РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 23 августа 2012 года Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Киприянова Н. Ю., при секретаре Логиновой Н. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/2012 по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора в интересах Бойцова Т. А. к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г. Алапаевска обратился в суд с иском в интересах Бойцова Т.А. к ответчикам: Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры СО о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма за счет средств бюджета Свердловской области, в пределах МО Алапаевское, не ниже установленных социальных норм, вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска прокурор, в заявлении, указал, что решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына Бойцова Т. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Бойцов Т. А. своих родителей не помнит, с рождения проживал сначала у бабушки в <адрес> потом воспитывался в детских социально-реабилитационных центрах «Гименей», «Мугайский». Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в приемной семье ФИО3 в <адрес>. Жилое помещение за ним не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бойцов Т.А. обучался в ГБОУ СПО СО «<данные изъяты>», проживал в общежитии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах РФ. Постановлением главы администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ Бойцов поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. После выпуска из образовательного учреждения и службы в вооруженных силах РФ жилое помещение ему предоставлено не было. Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются конституционные права на жилище Бойцова Т.А. В судебном заседании старший помощник Алапаевского городского прокурора Ряпосова Е. В. заявленный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении. Бойцов Т.А. в суде поддержал заявленные прокурором требования и пояснил, что на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения он не имеет. С рождения он проживал с бабушкой в <адрес>. Затем его поместили в приют «Гименей», после в Мугайский детский дом, в котором он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в приемной семье у ФИО3 в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты>, проживал в общежитии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную службу в рядах РА. После службы в армии он окончил техникум. Жилье за ним не закреплялось, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. После окончания техникума жилье ему предоставлено не было. В настоящее время он проживает у бабушки. Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования Алапаевское в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, по делу указано, что возражений по предоставлению Бойцову Т.А. по договору социального найма, жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно переданного в МО Алапаевское не имеется, однако обращено внимание, что в данном случае будут нарушены права иных лиц, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Свердловской области социального пользования. Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания извещены. В суд поступил отзыв представителя Министерства ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, по иску указано, что требование о возложении судом обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, истец фактически просит суд предоставить ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Представитель третьего лица Свердловского областного ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Директор фонда ФИО5 в отзыве на иск указал, что отсутствует нарушение прав Бойцова Т.А. (он поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечен жильем и без решения суда), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в иске следует отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд жилищного строительства». Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, ФИО6, в суде указала, что Бойцов Т. А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Бойцов Т. А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации МО Алапаевское. По окончании учебного заведения он должен быть обеспечен жилым помещением, однако жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время Бойцов Т. А. в собственности жилья не имеет, по договору социального найма ему жилье не предоставлено. Считает необходимым исковые требования удовлетворить. Заслушав прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам. В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или жилищного фонда по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.49-52, 57 ЖК РФ. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. По ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года№ 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Приказы министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления МО в СО с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. На основании Постановлений Правительства С О от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. По свидетельству о рождении (№, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ) Бойцова Т. А. (л. д. 9), он родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: ФИО1, ФИО2. На основании решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11) ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в том числе в отношении их несовершеннолетнего сына Бойцова Т. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. На основании справки директора ГУСОН СО «Центр социальной помощи семье и детям Алапаевского района» от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 12, Бойцов Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поступил из ДРЦ «Гименей», и проживал в МУСО «Мугайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На момент проживания в Мугайском центре Бойцов Т.А. закрепленного жилья не имел. По постановлению главы Алапаевского Муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 14, 15 Бойцов Т.А. был передан в приемную семью ФИО3 с определением места жительства несовершеннолетнего по месту жительства приемного родителя в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со справкой ГОУ СО ЦСПСиД «Гименей» № от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 16 Бойцов Т.А. находился в центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении. То есть до достижения возраста 18 лет, Бойцов Т.А. стал лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Тот факт, что Бойцов Т.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривается. Таким образом, Бойцов Т.А. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением главы администрации Муниципального образования Алапаевское № от ДД.ММ.ГГГГ Бойцов Т.А. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бойцов Т.А,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ№. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей числится под № По справке № от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 13 Бойцов Т.А., зарегистрирован в <адрес> (общежитие) с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии паспорта Бойцова Т.А. (л. д. 17), регистрацию по <адрес> он имеет и в настоящее время. Из уведомления Алапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО от ДД.ММ.ГГГГ№, справки филиала Алапаевского БТИ и Р Н от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведений о наличии в собственности Бойцова Т.А. недвижимого имущества нет. Представленные доказательства подтверждают право Бойцова Т.А. на получение во внеочередном порядке, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения. Согласно копии военного билета № от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 7,8 и справки командира войсковой части № ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ, Бойцов Т.А. проходил действительную военную службу по призыву в войсковой части № Вооруженных Сил РФ, дислоцированной на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На л. д. 18 имеется диплом на имя Бойцова Т.А., в котором указано, что он получил начальное профессиональное образование в ГБОУ СПО СО «<данные изъяты>» и Государственной аттестационной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация <данные изъяты> То есть Бойцов Т.А. прошел военную службу и закончил обучение. С учетом того, что Бойцов Т.А. принят на учет и состоит на учете в Администрации Муниципального образования Алапаевское, жильем по окончании образовательного учреждения и прохождения военной службы не обеспечен, постоянно проживает на территории Алапаевского района, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, он имеет право на предоставление жилья по данному основанию. Представленные по делу доказательства подтверждают право Бойцова Т.А. на получение во внеочередном порядке жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма жилого помещения. При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованны, подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию муниципального образования Алапаевское, то есть по месту учета Бойцова Т.А. в качестве нуждающегося, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области. По ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Размер предоставляемого жилого помещения определяется также ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а именно: указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Такие нормы установлены ст. 50 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от 17 февраля 2009 г. N.69 в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью. Согласно ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Бойцову Т.А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Бойцова Т. А. к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Бойцову Т. А., ДД.ММ.ГГГГ р., на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке. Судья Алапаевского суда Н. Ю. Киприянова