитрина А.С., представителя ответчика - администрации МО Алапаевское Змеевой О.Е., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1302/2011 по иску Алапаевского городского прокурора к администрации МО Алапаевское об оспаривании бездействия, выражающегося в непринятии мер по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Алапаевска (далее - Прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Алапаевское (далее - Администрация) об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выражающегося в непринятии мер по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива. Так Прокурор требует признать бездействие Администрации, выражающееся в непринятии мер по формированию стодневного запаса топлива в виде газа, угля и мазута незаконным, а также обязать Администрацию в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива в виде газа, угля и мазута. Прокурор в обоснование иска указал на то, что в результате проверки было установлено, что орган местного самоуправления - Администрация не обеспечил подготовку жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения, коммунального и энергетического комплексов к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 гг. Так в ходе проведения проверки Прокурором из ответа главы Администрации было установлено, что Администрацией мер по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива в виде газа, угля, мазута либо иного энергоресурса не принято, о чем свидетельствует то, что запасов угля и дров на момент проведения проверки на территории МО Алапаевское имеется <данные изъяты>, вместо запаса топлива на 100 суток - <данные изъяты> В соответствии с п. 4.1.1 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, в связи с чем необходим запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. В соответствии с п.п. 8 п. 10 Постановления Правительства Свердловской области от 13.05.2011 г. № 549-ПП «Об итогах отопительного сезона 2010/2011 года и подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и энергетического комплексов Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года», а также п. 7 Плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и энергетического комплексов Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года, утвержденного указанным постановлением, на глав муниципальных образований возложена обязанность обеспечить создание 100 дневного запаса основанного и резервного топлива в срок до 15 сентября 2011 года. Прокурор, считая, что обязанность по обеспечению надлежащего теплоснабжения жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения, коммунального и энергетического комплексов в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» лежит на органах местного самоуправления, а также, исходя из того, что для бесперебойного теплоснабжения Правительством субъекта федерации установлен лимит топлива в виде запаса на начало отопительного сезона в размере его стодневного запаса, в целях предупреждения последствий срыва отопительного сезона, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования с требованием к органу местного самоуправления об обязании Администрации создать сто дневный запас топлива в виде запас газа, угля и мазута. Представитель Администрации в отзыве на иск и объяснениях, данных в судебном заседании, требование Прокурора не признал по мотиву его необоснованности. Так представитель ответчика в возражение на иск указал на то, что Администрации Правительством субъекта федерации (п.п. 8 п. 10 Постановления Правительства Свердловской области от 13.05.2011 г. № 549-ПП) рекомендовано, а не вменено в обязанность, обеспечить в срок до 15.09.2011 г. на теплоисточниках, находящихся в муниципальной собственности и осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения, создание запасов основного и резервного топлива. В то же время, в соответствии с п.п. 3 п. 12 Постановления Правительства Свердловской области от 13.05.2011 г. № 549-ПП руководителям предприятий и организаций, имеющих на своем балансе или в управлении жилищный фонд и объекты социальной сферы, а также объекты и сети коммунальной инфраструктуры также рекомендовано обеспечить создание на котельных, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения, на начало отопительного сезона стодневного запаса основного котельного топлива, а также резервного топлива в предусмотренных объемах. Таким образом, из объяснений представителя Администрации следует, что орган местного самоуправления считает себя ненадлежащим ответчиком по мотиву того, что обязанность обеспечения котельных запасом топлива возложена как на орган местного самоуправления, так в равной степени и на предприятия и организации, имеющие на своем балансе или в управлении жилищный фонд и объекты социальной сферы, а также объекты и сети коммунальной инфраструктуры. Также представитель ответчика считает иск Прокурора необоснованным в связи с тем, что Правительством субъекта федерации обязанность по созданию стодневного запаса на Администрацию не возложена, а ответчику лишь рекомендовано обеспечить создание указанного запаса. При этом Администрация принимала меры к этому, рекомендовав энергоснабжающим организациям муниципального образования заключить договоры для создания рекомендованного Правительством субъекта федерации запаса топлива. Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает иск Прокурора подлежащим частичному удовлетворению. Из писем Администрации на письмо Прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на содержание которых Прокурор ссылался в обоснование заявленных требований, следует только то, что в муниципальном образовании потребность в стодневном запасе топлива на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ удовлетворена по углю на 81,4% по дровам - 54,3%, а на ДД.