Решение по иску к ТОИОГВСО Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району об оспаривании отказа в предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.



Мотивированное решение изготовлено 02.02.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

26 января 2012 г.

         

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего федерального судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием истца Шмакова Н.М. и его представителя Шмаковой Р.Ф., действующей на основании доверенности,

ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району в лице представителя Подойниковой Е.О., действующей на основании доверенности,

третьего лица на стороне ответчика Муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика» в лице представителя Михайловой Н.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-39-2012 (2-1622/2011) по иску

Шмакова Н.М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району об оспаривании отказа в предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и

встречному иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району к Шмакову Н.М. о признании недействительным удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

Шмаков Н.М. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району (далее - ТОИОГВСО-УСЗН) об оспаривании отказа в предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и обязании восстановить право на льготы.

Так, Шмаков Н.М., ссылаясь на то, что, будучи лицом, имеющим на основании удостоверения «инвалида о праве на льготы» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), с ДД.ММ.ГГГГ. был незаконно лишен ответчиком - ТОИОГВСО-УСЗН права на указанные льготы.

В обоснование иска истец и его представитель указали на то, что Шмаков Н.М., <данные изъяты> получал льготы по оплате ЖКУ, предусмотренные для лиц, указанных в ст. 4 ФЗ «О ветеранах».

С августа 2011 г. МКУ «Дирекция единого заказчика», ссылаясь на письмо ответчика - ТОИОГВСО-УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ, приостановило предоставление указанных льгот, и с этого же времени стало предоставлять Шмакову Н.М. льготы по оплате ЖКУ в меньшем размере, как инвалиду по общему заболеванию, в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Сторона истца считает, что Шмаков Н.М. имеет право на предоставление льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах», но был незаконно лишен их по вине ТОИОГВСО-УСЗН, предписавшему МКУ «Дирекция единого заказчика» указанным письмом приостановить Шмакову Н.М. предоставление льгот по оплате ЖКУ, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Представитель ТОИОГВСО-УСЗН в судебном заседании и письменном возражении на иск требование Шмакова Н.М. не признал, заявив о том, что не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию, так как не наделен полномочиями по назначению, приостановлению или прекращению выплат льгот по оплате ЖКУ, ссылаясь на то, что указанными полномочиями в соответствии с Областными законами от 19.11.2008 г. № 105-ОЗ и от 09.10.2009 г. № 79-ОЗ, а также постановлением Правительства СО от 29.10.2009 г. № 1557-ПП наделены органы местного самоуправления и уполномоченные ими учреждения, то есть соответственно Администрация МО город Алапаевск и уполномоченный орган - МКУ «Дирекция единого заказчика». В обоснование указанного возражения представитель ТОИОГВСО-УСЗН указал на то, что, осуществляя в пределах своей компетенции контроль за расходованием бюджетных средств, расходуемых органом местного самоуправления на предоставление предусмотренных ФЗ «О ветеранах» льгот по оплате ЖКУ, установил то, что Шмаков Н.М. указанные льготы предоставляются необоснованно, в связи с чем направил МКУ «Дирекция единого заказчика» письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил о приостановлении предоставления Шмакову Н.М. указанных льгот и сообщил о намерении оспорить действительность выданного Шмакову Н.М. удостоверения, на основании которого указанные льготы были предоставлены.

Также ТОИОГВСО-УСЗН не признал иск Шмакова Н.М. по мотиву его необоснованности, ссылаясь на то, что Шмаков Н.М., будучи инвалидом в связи с заболеванием, полученным при прохождении военной службы, не имеет права на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

В возражение на иск ответчик ТОИОГВСО-УСЗН заявил встречный иск с требованием о признании удостоверения «инвалида о праве на льготы» Серии 1-А от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Шмакову Н.М. Алапаевским городским отделом социального обеспечения, недействительным и изъятии у Шмакова Н.М. указанного удостоверения.

В обоснование встречного иска ТОИОГВСО-УСЗН указал на то, что Шмаков Н.М. на основании справки <данные изъяты> заболевания, полученного в период военной службы, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, и партизан гражданской войны.

Инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов в соответствии ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на основании справки об установлении инвалидности, выданной органом государственной службы медико-социальной экспертизы, а удостоверения «инвалида о праве на льготы» не выдаются, так как последние выдаются исключительно инвалидам вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, и партизан гражданской войны.

Истец Шмаков Н.М. и его представитель, не оспаривая фактических обстоятельств, на которых ТОИОГВСО-УСЗН основывает встречный иск, а именно того, что инвалидность Шмакова Н.М. получена вследствие заболевания, полученного в период военной службы, то есть в мирное время, в период срочной военной службы по призыву, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период боевых действий, иск ТОИОГВСО-УСЗН о признании удостоверения инвалида о праве на льготы недействительным не признали, ссылаясь на обоснованность его выдачи.

