Дело 2-678/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 июня 2012 г. Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А., при секретаре Смирновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кружилина О. В. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" об оспаривании решения об исключения из списка очередности для предоставления жилого помещения, установил: Кружилин О.В. просит признать незаконным постановление Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" от ДД.ММ.ГГГГ №, которым он был снят с учета нуждающихся в жилом помещении граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, а также взыскать судебные расходы в виде оплаты услуг представителя. В поданном заявлении (жалобе) и в судебном заседании КружилинО.В. и его представитель адвокат Калиниченко В.А. указали на то, что Кружилин О.В. был уволен ДД.ММ.ГГГГ с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями из воинской части в <адрес>, имеет выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> В том же году был поставлен на учет для предоставления жилого помещения в муниципальном образовании "Город Алапаевск" как военнослужащий, уволенный с военной службы в запас. Весь комплект документов для постановки на такой учет полученный при увольнении с военной службы он предоставил в г. Алапаевске. Обстоятельств, препятствующих постановке на такой учет выявлено не было. Он зарегистрирован на жилой площади родителей в лесном поселке Ельничная в неблагоустроенном доме, имеющим одну жилую комнату, с печным отоплением, без водоснабжения и канализации. ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списка очередности для предоставления жилого помещения по мотиву неполноты предоставленных сведений. Ему не пояснили какой документ им не был представлен. Все имеющиеся документы представлены, иных представить не может. Оформить такой документ спустя <данные изъяты> лет после увольнения со службы он не может. В период службы жилищный сертификат или денежные средства на приобретение жилого помещения не получал. Право на обеспечение жилым помещением <данные изъяты> не использовал. Его право на получение жилья не оспаривается, но фактически ему отказали в его реализации. Жилое помещение ему должны предоставить не за счет средств муниципального или регионального бюджетов, поэтому Администрация муниципального образования "Город Алапаевск" не вправе исключать его из списка нуждающихся для предоставления жилого помещения. Представители Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" Вихарева В.Л. и Пятыгина А.Б. требования Кружилина О.В. не признали и просили в удовлетворении его заявления отказать. В обоснование такой позиции они пояснили, что Кружилин О.В. был действительно принят на учет как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ДД.ММ.ГГГГ когда фактическое предоставление жилья военнослужащим длительный период не осуществлялось. У него не было удостоверения о праве на льготы, выдаваемого командиром воинской части и являющегося основным и обязательным для постановки на учет. Представители полагают, что невыдача такого документа Кружилину О.В. имела основания, так как другими военнослужащими такие документы предоставлялись. О наличии недостающего документа Кружилин О.В. был извещен и неоднократно информирован о необходимости его предоставления. Одновременно с этим, Администрацией муниципального образования "Город Алапаевск" были сделаны запросы в различные архивы, органы и воинские части с целью получения недостающего документа. ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим началом предоставления жилых помещений военнослужащим началось движение в очереди очередников такой категории. Последовала проверка сведений о нуждающихся. Министерством строительства и архитектуры Свердловской области было предложено представить списки нуждающихся со всеми подтверждающими документами. У Кружилина О.В. полного пакета документов не оказалось. Кроме того, он ежегодно не обновлял сведения о нуждаемости, отсутствии в собственности жилых помещений, составе семьи и жилищных условиях. ДД.ММ.ГГГГ он обращался с письменным заявлением и обязался представить все документы, но не исполнил обещанного. ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено время для повторного предоставлении всех недостающих документов и разъяснено о возможности исключения из списка в случае непредоставления документов. В связи с тем, что удостоверение о праве на льготы не было получено и полный комплект документов Кружилин О.В. не представил, он обоснованно был исключен из списка очередности военнослужащих для предоставления жилого помещения. Исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу. Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N.76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N.1054 (в редакции от 06 октября 2011 г.) утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих (далее именуемых - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. (п.1). Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.6-а). Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку (п.7). Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего (п.8). Как следует из содержания Приложения N.1 Удостоверение на право пользование льготами подтверждает, что указанное в ней лицо, уволенное с военной службы в запас или отставку (основания такого увольнения, номер и дата приказа об увольнении) имеет право на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" или Законом Российской Федерации "О ветеранах". Правительством Свердловской области принято Постановление N.500-п от 21 июня 1996 г. (в редакции от 15 октября 2009 г.) "О реализации в Свердловской области Федеральной целевой программы по строительству жилья для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку". Данным постановлением утвержден "Порядком постановки на учет и предоставления жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку, нуждающимся в жилье по избранному месту жительства в Свердловской области". Такой Порядок разработан на основе Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Областного закона "О предоставлении жилища в Свердловской области", а также Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 (п.1). Постановка на учет производится соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления при наличии всех необходимых документов и письма военкомата города (района), подтверждающего статью и дату увольнения (п.2). Для постановки на учет граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку, подают заявление. К заявлению прилагаются: удостоверение о праве на льготу (подлинник); выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка с места жительства; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка об отсутствии забронированной жилой площади; справка финансовых органов части о неполучении субсидий; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации; письмо военкомата города (района), подтверждающее статью, дату увольнения и общую продолжительность военной службы; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилища на праве собственности по месту жительства и в данном городе (населенном пункте). В случае непредоставления одного из вышеперечисленных документов (справок) гражданин на учет не принимается. Наличие всех документов, необходимых для постановки на учет, и их подлинность проверяется военными комиссариатами городов и районов области с последующим направлением этих документов в органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь для получения жилья или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира воинской части и гражданина, уволенного с военной службы. Органы местного самоуправления могут запрашивать у командиров воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы (п.6). Граждане, уволенные в запас снимаются с учета, в частности, в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилище, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет (п.9). Из послужного списка Кружилина О.В., приказа о его увольнении следует, что он действительно находился на военной службе более 10 лет в календарном исчислении и был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Им представлены справки об отсутствии у него и супруги жилых помещений в <данные изъяты>, также справки из различных воинских частей и о том, что средства на приобретение жилого помещения не получал и в период военной службы жильем не был обеспечен. Однако, данные обстоятельства, сами по себе не могут являться достаточными для постановки на учет в качестве нуждающегося для обеспечения жилым помещением. Как следует из ст.2.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г.N.76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Удостоверение о праве на льготу является документом, которым командир воинской части при увольнении подтверждает, что однократной льготой по обеспечению жильем (в любой форме) его подчиненный, увольняемый с военной службы, не воспользовался. Супруга Кружилина О.В. - ФИО1 (ранее ФИО2) родилась и проживала в <данные изъяты>, в последующем после расторжения брака уехала в <данные изъяты>. При рассмотрении дела не опровергнут довод представителей Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о том, что при увольнении Кружилина О.В. удостоверение о праве на льготу командиром войсковой части не было выдано при наличии к тому оснований. Вне зависимости о причины отсутствия такого документа обеспечение жилым помещением военнослужащего носит заявительный характер. Обязанность по предоставлению всех необходимых документов лежит на гражданине, уволенном с военной службы, а не на органе, осуществляющим такой учет. Обязательный документ для постановки на такой учет Кружилин О.В. не представил, поэтому не мог состоять в списке очередности для предоставления жилого помещения. Как видно из учетного дела он также не предоставлял другие документы, обновление которых необходимо производить с требуемой периодичностью: о месте регистрации и фактического проживания, о составе семьи, об отсутствии иных жилых помещений, показаний приборов учета электрической энергии по месту фактического проживания. В судебном заседании было установлено, что с письменным заявлением о восстановлении в списке очередности он не обращался, а подавал заявление о предоставлении срока для предоставления всех недостающих документов. Кружилин О.В. лично обязался предоставить все документы в октябре 2010 г., но не выполнил этого. О необходимости предоставления документов и возможности исключения из списка очередности в случае невыполнения этого, он был уведомлен также в ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования "Город Алапаевск" в силу своих полномочий проверяла основание нахождения его на таком учете, оказывала содействие в получении удостоверения путем направления запросов в архивы и воинские части. Удостоверение не было получено. Когда были исчерпаны все возможности по получению удостоверения и других документов о праве Кружилина О.В., органом местного самоуправления он был исключен из списка очередности для предоставления жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы. Такое решение было принято в соответствии с законом, в пределах своих полномочий, поэтому заявление Кружилина О.В. не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 195, 198, 250, 258 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Отказать в удовлетворении заявления Кружилина О. В. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" об оспаривании решения об исключения из списка очереди для предоставления жилого помещения. Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Решение может быть обжаловано в апелляционного порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской федеральный суд. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. В случае обжалования решения в апелляционном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет по адресу: http://www.ekboblsud.ru. Судья Алапаевского суда.