Решение по иску о понуждении к совершению действий.



Мотивированное решение изготовлено 24.04.2012 г.

Дело №2-170/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           г. Алапаевск                                                                                                                  19 апреля2012 г.

                Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

            председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

            с участием:

представителя истца - заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,

представителя ответчика - Каримова Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Питиримовой Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица - Росприроднадзора Пересадина Н.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица - МО Алапаевское Захаровой С.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Коробейниковой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Фанком», третьим лицам - Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, МО Алапаевское, Махневскому МО, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «Фанком», в котором просил обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести работы по очистке от несанкционированных свалок отходов производства, участков земель населенных пунктов, расположенных:

- на прилегающей с восточной стороны территории земельного участка, на котором расположены производственные здания и оборудование (промышленная площадка), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , находящегося <адрес> (далее земельный участок №1);

- с северной стороны промышленной площадки за электростанцией между хранилищем мазута и корпусом фанерного комбината , входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , находящегося <адрес> (далее земельный участок №2);

- на земельном участке, площадью <данные изъяты>, расположенном в кадастровом квартале , ранее использовавшимся ЗАО «Фанком» для размещения производственных объектов и оборудования <данные изъяты> (далее земельный участок №3).

В обоснование требований заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозерова Т.В. в судебном заседании пояснила, что Алапаевской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой со стороны ЗАО «Фанком» выявлены нарушения земельного законодательства при использовании земель населенных пунктов. Так, на земельных участках №1,2,3 расположены несанкционированные свалки отходов производства, являющихся следствием деятельности ЗАО «Фанком». При этом, на земельном участке №1, на территории около <данные изъяты> производится несанкционированное, т.е. без утвержденного в установленном порядке технического проекта, размещение отходов производства. На земельном участке №2 производится складирование и хранение древесных отходов (щепы), являющихся сырьем для топки котельной. На момент проверки щепа уложена на площади <данные изъяты>., вокруг склада щепы находится полоса земли, покрытая золой, образовавшейся в результате сжигания остатков щепы прошлых периодов складирования, <данные изъяты>. В свою очередь, отходы производства в виде золы, относятся к 4 классу опасности и оказывают токсическое воздействие на окружающую среду. На земельном участке №3, использовавшимся ранее ЗАО «Фанком» для размещения производственных объектов и оборудования по раскряжевке и складированию древесины (Махневский нижний склад) находится хаотично разбросанная древесина, не убраны древесные отходы, не произведено планирование поверхности, не разработана проектная документация по восстановлению природной среды при прекращении производственной деятельности. Выявленные в ходе проверки нарушения оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Представители ответчика - Каримов Д.А., Питиримова Н.Ю. иск не признали и пояснили, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с комитетом по управлению имуществом МО Алапаевское, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале ; категория земель - земли населенных пунктов; местонахождение земельного участка установлено относительно ориентира расположенного <адрес>; разрешенное использование - под складирование лесоматериалов; срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>. ЗАО «Фанком» были произведены в соответствии с действующим законодательством кадастровые работы, в результате которых уточнены сведения в отношении земельного участка, с внесением их в государственный кадастр недвижимости, а именно земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , находящийся <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под складирование лесоматериалов. По результатам уточненных сведений с ЗАО «Фанком» был перезаключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>. Постановлением администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ , разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером уточнено, а именно под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов.

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с комитетом по управлению имуществом МО Алапаевское, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале ; категория земель - земли населенных пунктов; местонахождение земельного участка: находится <адрес>; разрешенное использование - под складирование леса; срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>. ЗАО «Фанком» были произведены в соответствии с действующим законодательством кадастровые работы, в результате которых уточнены сведения в отношении земельного участка, с внесением их в государственный кадастр недвижимости, а именно земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , находящегося <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов.

Представители ответчиков полагают, что земельные участки №1,2 используются ЗАО «Фанком» в соответствии с разрешенными видами использования, в связи с чем, оснований для признания размещения отходов производства, находящихся на указанных участках, несанкционированным, не имеется.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Махневского МО, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты>; в кадастровом квартале , расположенный по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под объект промышленности (нижний склад), срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>. Постановлением администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ , срок аренды указанного участка продлен до ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем, договор аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут, в связи с закрытием ответчиком участка по переработке древесины в п.Махнево и согласно акта приема-передачи передан Махневскому МО, на котором как собственнике, лежит обязанность принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, представители ответчика указали, что несанкционированное размещение отходов производства на земельном участке №3 могло осуществить иное лицо, поскольку с момента расторжения договора аренды прошло определенное время.

Представитель третьего лица - Росприроднадзора Пересадин Н.С. с обоснованностью предъявления иска к ответчику согласился и пояснил, что выявленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, допущенные ЗАО «Фанком» и на которые ссылается Алапаевский городской прокурор, нашли свое полное подтверждение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , составленным Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>.

Представитель третьего лица - МО Алапаевское Захарова С.Л. с иском не согласилась и подтвердила обстоятельства предоставления ЗАО «Фанком» в аренду земельных участков №1,2, указав на их использование ответчиком в соответствии с разрешенными видами использования.

