Решение по иску прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий и обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

26 июня 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего федерального судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием представителя заявителя Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Тихонова А.Ю.,

представителя ответчика МКУ «Дирекция единого заказчика» в лице Михайловой Н.Н., действующей на основании доверенности,

представителя государственного органа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе в лице Пастуховой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-710/2012 по иску

Прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО город Алапаевск и МКУ «Дирекция единого заказчика» о признании незаконными бездействий и обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Алапаевска (далее - Прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнив при подготовке исковое требование, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО город Алапаевск (далее - Администрация) и МКУ «Дирекция единого заказчика» (далее - МКУ «ДЕЗ») о признании незаконными бездействий, выражающихся в непринятии мер по устранению несанкционированных свалок бытовых отходов, и обязании ответчиков в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу очистить от свалок следующие территории:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Заявитель в обоснование иска указал на то, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе, при сборе и утилизации бытовых отходов, на территории МО город Алапаевск, в ходе которой выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов.

Представитель государственного органа Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебном заседании обстоятельства, на которых Прокурор основывает свои требования, подтвердил, и требования заявителя поддержал.

Представитель ответчика МКУ «ДЕЗ» обстоятельств, на которых Прокурор основывает свои требования, не оспаривал, а именно признал то, что на территории МО г. Алапаевск находятся указанные свалки твердых бытовых отходов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, однако иск не признал, в связи с тем, что не является надлежащим ответчиком по иску Прокурора, так как не обязан законом к уборке указанных свалок.

Также представитель МКУ «ДЕЗ» указал на то, что указанные свалки бытовых отходов находятся на придомовых территориях многоквартирных домов, управление, которых в соответствии договором осуществляет ИП ФИО1, обязанный на основании соответствующих договоров осуществлять сбор, вывоз и утилизацию бытовых ТБО многоквартирных домов.

Ответчик представитель Администрации, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, и привлеченный судом в качестве третьего лица на стороне ответчика ИП ФИО1, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, отзывов и возражений на иск Прокурора - не предоставили.

Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск, подлежащим частичному удовлетворению.

В связи с тем, что стороной ответчика не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается Прокурор, а именно то, что на указанных территориях находятся несанкционированные свалки бытовых отходов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Из ответа ООО «ИРЦ» на запрос суда о взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги следует то, что управляющей компанией многоквартирных домов <адрес> <адрес>, <адрес> и <адрес>, на придомовых территориях которых расположены несанкционированные свалки, является ИП ФИО1, а управляющая компания многоквартирного дома <адрес> не установлена.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, что согласуется и с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.

По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Ссылка Прокурора в обоснование требования о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов, имеющих управляющую компанию, к Администрации на пункт 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является необоснованной, так как данная норма, относящая к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не касается содержания общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, ответчики Администрация и МКУ «ДЕЗ» по требованию Прокурора о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес>, в связи с наличием управляющей компании, являются ненадлежащими ответчиками.

В связи с отказом Прокурора от замены ненадлежащих ответчиков Администрации и МКУ «ДЕЗ» надлежащим, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело только по заявленному иску, связи с чем считает отказать Прокурору в иске о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>.

В соответствии с пп. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с послед. изменениями) к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение об обязанности органов местного самоуправления, закреплены в ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 08.11.2007 г.), в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 10.01.2008 г.), ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 13.06.2006 г. №26-ОЗ).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в редакции от 08.11.2007 г.) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 14.07.2008 г.) порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.

Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Исходя из изложенного, судом установлено то, что несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в г. Алапаевске, Свердловской области, за домом № 3-1 по ул. Шахтеров, в 40 метрах от дома № 3-1 по направлению на северо-восток, размером 30 на 10 метров, к придомовой территории многоквартирного дома не относится, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие Администрации, в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд считает требования Прокурора в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом также установлено то, что МКУ «ДЕЗ», не являясь органом местного самоуправления, не является надлежащим ответчиком по требованию Прокурора.

Обсудив требование Прокурора об исполнении решения о ликвидации свалки в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу, суд считает его не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Решения, перечисленные в статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть решения о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе и включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

В то же время, согласно статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по просьбе истца к немедленному исполнению может быть обращено решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В этом случае обращение решения к немедленному исполнению возможно только при наличии предоставленных истцом обоснованных, достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Прокурором не приведено никаких доводов и доказательств того, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц или невозможности его исполнения, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке.

В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, будучи органом местного самоуправления, выступающий по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Алапаевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО город Алапаевск и МКУ «Дирекция единого заказчика» о признании незаконными бездействий и обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО Алапаевское путем сбора и вывоза бытовых отходов ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в г. Алапаевске, Свердловской области, за домом <адрес>

В удовлетворении остальной части иска прокурору города Алапаевска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья:

Петрашов В.В.