Дело № 2-594/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 12 июля 2012 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кокшарова Е.В., с участием: представителя истца - Пастуховой М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представителя ответчика - главы Арамашевской сельской администрации Кузовниковой Н.Г., представителя ответчика - МУП «Коммунальные системы» Борисова Ю.В., действующего на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - ТСЖ «Лидер» Вараксина И.Э., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Коробейниковой М.Ю., рассмотрев гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы», администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации, третьему лицу - Товариществу собственников жилья «Лидер» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе обратился в суд с иском к МУП «Коммунальные системы», администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации о понуждении к совершению действий, в котором просил: - признать бездействие МУП «Коммунальные системы», администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации по обеспечению жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, незаконным, - обязать ответчиков с момента вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями п. 3.2. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» обеспечить жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В обоснование требований представитель истца - Пастухова М.В. пояснила, что специалистами Территориального отдела в г. Алапаевске и Алапаевском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО (далее - Роспотребнадзор) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Коммунальные системы» проведена проверка исполнения ранее выданного предписания о соблюдении санитарного законодательства. В результате проверки истцом выявлены нарушения МУП «Коммунальные системы» санитарных требований, а именно п. 3.2. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», что выразилось в ненадлежащем обеспечении жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Помимо МУП «Коммунальные системы», обязанность по обеспечению населения водоснабжением лежит на органах местного самоуправления, а именно администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации, которые в течении значительного времени не устранили нарушения санитарного законодательства. Неисполнение ответчиками санитарных норм может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний (дифтерия, корь, краснуха, гепатит), а также к другому вредному воздействию на человека (утомляемость, снижение сопротивляемости организма), чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Представитель ответчика - МУП «Коммунальные системы» Борисов Ю.В. иск не признал и пояснил, что жители многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в недостаточном объеме обеспечены питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, в силу изношенности системы водоснабжения в населенном пункте, постоянных протечек в ней, а также значительного потребления населением с. Арамашево воды для полива насаждений в огородах. Вместе с тем, ответчиком предпринимаются действия по обеспечению жителей многоквартирного дома питьевой водой, которые заключаются в постоянных ремонтах системы водоснабжения. Представитель ответчика - Арамашевской сельской администрации Кузовникова Н.Г. иск не признала и пояснила, что действительно к вопросу местного значения поселения относится обеспечение населения водоснабжением. Вместе с тем, Арамашевская сельская администрация не является распределителем денежных средств, в силу отсутствия которых лишена возможности надлежащим образом обеспечить жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой в достаточном объеме. Ответчиком, в свою очередь предпринимались действия для разрешения возникшей проблемы путем обращения в администрацию МО Алапаевское для выделения денежных средств. Представитель третьего лица - ТСЖ «Лидер» Вараксин И.Э. указал на обоснованность иска, пояснив, что на протяжении последних нескольких лет жители многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, лишены возможности использования питьевой воды из централизованной системы водоснабжения в достаточных объемах. Указанные ограничения в водоснабжении выражаются во временном отсутствии питьевой воды в течении различных периодов суток либо дней. Представитель ответчика - администрации МО Алапаевское, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица. Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. В соответствии с п. 1,3 Постановления Правительства РФ №322 от 30.06.2004 г. «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением. Согласно ст. 44 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ №154 от 06.04.2004 г. «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения» федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под благоприятной средой обитания следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ст. 11 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствие с ч.3 ст. 39 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч.3 ст. 19 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В ходе судебного заседания установлено, что специалистами Территориального отдела в г. Алапаевске и Алапаевском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Коммунальные системы» проведена проверка исполнения ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении санитарного законодательства. В результате проверки истцом выявлены нарушения МУП «Коммунальные системы» санитарных требований, а именно п. 3.2. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», что выразилось в ненадлежащем обеспечении жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. При этом сторонами не оспаривается, что в течении значительного периода времени, в том числе и на момент рассмотрения настоящего иска, жители многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, лишены возможности использования питьевой воды из централизованной системы водоснабжения в достаточных объемах. Указанные ограничения в водоснабжении выражаются во временном отсутствии питьевой воды в течении различных периодов суток либо дней. Представителем МУП «Коммунальные системы» не оспаривается, что ответчиком осуществляется деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, в том числе на нем лежит обязанность по обеспечению жителей названного выше многоквартирного дома питьевой водой. Указанная позиция согласуется с объяснениями сторон и Уставом МУП «Коммунальные системы», утвержденным распоряжением комитета по управлению имуществом МО Алапаевское № от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, длительное не исполнение МУП «Коммунальные системы» предписания органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которое, наряду с соблюдением санитарных правил является для ответчика обязательным, нарушает права жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, на благоприятную среду обитания. Суд находит несостоятельным доводы представителя МУП «Коммунальные системы» о том, что ответчиком предпринимаются действия по обеспечению жителей многоквартирного дома питьевой водой, которые заключаются в постоянных ремонтах системы водоснабжения, поскольку права жителей многоквартирного дома на благоприятную среду обитания до настоящего времени не восстановлены. В соответствии со ст.ст. 14 п.4,16 п.4 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения, городского округа, в частности относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в п. 34 главы 2 Положения о Арамашевской сельской администрации, утвержденного решением Думы МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ № и п.4 ст. 5 Устава МО Алапаевское. Таким образом, на администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации, являющимися органами местного самоуправления, наряду с МУП «Коммунальные системы» лежит обязанность по обеспечению жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Неисполнение ответчиками санитарных норм может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний (дифтерия, корь, краснуха, гепатит), а также к другому вредному воздействию на человека (утомляемость, снижение сопротивляемости организма), чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими полному удовлетворению. Поскольку в соответствии с действующим законодательством Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует отнести за счет ответчика - МУП «Коммунальные системы», не освобожденного от ее уплаты. Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет <данные изъяты> Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Алапаевске и Алапаевском районе к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы», администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации, третьему лицу - Товариществу собственников жилья «Лидер» о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать бездействие МУП «Коммунальные системы», администрации МО Алапаевское, Арамашевской сельской администрации по обеспечению жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, незаконным. Обязать МУП «Коммунальные системы», администрацию МО Алапаевское, Арамашевскую сельскую администрацию с момента вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями п. 3.2. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» обеспечить жителей дома, расположенного по адресу: <адрес>, питьевой водой, в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Взыскать с МУП «Коммунальные системы» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области. Судья Е.В Кокшаров