Представитель третьего лица - Махневского МО, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

            Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются, в том числе, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно п.2 ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 51 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

В ходе судебного заседания установлено, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 38-43), заключенного с комитетом по управлению имуществом МО Алапаевское, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале ; категория земель - земли населенных пунктов; местонахождение земельного участка установлено относительно ориентира расположенного <адрес>, р.<адрес>; разрешенное использование - под складирование лесоматериалов; срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>.

ЗАО «Фанком» были произведены в соответствии с действующим законодательством кадастровые работы, в результате которых уточнены сведения в отношении земельного участка, с внесением их в государственный кадастр недвижимости, а именно земельный участок общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , находящийся <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под складирование лесоматериалов (т.2 л.д. 50-51).

По результатам уточненных сведений с ЗАО «Фанком» был перезаключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты> (т.2 л.д. 44-49).

Постановлением администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ , разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером уточнено, а именно под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов (т.2 л.д.52).

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 53-58), заключенного с комитетом по управлению имуществом МО Алапаевское, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты>; в кадастровом квартале категория земель - земли населенных пунктов; местонахождение земельного участка: находится <адрес>; разрешенное использование - под складирование леса; срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты>

ЗАО «Фанком» были произведены в соответствии с действующим законодательством кадастровые работы, в результате которых уточнены сведения в отношении земельного участка, с внесением их в государственный кадастр недвижимости, а именно земельный участок общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , находящегося <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов (т.2 л.д. 59-60).

Таким образом, в настоящее время разрешенным видом использования земельных участков №1,2 является временное размещение промышленных и бытовых отходов.

В качестве обоснования правомерности использования ЗАО «Фанком» земельных участков №1,2 в соответствии с разрешенными видами использования, представителями ответчика указывается на градостроительное зонирование территории МО Алапаевское.

Согласно ч.1-3, ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с разделом №3 Правил землепользования и застройки МО Алапаевское, утвержденных решением Думы МО Алапаевское №548 от 27.12.2010 г., установлены градостроительные регламенты, действующие на территории муниципального образования.

Как следует из карты градостроительного зонирования территории МО Алапаевское, земельный участок №1, расположен в зоне специального назначения 1 класса опасности С(У)-1 и частично в санитарно-защитной зоне (СЗЗ), а земельный участок №2 в санитарно-защитной зоне (СЗЗ).

Согласно градостроительных регламентов, действующих на территории МО Алапаевское, основными видами разрешенного использования зоны специального назначения 1 класса опасности являются предприятия и сооружения с санитарно-защитной зоной 1 000 м. и более, включая:

  1. контролируемые неусовершенствованные свалки для нечистот и жидких хозяйственных отбросов органического происхождения и твердых гниющих отбросов, поля ассенизации и поля запахивания;
  2. скотомогильники с захоронением в ямах, утильзаводы для ликвидации трупов животных и конфискатов;
  3. усовершенствованные свалки для не утилизированных твердых промышленных отходов и отбросов;
  4. крематории;
  5. мусоросжигатели и мусороперерабатывающие заводы.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Для территориальных зон, попадающих в действие установленной санитарно-защитной зоны, применимы все ограничения застройки и хозяйственной деятельности, виды использования, перечисленные для санитарно-защитной зоны ориентировочной, а именно основной вид разрешенного использования: древесно-кустарниковые насаждения устойчивые к загрязнению атмосферы и эффективные в очистке воздуха; газон, пешеходные зоны с твердым покрытием; вспомогательный вид разрешенного использования: разрешается размещение предприятий меньшего класса вредности (кроме пищевых), пожарные депо, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники, общественные здания административного назначения, артезианские скважины для технического водоснабжения, инженерные сети и сооружения.

Вместе с тем, выявленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, допущенные ЗАО «Фанком» и на которые ссылается Алапаевский городской прокурор, нашли свое полное подтверждение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , составленным Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, а также объяснениями представителя третьего лица - Пересадина Н.С., из которых следует, что на земельных участках №1,2, расположены несанкционированные свалки отходов производства, являющихся следствием деятельности ЗАО «Фанком». При этом, на земельном участке , на территории около <данные изъяты> производится несанкционированное, т.е. без утвержденного в установленном порядке технического проекта, размещение отходов производства. На земельном участке №2 производится складирование и хранение древесных отходов (щепы), являющихся сырьем для топки котельной. На момент проверки щепа уложена на площади <данные изъяты>., вокруг склада щепы находится полоса земли, покрытая золой, образовавшейся в результате сжигания остатков щепы прошлых периодов складирования, <данные изъяты>. В свою очередь, отходы производства в виде золы, относятся к 4 классу опасности и оказывают токсическое воздействие на окружающую среду.

Представителями ответчика не оспаривается, а также подтверждается обстоятельствами, установленными решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1, являющегося техническим директором ЗАО «Фанком», к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, что земельный участок №1, используется ответчиком для складирования отходов производства с ДД.ММ.ГГГГ. и является технологическим полигоном.

