Решение по иску об обязании произвести ремонт участка дороги.



Дело 2-622/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 г.

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,

с участием помощника прокурора г.Алапаевска Шустовой Н.В.,

при секретаре Коробициной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N.2-622/2012 по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" об обязании произвести ремонт участка дороги,

установил:

Алапаевский городской прокурор обратился в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "Город Алапаевск", просил признать бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования по ул. <данные изъяты>, незаконным и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда осуществить ремонт дороги на участке от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что Алапаевской городской прокуратурой совместно с ГИБДД проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что состояние дорожного покрытия ул<данные изъяты> не соответствует установленным требованиям, то есть выявлены многочисленные повреждения проезжей части дороги, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, что является нарушением п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденного постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 г.

N.221. На указанной улице в районе дом N.28 выявлены: занижения крышек люка смотрового колодца относительно проезжей части на 7 см и 5 см, возвышение крышки люка смотрового колодца относительно покрытия тротуара на 18 см, что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ; выбоины в проезжей части дороги, размеры которых превышают предельные размеры, установленные п.3.1.2 ГОСТ.

Согласно п.3 ч.1 ст.38 Устава МО "Город Алапаевск", утвержденного решением Думы МО "Город Алапаевск" от 04.07.1996 г. N.43, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Алапаевск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, относится к полномочиям Администрации МО "Город Алапаевск".

Таким образом, состояние покрытия проезжей части дороги по ул.<данные изъяты> не обеспечивает безопасность дорожного движения, орган местного самоуправления - администрация МО "Город Алапаевск" не принимает должных мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах МО "Город Алапаевск".

Представитель ответчика администрации МО "Город Алапаевск" Вихарева В.Л. просила отказать в удовлетворении требований. В обоснование возражений указала, что администрация МО "Город Алапаевск" надлежащим образом исполняет обязанности по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования. От имени органа местного самоуправления дорожную деятельность в отношении дорог осуществляет МКУ "Дирекция единого заказчика", так как полномочия по хозяйственной деятельности по ремонту дорог, в соответствии с законодательством, администрацией МО "Город Алапаевск" были переданы в оперативное управление данному учреждению. В соответствии с муниципальным контрактом непосредственно работы по ремонту дорог на территории МО "Город Алапаевск" выполняет подрядная организация. Дорога по ул.3-го Интернационала включена в список объектов, подлежащих ремонту, но в связи с отсутствием надлежащего финансирования, она не может пояснить, когда будет выполнен данный вид деятельности.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МКУ "Дирекция единого заказчика" Михайлова Н.Н. суду пояснила, что свою деятельность "Дирекция единого заказчика" осуществляет на основании Постановления N.254 от 06.02.2010 г. Администрация МО "Город Алапаевск" ежегодно включает проведение мероприятий по содержанию и ремонту дорог в комплексный план социально-экономического развития МО "Город Алапаевск". МКУ "Дирекция единого заказчика", в соответствие с действующим законодательством, заключает муниципальные контракты от имени администрации МО "Город Алапаевск", на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия с подрядными организациями. Учитывая объем финансирования и большие экономические затраты на ремонт дорог данные мероприятия осуществить полностью невозможно. Администрация МО "Город Алапаевск" совместно с руководителем привлекают денежные средства из областного и федерального бюджета. На содержание дорог и постройку жилья выделяется около 35 миллионов рублей. Дотации на эти цели бюджета обеспечивают лишь 75% от необходимого. Планирование работ необходимо осуществлять в соответствии с выделенными бюджетными средствами.

Представитель государственного органа ГИБДД ММО МВД РФ "Алапаевский" - Никитин Н.С. требования Алапаевского городского прокурора поддержал, суду пояснил, что в обязанность администрации МО "Город Алапаевск" входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО "Город Алапаевск", в том числе содержание и ремонт дорог. Своим бездействием администрация МО "Город Алапаевск" нарушает права участников дорожного движения на безопасность. В ходе поверки, которая была проведена с участием Алапаевского городского прокурора и представителем ГИБДД ММО МВД РФ "Алапаевский" были выявлены нарушения норм ГОСТа. Проведен ряд работ, которые были осуществлены некачественно: асфальт через два дня разбился и образовались ямы. Это подтверждает, что контроль за выполненными работами подрядной организации не производили ни администрация МО "Город Алапаевск", ни МКУ "Дирекция единого заказчика". На других участках дорог в г. Алапаевске часть недостатков в дорожном покрытии образовалась после таяния снега, часть недостатков осталась с прошлого года, так как не производился ремонт.

Исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г.N.196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст.12 указанного Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Судом при разрешении спора установлено, что согласно предоставленного акта проверки соблюдения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения ул.<данные изъяты> от ул.<данные изъяты> до ул.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником Алапаевского городского прокурора Хитриным А.С., государственным инспектором дорожного надзора Никитиным Н.С., были установлены не соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-93, а именно: многочисленные повреждения проезжей части дороги, затрудняющее движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты>; занижение крышки люка смотрового колодца относительно проезжей части на 7 см в районе <данные изъяты>; занижение крышки люка смотрового колодца относительно проезжей части на 5 см в районе <данные изъяты>; возвышение крышки смотрового колодца относительно покрытия тротуара на 18 см в районе <данные изъяты>; выбоина в проезжей части дороги ширина 2,7 м, длина 1,8 м, глубина 12 см в районе <данные изъяты>. Проверка проведена на основании требования и.о. Алапаевского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N.221 и введенного 01.07.1994 г., покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см; возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

Таким образом, судом установлен факт наличия указанных недостатков дороги по улице <данные изъяты> от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты> указанного в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и подтвержденного фотоматериалами, имеющимися в материалах дела (л.д.19-22), их неустранение создает угрозу безопасности дорожного движения, опасность для жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

В силу п.3 ст.15 Федерального закона РФ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" N.257-ФЗ от 08.11.2007 г., осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.6 ст.3 указанного Закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение предусмотрено в п.3 ч.1 ст.38 Устава МО "Город Алапаевск", утвержденного решением Думы МО "Город Алапаевск" 04.07.1996 г. N.43, согласно которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Алапаевск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям Администрации МО "Город Алапаевск".

Судом достоверно установлено, что автомобильная дорога по улице <данные изъяты> на участке от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты> является небезопасной, а обязанность ее содержания и ремонта лежит на органе местного самоуправления - администрации МО "Город Алапаевск".

Доводы представителя ответчика о том, что администрацией МО "Город Алапаевск" дороги местного значения переданы в оперативное управление МКУ "Дирекция единого заказчика", суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению, так как они основаны на неверном толковании норм Федеральных законов, указанных выше.

Само по себе недостаточное финансирование ремонта и содержание указанных в исковых требованиях прокурора участков дорог, заключение муниципального контракта на проведение ремонтных работ дорог, проведение подрядными организациями ремонтных работ поврежденных участков дорог, при наличии доказательств, представленных истцом, о ненадлежащем состоянии вышеназванных участков дорог, их несоответствии требованиям п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, не освобождает ответчиков от возложенной на них обязанности по приведению участков дороги в надлежащее состояние. Наличие дорог не соответствующих установленным требованиям ГОСТ подтверждает бездействие администрации МО "Город Алапаевск" в этом вопросе.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ установлено, способом защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения.

Суд находит требования Алапаевского городского прокурора обоснованными, а бездействие администрации МО "Город Алапаевск", выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования по ул. <данные изъяты>, незаконными, в связи с чем считает необходимым обязать администрацию осуществить ремонт указанной дороги от <данные изъяты> до ул.<данные изъяты>.

В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора просила исполнять решение в общем порядке и срок, установленный Федеральным законом от 02.10.2007 N.229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поэтому требование обязать исполнить решение в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда является излишним.

В соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании подп.19 п.1 ст.333.36. Налогового кодекса РФ ответчик - администрация МО "Город Алапаевск" как орган местного самоуправления, выступающая по делу в качестве ответчика, также освобождена от уплаты госпошлины. Суд согласно ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ считает необходимым не взыскивать госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст.ст.195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать бездействие Администрации муниципального образования "<адрес>", выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги общего пользования по улице <данные изъяты> незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования "Город Алапаевск" осуществить ремонт автомобильной дороги по улице <данные изъяты> на участке от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты>.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение может быть обжаловано в апелляционного порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской федеральный суд.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

В случае обжалования решения в апелляционном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет по адресу: http://www.ekboblsud.ru.

Судья Алапаевского суда.