Решение по иску Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц.



Дело № 2-506/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             г. Алапаевск                                                                                                                       22 мая 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

               председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

               с участием:

               представителя истца - помощника Алапаевского городского прокурора Тихонова А.Ю.,

представителя ответчика - МКУ «Дирекция единого заказчика» Михайловой Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - ООО «Коммунальные услуги» Галимарданова Ш.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя государственного органа - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе Комарова А.Я., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Коробейниковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги» о понуждении к совершению действий,

         

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г. Алапаевск, МКУ «Дирекция единого заказчика», ООО «Коммунальные услуги», в котором просил:

- признать незаконным бездействие администрации МО г. Алапаевск, МКУ «Дирекция единого заказчика», ООО «Коммунальные услуги», выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, находящейся по адресу: <адрес>

-обязать администрацию МО г. Алапаевск, МКУ «Дирекция единого заказчика», ООО «Коммунальные услуги» в срок, не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу, очистить территорию, на которой находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, находящейся по адресу: <адрес>

В обоснование требований представитель истца - помощник Алапаевского городского прокурора Тихонов А.Ю. пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Территориального отдела в г. Алапаевске и Алапаевском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО (далее - Роспотребнадзор) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г. Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления; в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц; в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требует обязать ответчиков ликвидировать свалку бытовых отходов путем сбора и вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку в течение 30 дней со дня вступления решения суда об этом в законную силу.

Представитель ответчика -МКУ «Дирекция единого заказчика» Михайлова Н.Н. иск не признала и пояснила, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов относится к вопросам местного значения. Администрация МО г. Алапаевск является исполнительно-распорядительным органом и входит в структуру органов местного самоуправления, в связи с чем, обязана производить организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. МКУ «Дирекция единого заказчика», в свою очередь, не входит в структуру органов местного самоуправления и, выполняя свои функции, выступает заказчиком в отношениях, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд. Учреждение полностью финансируется за счет средств бюджета МО г. Алапаевск и заключает контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на строго определенные бюджетом МО г. Алапаевск цели. Таким образом, МКУ «Дирекция единого заказчика» не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку реализует лишь отдельные функции, тогда как обязанность по решению вопросов местного значения остается за органом местного самоуправления.

Представитель ответчика - ООО «Коммунальные услуги» Галимарданов Ш.Г. иск признал и пояснил, что несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная по адресу: <адрес>, будет ликвидирована в максимально короткие сроки.

Представитель государственного органа - Роспотребнадзора Комаров А.Я. выразил согласие, с заявленным требованием и пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Роспотребнадзора проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г. Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности, расположенном по адресу: <адрес> находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика - администрации МО г. Алапаевск, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

             Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

             Заслушав объяснение представителей истца, ответчиков, государственного органа, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления, закреплены в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В соответствии с п. 11, 24 ст. 6 Устава МО г.Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 02.06.2005 г. №46, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО г. Алапаевск; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения, в части полномочий администрации МО г. Алапаевск, содержатся в п. 7, 13 ст. 38 Устава МО г. Алапаевск.

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г. Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 20 на 20 метров.

По результатам проверки специалистом Роспотребнадзора была составлена справка, подтверждающая указанные обстоятельства.

Сторонами не оспаривается, что указанная несанкционированная свалка находится на территории МО г. Алапаевск, что подтверждается, в том числе исследованными материалами дела.

Таким образом, несанкционированная свалка бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, в обязанность которых входит принимать своевременные меры по ее выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, на администрацию МО г. Алапаевск подлежит возложению обязанность по ее ликвидации.

Вместе с тем, согласно Устава МКУ «Дирекция единого заказчика», утвержденного постановлением администрации МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ , данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера. Учредителем МКУ «Дирекция единого заказчика» и собственником имущества, закрепленного за учреждением, является МО г. Алапаевск.

В соответствии с п. 2.1 Устава МКУ «Дирекция единого заказчика» создано в целях решения вопросов местного значения, в том числе, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, МКУ «Дирекция единого заказчика» также является надлежащим ответчиком по делу, поскольку им не выполнены вопросы местного значения в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Коммунальные услуги» и жителями многоквартирного <адрес> был заключен договор на управление долей общего имущества в многоквартирном доме, предметом которого явилось выполнение управляющей компанией ООО «Коммунальные услуги» работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, а также вывозу отходов с обслуживаемой территории.

При этом, ООО «Коммунальные услуги» обязано было обеспечивать качественное выполнением порученных работ в соответствии с действующим законодательством по эксплуатации жилищного фонда.

Так, в соответствии с п. 3.1.1 договора в состав работ по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, подлежащих выполнению ООО «Коммунальные услуги» входят, в том числе, содержание придомовой территории, работы по вывозу бытовых отходов.

П. 7.1 договора предусматривает право собственника осуществлять контроль за деятельностью исполнителя.

Судом установлено, что на момент обнаружения несанкционированной свалки договор от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами не расторгнут, что влечет возникновение у ООО «Коммунальные услуги» обязанности по ее уборке.

           При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует отнести за счет ответчиков - МКУ «Дирекция единого заказчика», ООО «Коммунальные услуги», не освобожденных от ее уплаты.

Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет <данные изъяты>.

            Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

            Иск Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция единого заказчика», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО г. Алапаевск, Муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги», выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, находящейся по адресу: <адрес>

Обязать администрацию МО <адрес>, Муниципальное казенное учреждение «Дирекция единого заказчика», Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги» в срок, не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу, очистить территорию, на которой находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 20 на 20 метров, расположенную по адресу: <адрес>

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> в равных долях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд <адрес>.

              Судья                                                                                                       Е.В. Кокшаров