РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., при секретаре Охорзиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Билалова С.Л. к муниципальному образованию «Город Алапаевск» о признании отказа в приватизации земельного участка незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, УСТАНОВИЛ: Истец Билалов С.Л. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Алапаевск» о признании отказа в приватизации земельного участка незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, указав в обоснование своих исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность жилой дом, расположенный в границах земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Получив свидетельство о праве собственности на дом, он обратился в Управление имущественных, правовых отношений и неналоговых доходов МО «Город Алапаевск» с заявлением о приватизации земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ им был получен отказ в приватизации земельного участка со ссылкой на Генеральный план развития города Алапаевска, выполненный в 1982 году, утвержденный Решением исполнительного комитета Свердловского областного совета народных депутатов № 495 от 28.11.1983 года, в соответствии с которым по территории земельного участка проходит северная «красная линия». Данный отказ он считает незаконным, так как Генеральный план с момента его принятия до настоящего времени не выполнялся. На основании п.3, 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2011 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 273 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 и ч.1 ст. 28 Земельного кодекса РФ он просит признать отказ в приватизации земельного участка незаконным, обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец Билалов С.Л. на иске настаивает, пояснив в дополнение, что он приобрел жилой <адрес> по договору купли-продажи у ФИО1, которая в свою очередь получила указанный жилой дом по наследству после смерти супруга ФИО2 Ему известно, что дом построил отец ФИО2, однако документы о строительстве не сохранились, так как дому более 100 лет. Несмотря на отсутствие документов у ФИО1, право собственности на дом было зарегистрировано в установленном законом порядке, в противном случае ему было бы отказано в последующей регистрации права собственности на жилой дом. ФИО1 этот земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования. Они производили уплату земельного налога до тех пор, пока ФИО1 не установили группу инвалидности, в связи с чем он был освобожден от уплаты налогов. Как собственник жилого дома он вправе арендовать земельный участок под ним либо приобрести его в собственность. Владельцы соседних участков по этой же сторон улицы: <адрес> получили земельные участки в собственность. Генеральный план перспективной застройки города, которым предусмотрено проведение красной линии по ул. <данные изъяты>, устарел, не выполняется и не может являться основанием для отказа в приватизации. Зона, в которой расположен дом, переведена из разряда общественно-деловой в зону жилой застройки. Его земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет. Инженерные сети по участку не проходят, из прокладка не планируется, с учетом этого отсутствуют препятствия для передачи участка в собственность. Он желает приобрести земельный участок в собственность, поэтому просит заявленные им требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования город Алапаевск по доверенности Вихарева В.Л. исковые требования Билалова С.Л. оставляет на усмотрение суда, пояснила, что в настоящее время Генеральный план города Алапаевска, утвержденный Решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов от 28.11.1983 года № 495, не исполняется. Решением Думы МО город Алапаевск от 24.12.2009 года № 151 срок действия Генерального плана г. Алапаевска продлен до 2015 года, в связи с этим, чтобы не допустить нарушения действующего муниципального нормативного акта, они вынуждены отказывать в приватизации земельных участков, по территории которых проходит красная линия. Муниципальному образованию выгоднее предоставлять земельные участки в собственность граждан, поскольку денежные средства от уплаты земельных налогов будут полностью зачислены в местный бюджет. ДД.ММ.ГГГГ Думой МО <адрес> принято решение, которым изменен статус спорного участка с зоны общественно-деловой на жилую. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Вопросы, связанные с отчуждением земельных участков регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также иными нормативными актами. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с п.5 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. На основании ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ч.2,3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. В соответствии с ч.1, 2 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. На основании ч.12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В силу ч.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1, 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса. На основании пункта 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В силу прямого указания, содержащегося в вышеприведенных нормах Земельного кодекса РФ, истец имеет право по своему выбору оформить свои права землепользования путем заключения соответствующего договора купли-продажи земельного участка либо договора его аренды. При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, вооружением. В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Как установлено в судебном заседании, Билалов С.Л. является собственником жилого дома <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Как видно из материалов дела, приобретенный в собственность Билаловым С.Л. жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира – жилой дом, расположенный в границах участка, по адресу: <адрес>. Согласно кадастровому паспорту земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-54) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о правах на земельный участок площадью 877±10,36 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес>. Согласно положениям ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В настоящее время надлежащим образом право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> за МО город Алапаевск не оформлено. Из пояснений представителя ответчика установлено и истцом в судебном заседании не оспаривалось, что указанный земельный участок находится в муниципальной собственности. В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Из пояснений истца и материалов дела видно, что Билалов С.Л., являясь собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, желая приватизировать этот земельный участок, обратился с заявлением о приватизации земельного участка, занятого строением. ДД.