ММ.ГГГГ по углю - 87,2%, по дровам - 100%. Других сведений об обеспечении муниципального образования запасом топлива, в том числе по его потребности, видам и количеству, стороны не предоставили, и ссылались соответственно в обоснование и возражение на иск только на информацию о потребности и об обеспеченности запасом топлива, следующую из указанных выше писем Администрации. При таких обстоятельствах, суд считает иск Прокурора об обязании Администрации создать стодневный запас основного и резервного топлива в виде газа и мазута необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как Прокурор не предоставил доказательств потребности муниципального образования в запасах данных видов топлива и соответственно в степени его обеспеченности. В то же время, исходя из пределов заявленного Прокурором иска, в который не включено топливо в виде дров, суд установил, что потребность муниципального образования в стодневном запасе основного и резервного топлива в виде угля составляет <данные изъяты>, а степень обеспеченности указанного запаса на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, то есть 87,2%. Таким образом, судом достоверно установлено, что потребность муниципального образования в стодневном запасе основного и резервного топлива в виде угля в настоящее время полностью не удовлетворена. Суд, обсудив доводы Администрации в возражение на иск Прокурора, сводящиеся к оспариванию обязанности органа местного самоуправления принимать меры к формированию стодневного запаса основного и резервного топлива, находит их необоснованными, так как они не соответствуют закону. Так согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения. В соответствии с ч. 2 ст. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава МО Алапаевское в редакции, принятойрешением Думы МО Алапаевское от 06 мая 2010 года № 397 «О внесении изменений в Устав муниципального образования Алапаевское», Муниципальное образование Алапаевское в соответствии с законом Свердловской области обладает статусом городского округа, к вопросам местного значения которого относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения и снабжения населения топливом. На основании п.п. 8 п. 10 Постановления Правительства Свердловской области от 13.05.2011 г. № 549-ПП «Об итогах отопительного сезона 2010/2011 года и подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и энергетического комплексов Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года», а также п. 7 Плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и энергетического комплексов Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года, утвержденного указанным постановлением, главам муниципальных образований в Свердловской области рекомендовано обеспечить создание на муниципальных котельных, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения, на начало отопительного сезона - 15.09.2010 г. стодневный запас топлива. Таким образом, судом установлено, что обязанность органа местного самоуправления по надлежащему теплоснабжению жилищного фонда и объектов социального назначения установлена Конституционным законом - Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Уставом Муниципального образования Алапаевское, а меры, которые следует принять для надлежащего теплоснабжения муниципального образования в виде установления нормативного запаса топлива для каждого муниципального образования, установлены обязательным для органа местного самоуправления постановлением Правительства субъекта федерации. Как установлено судом, установленная Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом МО Алапаевское обязанность по организации в границах городского округа теплоснабжения населения и снабжения населения топливом ответчиком надлежаще не выполнена, так как нормативный запас топлива в виде стодневного запаса основного и резервного топлива - угля не Администрацией не создан. Суд считает, что ответчик, не приняв своевременных и исчерпывающих организационных мер по созданию нормативного запаса топлива, допустил незаконное, то есть нарушающее п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава МО Алапаевское бездействие. Кроме того, суд на основании указанных норм и, руководствуясь ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, считает возложить на ответчика обязанность по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива в виде угля. Обсудив требование Прокурора об обязании ответчика исполнить обязанность по формированию стодневного запаса основного и резервного топлива в течение 15-ти дней со дня вступления решения в законную силу, суд считает его, не подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Заявителем не приведено никаких доводов и доказательств необходимости и обоснованности немедленного, в течение 15-ти дней, исполнения решения, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке. В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация МО Алапаевское, будучи органом местного самоуправления, выступающими по делу в качестве ответчика, также освобождена от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Алапаевского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание стодневного запаса топлива в виде угля. Обязать администрацию МО Алапаевское создать стодневный запас основного и резервного топлива в виде угля. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня приятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд. Судья: Петрашов В.В.