Как следует из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения материалов по обоснованию размещения производственных отходов на технологическом полигоне ЗАО «Фанком» (земельный участок №1), экспертная комиссия пришла к выводу о том, что представленные материалы не в полной мере соответствуют нормативной и инструктивно-методической документации по вопросам окружающей среды и природных ресурсов и должны быть доработаны.

При этом, представителями ответчика не оспаривается, что до настоящего времени земельный участок №1, используется ЗАО «Фанком» без утвержденного в установленном порядке технического проекта на размещение отходов производства, без внесения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме того, разрешенное использование земельного участка №1, под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов, уточненное постановлением администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ , не свидетельствует о санкционировании хранения на нем отходов производства, которые были размещены ЗАО «Фанком» на земельном участке с кадастровым номером , ранее без соответствующего на то разрешения и документации, необходимой для оформления технологического полигона.

Также, на земельном участке №2 ЗАО «Фанком» производится размещение отходов производства в виде золы, образовавшейся в результате сжигания остатков щепы прошлых периодов складирования.

При этом, согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 59-60), в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка №2 - под объект временного размещения промышленных и бытовых отходов, внесены ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как из содержания договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 53-58) нельзя сделать вывод о виде разрешенного использования участка №2, который в соответствии с градостроительным зонированием территории МО Алапаевское, расположен в санитарно-защитной зоне (СЗЗ), где размещение отходов производства не допустимо.

Согласно ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Представители ответчика не оспаривают, что отходы производства, находящиеся на земельных участках №1,2, размещены ЗАО «Фанком» до проведения Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу проверки, и образовались в результате деятельности ответчика, в связи с чем, суд признает их несанкционированными свалками.

Ссылки представителей ответчика на предписание Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушений земельного законодательства в отношении земельных участков №1,2, выразившихся в их использовании без оформленных в установленном порядке документов, и последующий отзыв указанного предписания государственным органом, суд признает к не относящимся к юридически значимым обстоятельствам, необходимым при рассмотрении настоящего дела, при установлении использования ЗАО «Фанком» данных земельных участков, на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ

При этом, сами по себе обстоятельства использования ЗАО «Фанком» земельных участков №1,2 на законных основаниях, не опровергает несанкционированность свалок отходов производства, образовавшихся в результате деятельности ответчика.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Махневского МО, ЗАО «Фанком» предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты>; в кадастровом квартале , расположенный по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под объект промышленности (нижний склад), срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на <данные изъяты> (т.2 л.д. 18-23).

Постановлением администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ , срок аренды указанного участка продлен до ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.25-31).

В дальнейшем, договор аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут, в связи с закрытием ответчиком участка по переработке древесины в п.Махнево и согласно акта приема-передачи передан Махневскому МО (т.2 л.д. 32-35).

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.3,4 ст. 39 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

В качестве возражений на иск представителями ответчика указано на обязанность Махневского МО, являющегося собственником земельного участка №3, принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем, представителями ответчика не оспаривается, что ЗАО «Фанком» осуществляло производственную деятельность на земельном участке №3, в том числе складировало древесину и производило ее раскряжевку.

После прекращения ответчиком указанной деятельности на Махневском нижнем складе, как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ , составленного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, на земельном участке №3 находится хаотично разбросанная древесина, не убраны древесные отходы, не произведено планирование поверхности, не разработана проектная документация по восстановлению природной среды при прекращении производственной деятельности.

Наличие указанных нарушений представителями ответчика не отрицается, однако доводы последних сводятся к несанкционированному размещению отходов производства на земельном участке №3, иными лицами, которые могли их разместить после расторжения ЗАО «Фанком» договора аренды с Махневским МО.

Суд находит несостоятельными указанные доводы, поскольку исходя из характера отходов производства, сопоставимых с видом деятельности, которым ЗАО «Фанком» занималось на земельном участке №3, а также промышленными объемами таких отходов, следует, что они остались после производственной деятельности ответчика, на котором лежит обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства.

При этом, сами по себе обстоятельства принятия Махневским МО земельного участка №3, после расторжения договора аренды с ЗАО «Фанком», не свидетельствуют о снятии с ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства, которые образовались в результате деятельности последнего.

Таким образом, допущенные ЗАО «Фанком» нарушения земельного законодательства при использовании земель населенных пунктов оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

           При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует отнести за счет ответчика.

Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет <данные изъяты>

           Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

            Иск Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Фанком», третьим лицам - Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, МО Алапаевское, Махневскому МО, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ЗАО «Фанком» в срок не позднее 30 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, произвести работы по очистке от несанкционированных свалок отходов производства, участков земель населенных пунктов, расположенных:

- на прилегающей с восточной стороны территории земельного участка, на котором расположены производственные здания и оборудование (промышленная площадка), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , <адрес>

- с северной стороны промышленной площадки за электростанцией между хранилищем мазута и корпусом фанерного комбината , входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , находящегося <адрес>

- на земельном участке, площадью <данные изъяты>, расположенном в кадастровом квартале , ранее использовавшимся ЗАО «Фанком» для размещения производственных объектов и оборудования по раскряжевке и складированию древесины (Махневский нижний склад).

Взыскать с ЗАО «Фанком» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

              Судья                                                                                                                    Е.В. Кокшаров