ММ.ГГГГ письмом за подписью начальника Управления имущественных, правовых отношений и неналоговых доходов МО «город Алапаевск» ФИО3 Билалову С.Л. было отказано в приватизации земельного участка со ссылками на ст. 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и Генеральный план г. Алапаевска, выполненный проектным институтом «Свердловскгражданпроект» в 1982 году и, утвержденный Решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 495 от 28.11.1983 года, согласно которому ширина земель общего пользования на проектный срок в границах красных линий (сечение 14-14) по ул. <данные изъяты> составляет 37 метров, то есть северная красная линия по ул. <данные изъяты> попадает на земельный участок жилого дома № <адрес>, поэтому земельный участок приватизации не подлежит, Билалову С.Л. предложено оформить документы на аренду земельного участка (л.д. 7). Таким образом, из письменного отказа видно, что основанием в предоставлении земельного участка в собственность Билалову С.Л. явилось то, что спорный участок имеет общественно-деловой статус, расположен в зоне общегородского центра и его пересекает красная линия, установленная для планируемого расширения улицы. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Проектирование и установление красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации осуществляется на основании Инструкции РДС 30-201-98, утвержденной госкомитетом РФ по жилищной и строительной политике от 01.07.1998 года. В обоснование законности отказа истцу в приватизации земельного участка ответчик ссылается на Генеральный план г. Алапаевска, утвержденный Решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов от 28.11.1983 года № 495 (л.д. 29). Решением Думы МО город Алапаевск от 24.12.2009 года № 151 срок действия Генерального плана г. Алапаевска продлен до 2015 года (л.д. 27-28), в соответствии с которым по спорному земельному участку, в том числе и через жилой дом истца, проходит красная линия. В градостроительстве красной линией признается линия, отделяющая застроенную территорию от незастроенного пространства. За красную линию не должно выходить ни одно из строений квартала. Застройка должна осуществляться как по красной линии, так и с отступлением от нее в глубину квартала. Ответчик не предоставил суду каких-либо доказательств, свидетельствующих об исполнении данного плана в отношении спорного земельного участка. Более того, из пояснений самого представителя ответчика установлено, что Генеральный план г. Алапаевска, утвержденный Решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов от 28.11.1983 года № 495 и продленный сроком действия до 2015 года, не исполняется, что подтверждается также и другими материалам дела. Суду представлено решение Думы МО город Алапаевск от 15.07.2011 года № 41-НПА (л.д. 77), которым изменен статус спорного земельного участка путем его перевода из общественно-деловой зоны в зону Ж-1. Указанное решение Думы МО город Алапаевск «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки территории города Алапаевска и сельских населенных пунктов Муниципального образования город Алапаевск» не оспорено на предмет его несоответствия существующему генеральному плану города. Более того, как следует из письменного сообщения начальника отдела архитектуры и градостроительства ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-74) и не оспаривается сторонами, в стадии разработки и утверждения находится новый генеральный план города Алапаевска, в связи с чем возникает реальная возможность внесения корректив в Генеральный план города с учетом существующих жилых строений. Из письменного сообщения за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в соответствии с эскизом застройки центра (Генеральный план г. Алапаевска (корректура) 10.196.0074-00-ГП), утвержденном решением исполнительного комитета Свердловского областного совета народных депутатов от 28.11.1983 года № 495, на земельном участке предполагалось строительство Дома связи. Фактически здание АТС построено по ул. С. Перовской. На сегодняшний день – это объект незавершенного строительства, определенный к демонтажу, а земельный участок под ним сформирован и поставлен на кадастровый учет. В дальнейшем строительство на земельном участке <адрес>, не предполагается. На основании нового генерального плана города Алапаевска, находящегося в стадии разработки и утверждения, данный земельный участок остается в зоне индивидуальной жилой застройки и не предусматривает размещение и строительство объектов социального назначения. В соответствии с решением Думы МО город Алапаевск от 15.07.2011 года № 41-НПА земельный участок переведен из общественно-деловой зоны в зону Ж-1 (Зону индивидуальной (коттеджной) застройки – территории, застроенные или планируемые к застройке индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) с правом строительства индивидуального жилого дома; с отдельно стоящими объектами обслуживания местного значения). Схема газоснабжения г. Алапаевска (корректировка), разработанная в 2008 году Екатеринбургским филиалом Головного научно-исследовательского института ОАО «ГИПРОНИИГАЗ ОАО «РОСГАЗИФИКАЦИЯ» выполнена с учетом существующей жилой застройки города Алапаевска. В подтверждение указанных обстоятельств суду представлена выкипировка из нового Генерального плана города Алапаевска (л.д. 72-73), достоверность сведений в которой сторонами не оспорена. Таким образом, ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, при которых законом предусмотрена возможность отказа в приватизации гражданами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что законных препятствий для возмездной приватизации земельного участка, расположенного под жилым домом <адрес>, не имеется. Ответчик необоснованно отказал истцу в заключении возмездного договора приватизации земельного участка. При таких обстоятельствах суд считает удовлетворить исковые требования Билалова С.Л., признать отказ в приватизации земельного участка незаконным, обязать ответчика заключить с Билаловым С.Л. договор купли-продажи земельного участка, расположенного под жилым домом по адресу: <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Билалова С.Л. удовлетворить. Признать отказ начальника Управления имущественных, правовых отношений и неналоговых доходов МО «город Алапаевск» от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации земельного участка, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, незаконным. Обязать Муниципальное образование <адрес> заключить с Билаловым С.Л. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Алапаевский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Охорзина С.А Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2011 года