Решение (гр.дело № 2-938/2012) по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Фурменковой Валентины Валерьевны к Администрации МОАлапаевское, Мин. строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск                                                                      07 августа 2012 года

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Киприянова Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-938/2012 по исковому заявлению

Алапаевского городского прокурора в интересах Фурменковой Валентины Валерьевны к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Алапаевска обратился в суд с иском в интересах Фурменковой В.В. к ответчикам: Администрации муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры СО о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма за счет средств бюджета Свердловской области, в пределах МО Алапаевское, не ниже установленных социальных норм, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.

В обоснование иска прокурор в заявлении указал, что с рождения Фурменкова В.В. проживала с родителями в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать. <данные изъяты> Постановлением главы администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ Фурменкова В.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и внесена в список лиц из числа <данные изъяты> После окончания пребывания в образовательном учреждении у Фурменковой В.В. возникло право на получение жилого помещения вне очереди, однако жилье ей предоставлено не было. Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются конституционные права на жилище Фурменковой В.В.

В судебном заседании прокурор Красноперова И. Г. заявленный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Фурменкова В.В. поддержала заявленные прокурором требования и пояснила, что на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения не имеет. С <данные изъяты> состоит на учете в администрации МО Алапаевское, как <данные изъяты>

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования Алапаевское в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, по делу указано, что возражений по предоставлению Фурменковой В.В. по договору социального найма, жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно переданного в МО Алапаевское не имеется, однако обращено внимание, что в данном случае будут нарушены права иных лиц, <данные изъяты>, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Свердловской области социального пользования.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания извещены. В суд поступил отзыв представителя Министерства Кулакова Д. С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, по иску указано, что требование о возложении судом обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, истец фактически просит суд предоставить ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица Свердловского областного ГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Директор фонда в отзыве на иск указал, что отсутствует нарушение прав Фурменковой В. В. (она поставлена на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечена жильем и без решения суда), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в иске следует отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, Анохина Ю.Н., в суде указала, что Фурменкова В. В. является лицом из числа детей-сирот, ее родители умерли. Фурменкова В. В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации МО Алапаевское. По окончании учебного заведения она должна быть обеспечена жилым помещением, однако жилое помещение ей не предоставлено. В настоящее время Фурменкова В. В. в собственности жилья не имеет, по договору социального найма ей жилье не предоставлено. Считает необходимым исковые требования удовлетворить.

Заслушав прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или жилищного фонда по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.49-52, 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

По ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года№ 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями <данные изъяты>.

В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Приказы министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления <данные изъяты> договоров социального найма жилых помещений.

На основании Постановлений Правительства С О от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

По свидетельству о рождении (, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ) Фурменковой В. В. (л. д. 7), она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями указаны: ФИО1 и ФИО2.

Мать Фурменковой В.В. - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти (л.д.11 ) , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 12).

Из постановления главы администрации Алапаевского района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> решения Алапаевского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 31-33) следует, что <данные изъяты>

В справке, <данные изъяты> указано, что Фурменкова В.В. действительно <данные изъяты> л. д. 9.

То есть <данные изъяты>, Фурменкова В.В. стала лицом из <данные изъяты>

Тот факт, что Фурменкова В.В. является <данные изъяты> не оспаривается.

Таким образом, Фурменкова В.В. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона <данные изъяты>

Постановлением главы Администрации Муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 10 Фурменкова В.В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фурменкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ. В списке <данные изъяты>

Согласно копии паспорта Фурменкова В.В. (л. д. 24-27) зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии в собственности Фурменковой В. В. недвижимого имущества нет.

Представленные доказательства подтверждают право Фурменковой В.В. на получение во внеочередном порядке, как лица из числа <данные изъяты>.

Согласно справки, выданной директором Нижнетагильского педагогического колледжа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фурменкова В.В. обучалась в <данные изъяты> (л. д. 23).

На л. д. 28, 29 имеется диплом на имя Фурменковой В.В., в котором указано, что она получила <данные изъяты> то есть обучение закончила.

При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию муниципального образования Алапаевское, то есть по месту учета Фурменковой В.В. в качестве нуждающейся, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

По ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Размер предоставляемого жилого помещения определяется также ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а именно: указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Такие нормы установлены ст. 50 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет <данные изъяты> общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью.

Согласно ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено, что Фурменкова В. В. имеет несовершеннолетнего ребенка - ФИО3 <данные изъяты>

В судебном заседании Фурменкова В. В. просила предоставить ей жилое помещение на семью с учетом <данные изъяты>

Суд считает возможным удовлетворить требования Фурменковой В. В. о предоставлении ей жилья на семью из <данные изъяты>

Законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище, учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантирует получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ условий (а именно: не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), при этом не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 11 мая 2011 г. N 43-Г11-9.

Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, в редакции от 30.12.2011 N 1249) из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Фурменковой В.В. на семью из <данные изъяты>. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194- 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Фурменковой В. В. к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Фурменковой В. В. <данные изъяты> на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Судья Алапаевского суда                       Н. Ю. Киприянова