Решение по иску об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и взыскании компенсационных выплат.



Мотивированное решение изготовлено 26.03.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

21 марта 2012 г.

         

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего федерального судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием истца Легалина С.И.,

ответчика главы Невьянской сельской администрации Калугина Н.А., действующего на основании распоряжения о назначении и Положения о Невьянской сельской администрации,

ответчика Администрации МО Алапаевское в лице представителя Захаровой С.Л., действующей на основании доверенности,

третьего лица на стороне ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району в лице представителя Подойниковой Е.О., действующей на основании доверенности,

третьего лица на стороне ответчика МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» в лице представителя Богдановой Н.Ю., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-103/2012 по иску

Легалина С. И. к Невьянской сельской администрации об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и взыскании компенсационных выплат,

          УСТАНОВИЛ:

Легалин С.И. обратился в суд к Невьянской сельской администрации, как к органу местного самоуправления (далее - ОМС), с иском об оспаривании бездействия, выразившегося в отказе предоставления заявителю мер социальной поддержки, предусмотренных законом, и взыскании денежной компенсации за указанное бездействие.

Так Легалин С.И., ссылаясь на то, что является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и на основании п. 3 ст. 14 ФЗ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатного топлива (дров) и расходов на его транспортировку, указал на то, что в результате бездействия ОМС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получил указанных мер социальной поддержки, в связи с чем понес расходы на приобретение и доставку топлива.

Истец Легалин С.И. просит признать бездействие ОМС незаконным и взыскать с обязанного лица денежную компенсацию указанных мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. за топливо (дрова) и <данные изъяты>. за транспортные расходы.

Ответчик глава Невьянской сельской администрации Администрации МО Алапаевское требование Легалина С.И. не признал, заявив о том, что не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию, так Невьянская сельская администрация, действующая на основании Положения, не является ОМС, а также в связи с необоснованностью иска Легалина С.И., который в указанный период за предоставлением мер социальной поддержки не обращался.

Представитель привлеченного судом надлежащего ответчика ОМС - Администрации МО Алапаевское (далее - ОМС или Администрация) и представитель третьего лица на стороне ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району (далее - ТОИОГВСО-УСЗН) в судебном заседании иск не признали, завив ходатайство об отказе Легалину С.И. в иске о взыскании компенсации за непредосавление мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Представитель ответчика, не оспаривая обстоятельств, на которых истец основывал свои требования, а именно того, что Легалин С.И., будучи участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и на основании п. 3 ст. 14 ФЗ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации за топливо (дрова) и на его транспортировку, в то же время, требование Легалина С.И., заявленное в пределах срока исковой давности, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, также не признал, указав возражение уже по существу иска на то, что по требованию за ДД.ММ.ГГГГ Администрация является ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2006 г. № 423-ПП меры социальной поддержки гражданам, в том числе участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлялись организациями различных форм собственности, осуществляющим услуги по заготовке и доставке топлива, к которым ОМС не относился, то есть Администрация не являлась обязанным лицом по предоставлению мер социальной поддержки участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Также представитель ОМС не признал требование за период ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необоснованностью иска, указав возражение на него на то, что ДД.ММ.ГГГГ отыскиваемые меры социальной поддержки предоставлены Легалину С.И. в полном объеме уполномоченным органом - МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское».

Третье лицо на стороне ответчика МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» (далее - МКУ РЦ) возражения ответчика - ОМС на иск поддержал, указав на то, что является уполномоченным органом, которому ОМС с ДД.ММ.ГГГГ делегированы функции по начислению и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ Легалин С.И. обратился в МКУ РЦ с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем МКУ РЦ с ДД.ММ.ГГГГ предоставляет истцу меры социальной поддержки, в том числе выплатило за ДД.ММ.ГГГГ компенсацию расходов на оплату твердого топлива и транспортных услуг по его доставке в размере, исчисленном по нормативам, установленным законом.

Представитель МКУ РЦ расценивает расчет компенсации расходов на оплату твердого топлива и транспортных услуг по его доставке за период ДД.ММ.ГГГГ, исполненный Легалиным С.И., неверным, в связи с тем, что размер компенсации исчислен истцом без учета установленных законом следующих нормативов: федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, годового норматива обеспечения топливом населения на 1 кв. метр общей отапливаемой площади, предельных розничных цен на топливо печное бытовое, тарифа на доставку топлива печного бытового (дров) для населения на территории МО Алапаевское.

Третье лицо на стороне ответчика ТОИОГВСО-УСЗН существо возражений ответчика по иску Легалина С.И. также поддержал.

Так представитель ТОИОГВСО-УСЗН указал на то, что Легалин С.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления скидки в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

В то же время, в соответствии с законом, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ., указанные меры социальной поддержки предоставлялись путем компенсации финансовыми органами в муниципальных образованиях расходов, понесенных организациями различных форм собственности, осуществлявших услуги по заготовке и доставке топлива, при этом ОМС к указанным организациям не относился.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом назначение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований. При этом с указанного времени, то есть за ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсация стоимости топлива, включая транспортные расходы, выплачена уполномоченным органом, которым является МКУ РЦ.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, считает Легалину С.И. в удовлетворении иска отказать, в связи со следующим.