Представитель МКУ «Дирекция единого заказчика», подтвердив, что является уполномоченным органом местного самоуправления - Администрация МО город Алапаевск органом, осуществляющим выплату назначенных органом местного самоуправления льгот оплате ЖКУ, иск Шмакова Н.М. не признал, пояснив в возражение на него, что истцу Шмакову Н.М. по решению Администрации МО город Алапаевск до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись льготы по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

После проверки ТОИОГВСО-УСЗН порядка предоставления льгот по оплате ЖКУ и письма ТОИОГВСО-УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ, орган местного самоуправления принял решения о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты Шмакову Н.М. льгот по оплате ЖКУ, как инвалиду Великой Отечественной войны, то есть в соответствии с ФЗ «О ветеранах», и назначении с этого же времени выплаты Шмакову Н.М. льгот по оплате ЖКУ, как инвалиду по общему заболеванию, то есть в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поэтому МКУ «Дирекция единого заказчика», будучи уполномоченным органом местного самоуправления органом, осуществляющим выплату компенсаций по оплате ЖКУ, с ДД.ММ.ГГГГ правомерно, то есть на основании решений Администрация МО город Алапаевск, производит Шмакову Н.М. выплату указанной компенсации в размере, установленном ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не ФЗ «О ветеранах».

Представитель Администрация МО город Алапаевск в судебное заседание не явился, отзывы на иск Шмакова Н.М. и встречный иск ТОИОГВСО-УСЗН - не предоставил.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает иск Шмакова Н.М. не подлежащим удовлетворению, а встречный иск ТОИОГВСО-УСЗН подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.

Лицами, участвующими в деле, не спаривается и судом из доказательств, исследованных в судебном заседании, установлено следующее:

Шмаков Н.М. на основании свидетельства о болезни и справки от ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> вследствие заболевания, полученного в период военной службы;

Алапаевским городским отделом социального обеспечения Шмакову Н.М. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение

Шмакову Н.М., <данные изъяты>, на основании решения главы Администрации МО город Алапаевск до ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Дирекция единого заказчика» выплачивалась ежемесячная компенсация расходов по оплате ЖКУ, как инвалиду Великой Отечественной войны, то есть в соответствии с ФЗ «О ветеранах»;

на основании решений главы Администрации МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Дирекция единого заказчика» Шмакову Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена выплата ежемесячной компенсации расходов по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах», и с этого же времени начата выплата компенсации расходов по оплате ЖКУ, <данные изъяты> по общему заболеванию, то есть в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На основании изложенного, судом установлено, что Шмакову Н.М. до ДД.ММ.ГГГГ производилась выплата ежемесячной компенсации расходов по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах», а после указанной даты - в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как следует из Преамбул указанных Федеральных законов, ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Для реализации указанной в Преамбуле цели законодателем с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветераны разделены на категории (ст. 1 Федерального закона «О ветеранах»), а ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, то есть лиц с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Исходя из целей, указанных в Федеральных законах «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодатель определил различный уровень мер социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Так из анализа норм, содержащихся в ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», следует, что установленные меры социальной поддержки, в том числе, в виде компенсации расходов по оплате ЖКУ для ветеранов выше, чем для инвалидов.

Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ уровень мер социальной поддержки Шмакова Н.М. в части компенсации расходов по оплате ЖКУ снижен.

Для разрешения иска Шмакова Н.М. и встречного иска ТОИОГВСО-УСЗН следует установить, к какой категории лиц, имеющих право на государственные меры социальной поддержки, относится Шмаков Н.М., а также законность и обоснованность снижения ему уровня предоставляемых льгот.

В соответствии со ст. 4 и разделами 1 и 2 Приложения Федерального закона «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий (именуемых в законе одинаково - инвалиды войны), имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 14 указанного закона, отнесены граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества в период Великой Отечественной войн, а также в районах боевых действий на территории других государств, перечень последних и периоды боевых действий которых указаны в разделе 1 приложения к Федеральному закону «О ветеранах» «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлению ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации после указанного времени.

Согласно п. 28 Положения, утв. постановлением Совета Министров СССР № 209 от 23.02.1981 г., и постановления Совета Министров СССР № 304 от 18.04.1975 г., делегировавшего Госкомтруду Совета Министров СССР установить форму и порядок выдачи удостоверений, инвалидам Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, то есть в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» - инвалидам боевых действий, выдаются соответственно «Удостоверение инвалида Великой Отечественной войны» и «Удостоверения инвалида о праве на льготы», форма и порядок выдачи которых установлены Инструкцией, утв. постановлением Госкомтруда Совета Министров СССР № 126 от 26.05.1975 г. с изменениями, внесенными постановлением Госкомтруда СССР № 200 от 07.08.1975 г.

Судом установлено и стороной истца не оспаривается то, что Шмаков Н.М. не участвовал в боевых действиях в период Великой Отечественной войны и в иное время, а стал инвалидом вследствие заболевания, полученного в период военной службы, не связанной с боевыми действиями, то есть Шмаков Н.М. не является ветераном и инвалидом войны в соответствии со ст. 4 ФЗ «О ветеранах», поэтому не имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов войны. В то же время, судом установлено, что Шмаков Н.М., будучи инвалидом вследствие заболевания, полученного в период военной службы, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд, установив вид мер социальной поддержки, на которые имеет право Шмаков Н.М., проверил также соблюдение порядка предоставления их истцу, и нашел то, что предоставление и изменение мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате ЖКУ произведено Шмакову Н.М. с соблюдением установленного законом порядка.

