Решение по иску прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц о социальной защите инвалидов.



Мотивированное решение изготовлено 02.07.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

26 июня 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием заявителя Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Хитрина А.С.,

ответчика Администрации пос. Верхняя Синячиха в лице главы Норициной Т.Ю., действующей на основании Положения,

третьего лица на стороне ответчика Администрации МО Алапаевское в лице представителя Захаровой С.Л., действующей на основании доверенности,

представителя государственного органа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району в лице Шаньгиной Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-726/2012 по иску

Прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации пос. Верхняя Синячиха о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> (далее - Прокурор) в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> с требованием об обязании ответчика оборудовать входную группу в нежилое здание Администрации пос. Верхняя Синячиха, расположенное по адресу: <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения», утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, то есть пандусом и специальными поручнями.

Прокурор в обоснование иска указал на то, что прокуратурой г. Алапаевска проведена проверка соблюдения требований ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» в части соблюдения прав лиц и ограниченными возможностями здоровья в сфере беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено то, что входная группа в нежилое здание Администрации пос. Верхняя Синячиха, расположенного по адресу: <адрес>, не имеет специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов - отсутствует пандус и специальные разделительные поручни (перила лестницы).

В результате непринятия мер, ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Представитель ответчика Администрации пос. Верхняя Синячиха в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком, в связи с тем, что нежилое здание по ул. Красной Гвардии, 6 в пос. Верхняя Синячиха, в котором размещается Администрация пос. Верхняя Синячиха, является муниципальной собственностью МО Алапаевское и ответчику принадлежит на праве оперативного управления.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации МО Алапаевское иск не признал и пояснил, что действительно является собственником указанного здания, в котором размещается Администрация пос. Верхняя Синячиха, которой указанное помещение передано на праве оперативного управления.

Вместе с тем, в качестве возражений на иск представителями ответчика и третьего лица указывается на то, что помимо Администрации <адрес> здание на неуказанном стороной ответчика праве используется также <данные изъяты>

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение государственного органа - ТОИОГВСО-УСЗН, считавшего иск обоснованным, изучив материалы дела, суд считает иск Прокурора, подлежащим удовлетворению.

Так из Актов и от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обследования объектов социальной инфраструктуры, проведенного специалистом ТОИОГВСО-УСЗН, следует то, что Администрация пос. Верхняя Синячиха размещается в здании в <адрес>, которое, в связи с этим является объектом социальной структуры, но не оборудовано специальными приспособлениями, а именно входная группа в нежилое здание не имеет специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов - отсутствует пандус и специальные разделительные поручни (перила лестницы).

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальнойзащитеинвалидов в Российской Федерации» предъявляет особые требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В частности, согласно п. 1, 5 ст. 15 Федерального Закона «от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Постановлением Госстроя РФ №73 от 16.07.2001 г. введены в действие строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с эти зданием.

В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 3.21 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В соответствии с п. 3.29 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

В соответствии с п. 3.31 следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

В соответствии с п. 3.32 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Из выписки из реестра объектов муниципальной собственности МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ, договора с муниципальным учреждением о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему следует, что нежилое здание Администрации пос. Верхняя Синячиха, расположенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности, в ведении <данные изъяты>

Суд, обсудив возражение ответчика о том, что Администрация пос. Верхняя Синячиха не является надлежащим ответчиком, в связи с тем, что здание <адрес> ответчику на праве собственности не принадлежит, поэтому ответчик согласно ст. 15 Федерального Закона «от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не несет обязанности по созданию условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов, считает указанное возражение ответчиком необоснованным в связи со следующим.

В соответствии со ст. 216. и п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации Администрация пос. Верхняя Синячиха, имея на праве оперативного управления объект социальной инфраструктуры, в соответствии с установленным вещным правом обладает в отношении указанного имущества правомочиями собственника, а именно, владеет, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества, то есть по смыслу ст. 15 Федерального Закона «от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является лицом, обязанным создать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов.

Согласно актов обследования , и от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ здание Администрации пос. Верхняя Синячиха не оборудовано специальными приспособлениями.

Так, на входной группе в здание отсутствует пандус, перила. Перед входом в объект имеется тротуар в удовлетворительном состоянии, съезд, подъездные пути, информационное обеспечение. Кнопка вызова установлена, находится в рабочем состоянии. Перед зданием администрации имеется парковка, на которой установлен дорожный знак с табличкой «Для инвалидов». По данному адресу существует необходимость в оборудовании крыльца перилами и пандусами.

Наличие указанных недостатков для беспрепятственного доступа в здание Администрации инвалидов сторона ответчика не оспаривала.

На основании изложенного, суд считает, что иск Прокурора подлежит удовлетворению, так как доказано отсутствие условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - здание Администрации инвалидов (маломобильных групп населения), а также бездействие ответчика по устранению этого недостатка.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Верхнесинячихинской поселковой администрации Администрации МО Алапаевское выразившееся в непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов) в здание Администрации, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Верхнесинячихинскую поселковую администрацию Администрации МО Алапаевское оборудовать входную группу в нежилое здание Администрации, расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: пандусом и специальными поручнями, соответствующими СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья

Петрашов В.В.