Решение по иску об оспаривании решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на выборах депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск.



Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск

03 февраля 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Петрашова В.В.,

с участием заместителя прокурора г. Алапаевска Мелкозеровой Т.В.,

заявителя Тимофеева Е.Г.,

заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии <данные изъяты> избирательного округа по выборам депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск <данные изъяты> в лице председателя Молоковой Н.Г. и представителя Рудакова А.К., предоставившего доверенность,

при секретаре Янгировой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-181/2012 по заявлению

Тимофеева Е.Г. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на выборах депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск,

УСТАНОВИЛ:

Решением Думы муниципального образования город Алапаевск <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск <данные изъяты>.

Решением Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Муниципального образования г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ назначен состав и председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск <данные изъяты> избирательному округу (далее - ОИК или избирательная комиссия).

ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Е.Г. обратился в установленном порядке в ОИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Муниципального образования г. Алапаевск <данные изъяты> созыва по <данные изъяты> избирательному округу в порядке самовыдвижения, а ДД.ММ.ГГГГ представил в ОИК предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе 6 подписных листов с 49 подписями избирателей в поддержку его выдвижения.

Решением ОИК от ДД.ММ.ГГГГ Тимофееву Е.Г. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основанию, предусмотренному пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, предоставленных кандидатом.

Так ОИК были признаны недействительными все 49 предоставленных Тимофеевым Е.Г. подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения кандидатом, по мотиву того, что во всех подписных листах отсутствует наименование или код подразделения, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (далее - сборщик), а также отсутствует подпись сборщика и ее дата.

Тимофеев Е.Г., не согласившись с решением ОИК , обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, а также об обязании избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата, ссылаясь на нарушения, допущенные ОИК при проверке подписных листов.

Так заявитель, не оспаривавший установленных избирательной комиссией обстоятельств, выразившихся в отсутствии указанных выше сведений в подписных листах, в то же время оспаривал решение ОИК , ссылаясь на следующие обстоятельства:

при приеме от кандидата Тимофеев Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ подписных листов избирательная комиссия, обязанная в соответствии с п. 1 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, принятый Законом Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ (в ред. от 09.11.2011) (далее - Избирательный кодекс Свердловской области) и п. п. 7.3. и 7.4. Порядка выдвижения и регистрации списка кандидатов в депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск <данные изъяты> по единому избирательному округу и по <данные изъяты> избирательным округам на выборах ДД.ММ.ГГГГ, утв. решением Алапаевской городской территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), проверить соответствие подписных листов установленным формам, вид оформления подписных листов, в том числе их количество и число предоставленных подписей, и имеющая право, в случае выявления отдельных нарушений в оформлении избирательных документов при их приеме, предложить кандидату устранить эти нарушения и повторно предоставить все документы в комиссию до ДД.ММ.ГГГГ (п. 7.1. Порядка), отсутствие в подписных листах указанных сведений о сборщике подписей не выявила и не предоставила Тимофееву Е.Г. возможность до истечения срока приема подписных листов исправить недостатки подписных листов путем дополнения необходимых сведений о сборщике подписей;

требование ОИК о необходимости указания в подписных листах наименования или кода подразделения, выдавшего паспорт сборщику, является незаконным, так как не предусмотрено п. 2 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области.

Представители ОИК в письменных возражениях на заявление Тимофеева Е.Г. и в объяснениях, данных в судебном заседании, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, считали требование заявителя необоснованным.

Так представители ОИК , не оспаривая того, что Тимофеев Е.Г. до истечения срока предоставления документов для регистрации кандидата предоставил в избирательную комиссию все необходимые документы, в обоснование законности оспариваемого решения ссылались на то, что все 49 предоставленных Тимофеевым Е.Г. подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения кандидатом, были признаны недействительными, в связи с тем, что во всех 6 подписных листах отсутствует наименование или код подразделения, выдавшего паспорт сборщику, а также отсутствует подпись сборщика и дата ее внесения.

В возражение на доводы заявителя представители заинтересованного лица указали на то, что требование об указании в подписных листах наименования или кода подразделения, выдавшего паспорт сборщику, является обязательным, так как предусмотрено законом, в том числе п. 2 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области, на который ссылается заявитель.

Также представители избирательной комиссии, возражая против довода заявителя о не выполнении ОИК обязанности предварительной проверки подписных листов при их сдаче в избирательную комиссию и лишении заявителя права на их исправление до регистрации кандидатов, ссылались на то, что предварительная проверка действительности подписей избирателей не предусмотрена законом, так как нарушает равенство прав всех кандидатов, а внесение изменений в предоставленные в избирательную комиссию подписные листы прямо запрещена законом (п. 1.1. ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области).      

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела и личного дела кандидата с подлинными подписными листами, считает заявление Тимофеева Е.Г. не обоснованным и удовлетворению не подлежащим в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 5 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.

В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 48 Избирательного кодекса Свердловской области и решения Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения по пятимандатному избирательному округу в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи в количестве не менее 45 и не более 49 подписей.

Как следует из материалов дела, Тимофеевым Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ, то есть своевременно, в ОИК были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе 6 подписных листов, содержащих 49 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ ОИК был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, в соответствии которым из 49 проверенных подписей избирателей признаны недействительными 49 подписей избирателей.

Решением ОИК от ДД.ММ.ГГГГ Тимофееву Е.Г. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты, в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, предоставленных кандидатом по основанию, предусмотренному пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Суд, изучив содержащие 49 подписей избирателей подлинные подписные листы, сброшюрованные в один том, протоколы рабочей группы и итоговый протокол проверки подписных листов, установил то, что во всех подписных листах отсутствует наименование или код подразделения, выдавшего паспорт сборщику, а также отсутствует подпись сборщика и дата ее внесения.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме.

Объем сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей указан в п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 23.07.2011 № 259-ФЗ), в соответствии с которым каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Указанная норма о необходимом перечне сведений носит императивный характер, поэтому объем сведений о сборщике подписей избирателей не может быть изменен.

На основании изложенного, суд считает, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 и п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ ОИК обоснованно и законно признала все подписи избирателей недействительными.

Суд также нашел необоснованным и не соответствующим закону довод заявителя Тимофеева Е.Г. о том, что сведения о наименовании или коде органа, выдавшего паспорт сборщику, является излишним, так как предоставление указанных сведений прямо предусмотрено в п. 12 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и п. 2 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области.

Обсудив довод заявителя Тимофеева Е.Г. о нарушении его пассивного избирательного права тем, что ОИК не предоставила ему возможности внести исправления в подписные листы путем их дополнения недостающими сведениями о сборщике подписей избирателей, суд считает его также необоснованным, так как он не соответствует закону.

В соответствии с пунктами 1. и 1-1. ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области и пунктами 7.3. и 7.4. Порядка избирательная комиссия при приеме документов проверяет их наличие и правильность оформления, определяет общее число подписей, содержащихся в подписных листах. При этом, кандидат, имеющий право на исправление предоставленных в избирательную комиссию документов, не вправе вносить уточнения и дополнения в предоставленные в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей.

Суд, установив, что оспариваемое решение ОИК будучи законным, избирательные права заявителя не нарушает, считает отказать Тимофееву Е.Г. в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Тимофееву Е.Г. в удовлетворении заявления об оспаривании решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на выборах депутатов Думы Муниципального образования г. Алапаевск отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья:

Петрашов В.В.