Лицами, участвующими в деле со стороны ответчика, не оспариваются и судом достоверно установлены следующие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования:

истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается удостоверением участника от ДД.ММ.ГГГГ;

истец проживает в доме, не имеющем центрального отопления, и пользуется для его отопления дровами.

В соответствии с п. 3 ст. 13, ст. 15 и п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Указанные граждане, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на меры социальной поддержки в виде предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

На основании указанных норм, судом установлено субъективное право Легалина С.И. на получение мер социальной поддержки в виде предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, включая транспортные расходы по его доставке.

Истец Легалин С.И. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ с требованием о принудительной реализации указанного установленного права. При этом он просит защиты нарушенного субъективного права за период с ДД.ММ.ГГГГ по

Сторона ответчика в лице Администрации и ТОИОГВСО-УСЗН заявила ходатайство о применении срока исковой давности по требованию о взыскании компенсации мер социальной поддержки за период до ДД.ММ.ГГГГ и просила отказать Легалину С.И. в иске по требованию, предъявленному по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, то есть по требованию о взыскании компенсации непредоставленных мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ, за истечением срока исковой давности.

В соответствии со ст. ст. 195, 196 и п. 2 ст. 199 Гражданского Кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Требование о взыскании компенсации непредоставленных мер социальной поддержки, не будучи требованием о защите личных неимущественных прав или о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не является требованием, на которое исковая давность не распространяется (ст. 208 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В то же время, истец Легалин С.И. не ходатайствовал о восстановлении срока исковой давности и не предоставил доказательств уважительных причин пропуска срока исковой давности (ст. 205 Гражданского Кодекса Российской Федерации), поэтому суд в соответствии с ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факта пропуска Легалиным С.И. без уважительных причин срока исковой давности, считает отказать истцу в удовлетворении требования о взыскании компенсации непредоставленных мер социальной поддержки за период с 1997 по 2008 гг. без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Суд, обсудив требование Легалина С.И. о взыскании компенсации непредоставленных мер социальной поддержки за 2009 - 2010 г., считает его также не подлежащим удовлетворению, в связи с его необоснованностью в связи со следующим.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На основании указанных норм, постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2006 г. № 423-ПП «О реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области», действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ была установлена форма предоставления указанных мер социальной поддержки.

Так согласно пп. 17 п. 2, п. 6 Порядка предоставления мер социальной поддержки…, утвержденного указанным Постановлением, гражданин, имеющий право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, за их предоставлением должен был обратиться в организацию (независимо от форм ее собственности п. 7 Порядка), предоставляющую услуги по заготовке и доставке топлива, а последняя на основании предъявленных финансовым органам в муниципальных образованиях отчетных данных и списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, имела право на возмещение расходов, понесенных на предоставление услуг по заготовке и доставке топлива, путем перечисления средств с лицевых счетов финансовых органов в муниципальных образованиях, открытых в территориальных отделениях Федерального казначейства, на расчетные счета организации, представшей меры социальной поддержки.

Таким образом, судом установлено то, что в соответствии с действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ порядком и формой предоставления мер социальной поддержки ОМС, не являясь обязанным лицом по предоставлению мер социальной поддержки, не является надлежащим ответчиком по иску Легалина С.И. о взыскании компенсации непредоставленных мер социальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Свердловской области от 9 октября 2009 года № 79-0З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» и постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 г. № 1557-1 ПП «О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных па территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На территории муниципального образования Алапаевское уполномоченным органом по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является Администрация МО Алапаевское, которая делегировала МКУ РЦ (до 2011 г. - МУ) отдельные функции, связанные с осуществлением этого государственного полномочия.

Так в соответствии с постановлением ОМС от ДД.ММ.ГГГГ и Уставом, МКУ РЦ в установленном порядке предоставляет населению компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 14 Устава в новой редакции).

Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного МКУ РЦ, следует, что Легалину С.И. за ДД.ММ.ГГГГ начислена и выплачена компенсация за твердое топливо (дрова) и его доставку в размере <данные изъяты> и факт получения указанной компенсации истцом не оспаривался. В то же время, истец ссылался на то, что сумма указанной компенсации является недостаточной, так как не возмещает понесенные истцом расходы на топливо и его доставку.

Суд, проверив расчет выплаченной компенсации, исчисленной МКУ РЦ, нашел его верным, в связи со следующим.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Легалина С.И. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Из указанной нормы следует, что оспариваемая истцом компенсация в соответствии с законом не является полной, так как возмещает только половину расходов, при этом расходов не фактических, то есть реально понесенных, а расходов, исчисленных в пределах установленных подзаконными актами нормативов, так как в соответствии с указанной нормой средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций и объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Уполномоченный орган - МКУ РЦ, предоставляя компенсацию за ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемом истцом размере <данные изъяты>., правильно исходил из следующего расчета:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сумма скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива и его доставки составляет таким образом выплаченную Легалину С.И. сумму в размере <данные изъяты> то есть обязательство ОМС по предоставлению мер социальной поддержки в виде предоставлении истцу скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива и его доставки за ДД.ММ.ГГГГ исполнено надлежаще, в связи с чем требование истца об его исполнении является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Суд, установив необоснованность иска Легалина С.И., считает отказать истцу в его удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Легалина С. И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья

Петрашов В.В.