В соответствии с нормами Областных законов от 19.11.2008 № 105-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и от 09.10.2009 № 79-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» органам местного самоуправления муниципальных образований передано государственное полномочие по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Для осуществления указанных полномочий орган местного самоуправления - Администрация МО город Алапаевск вправе:

1) получать средства для осуществления этого государственного полномочия;

2) запрашивать у органов государственной власти Свердловской области информацию, необходимую для осуществления этого государственного полномочия, включая сведения о гражданах, проживающих на территории Свердловской области и имеющих право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законами Свердловской области;

3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования этого государственного полномочия;

4) возлагать на муниципальные учреждения реализацию отдельных функций, связанных с осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования этого государственного полномочия (в МО Город Алапаевск функции по осуществлению государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы МКУ «Дирекция единого заказчика»);

5) проверять, в том числе путем направления официальных запросов, подлинность документов, приложенных к заявлениям граждан о предоставлении им компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полноту и достоверность содержащихся в этих документах сведений;

6) заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по расчету, перечислению и (или) выплате гражданам компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

7) направлять органам государственной власти Свердловской области предложения по вопросам, связанным с осуществлением этого государственного полномочия,

Также в обязанности Администрации МО город Алапаевск при осуществлении переданного государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг входят:

1) определение размера компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, осуществление перерасчет этого размера в порядке, установленном Правительством Свердловской области;

2) осуществление назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим в соответствии с законодательством Свердловской области право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области;

3) прекращение выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случаях и порядке, установленных Правительством Свердловской области.

Согласно постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. № 1557-ПП «О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации» назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - уполномоченный орган). Решение о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов принимается руководителем уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 4 Областного закона от 19.11.2008 № 105-ОЗ при осуществлении органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ТОИОГВСО-УСЗН имеет право осуществлять контроль в форме проверок, в том числе выборочных, за осуществлением органами местного самоуправления указанного государственного полномочия.

На основании указанных нормативных актов следует, что решение о назначении либо об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и в компетенцию ТОИОГВСО-УСЗН не входит.

Как следует из п.п. 7.1., 7.2, раздела III, п.п. 19.1. - 19.3. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории МО г. Алапаевск», утв. постановлением Администрация МО город Алапаевск от 01.04.2011 № 410 предоставление муниципальной услуги в виде компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется Администрацией МО город Алапаевск с возложением отдельных функций по ее предоставлению на МКУ «Дирекция единого заказчика». При предоставлении указанной услуги источником получения информации является, в том числе ТОИОГВСО-УСЗН, который также осуществляет контроль в форме документарных проверок обоснованности и соблюдения порядка предоставления компенсаций.

Судом установлено то, что ответчик ТОИОГВСО-УСЗН, осуществляя в соответствии со ст. 4 Областного закона от 19.11.2008 № 105-ОЗ контроль обоснованности и соблюдения порядка предоставления компенсаций по оплате ЖКУ МКУ «Дирекция единого заказчика», выявил необоснованность предоставления Шмакову Н.М. компенсаций по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах», о чем сообщил МКУ «Дирекция единого заказчика» письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил приостановить Шмакову Н.М. предоставление указанных льгот.

Администрация МО город Алапаевск на основании сообщения уполномоченного органа - МКУ «Дирекция единого заказчика» и информации контролирующего органа - ТОИОГВСО-УСЗН в соответствии с указанными выше нормативными актами, действуя в пределах исключительной компетенции и в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом, решениями от ДД.ММ.ГГГГ приостановила и назначила Шмакову Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ выплату соответственно ежемесячной компенсации расходов по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и выплату компенсации расходов по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Также на основании изложенных выше норм, судом установлено, что удостоверение «инвалида о праве на льготы» выдается только гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества и в районах боевых действий на территории Российской Федерации и других государств, в периоды, указанные в приложении «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации».

Шмаков Н.М., будучи <данные изъяты> заболевания, полученного в период военной службы, не связанной с боевыми действиями, таким образом, не имеет право на получение удостоверения <данные изъяты> поэтому судом установлено то, что удостоверение <данные изъяты> выдано Шмакову Н.М. незаконно, в связи с чем суд считает признать указанное удостоверение недействительным и обязать Шмакова Н.М. сдать указанное удостоверение в ТОИОГВСО-УСЗН, на который после ликвидации городского отдела социального обеспечения возложены полномочия по выдаче соответствующих удостоверений.

Суд, установив необоснованность иска Шмакова Н.М. и обоснованность требований ТОИОГВСО-УСЗН, считает отказать в иске Шмакову Н.М. и удовлетворить встречный иск ТОИОГВСО-УСЗН.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Шмакова Н.М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району оставить без удовлетворения.

Встречный иск ТОИОГВСО-УСЗН к Шмакову Н.М. удовлетворить.

Признать недействительным выданное Шмакову Н.М. удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Шмакова Н.М. сдать указанное удостоверение в ТОИОГВСО-УСЗН.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья

Петрашов В.В.