Решение по гражданскому делу по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора в интересах Саух В. В.ча к Администрации МО Алапаевское о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск                                                                      21 августа 2012 года

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Киприянова Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-955/2012 по исковому заявлению

Алапаевского городского прокурора в интересах Саух В. В.ча к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Алапаевска обратился в суд с иском в интересах Саух В.В. к ответчикам: Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры СО о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма за счет средств бюджета Свердловской области, в пределах МО Алапаевское, не ниже установленных социальных норм, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.

В обоснование иска прокурор, в заявлении, указал, что с рождения Саух В.В. проживал с родителями на ст. <адрес>, впоследствии в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер отец Саух В.В. - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла мать - ФИО2 При пожаре сгорел закрепленный за Саух В.В. дом, расположенный в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саух В.В. воспитывался в Нижнетуринском детском доме на полном государственном обеспечении. Постановлением главы Алапаевского МО от ДД.ММ.ГГГГ Саух В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и внесен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саух В.В. обучался в ГОУ НПО СО «Профессиональный лицей » <адрес>. Жилого помещения за ним закреплено не было. Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются конституционные права на жилище Саух В.В.

В судебном заседании прокурор Осипенок А. В. заявленный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Саух В. В. поддержал заявленные прокурором требования и пояснил, что на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения он не имеет, в настоящее время не имеет даже регистрации по месту жительства, так как зарегистрироваться ему негде. После смерти родителей он находился в детском доме п. Махнево. За ним был закреплен дом на ст. <адрес>, который сгорел в 2000. В 2008 он был поставлен на учет в администрации МО Алапаевское, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Профессиональном лицее <адрес>. С момента окончания учебы жилье ему предоставлено не было.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования Алапаевское в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, по делу указано, что возражений по предоставлению Саух В.В. по договору социального найма, жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно переданного в МО Алапаевское не имеется, однако обращено внимание, что в данном случае будут нарушены права иных лиц, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Свердловской области социального пользования.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания извещены. В суд поступил отзыв представителя Министерства ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, по иску указано, что Министерство возражает против заявленных требований, требование о возложении судом обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, истец фактически просит суд предоставить ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица Свердловского областного ГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Директор фонда ФИО4 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда, в отзыве на иск указал, что нарушения прав Саух В.В. нет - он поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем и будет обеспечен им и без решения суда, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011-2015 годах, утвержденный постановлением Правительства СО от 08.02.2011 № 84 - ПП, который не предусматривает обеспечение жильем детей-сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей-сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение вышеуказанного Порядка.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, ФИО5 в суде указала, что Саух В. В. является лицом из числа детей сирот, родители его умерли. Саух В. В. воспитывался в детском доме, закончил профессиональный лицей. По окончанию учебного заведения жилое помещение ему не предоставлено. Учитывая, что жилья у Саух В. В. нет, считает возможным исковое заявление удовлетворить.

Заслушав прокурора, Саух В. В., представителя органа опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или жилищного фонда по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.49-52, 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

По ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года№ 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Приказы министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления МО в СО с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

На основании Постановлений Правительства С О от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

По свидетельству о рождении л. д. 7 (, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ), Саух В. В.ч родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: ФИО1, ФИО2.

Отец Саух В.В. - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ и копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Мать Саух В.В. - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти (л. д. 9-10) , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, справка отдела ЗАГС л. д. 11.

То есть до достижения возраста 18 лет, Саух В.В. стал лицом из числа детей-сирот.

Тот факт, что Саух В.В. является лицом, из числа детей-сирот, стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, Саух В.В. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы Алапаевского Муниципального образования № 1199 от 31.12.2008 (л. д. 12), Саух В. В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда СО социального использования во внеочередном порядке.

Постановлением (л.д.14-16) главы администрации МО Алапаевское № 221 от 24.04.2009 утверждены списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по МО Алапаевское, куда вошел и Саух В.В.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Саух В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации МО Алапаевское от 31.12.2008 года№ 1199. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей числится под .

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Саух В.В. был зарегистрирован по месту пребывания: <адрес> (общежитие) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Алапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО от ДД.ММ.ГГГГ, справки филиала Алапаевского БТИ и Р Н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии в собственности Саух В.В. недвижимого имущества нет.

Представленные доказательства подтверждают право Саух В.В. на получение во внеочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, по договору социального найма жилого помещения.

Из справки специалиста по защите прав детей и опеке ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 17 адресованной директору Н-Туринского детского дома следует, что Администрация МО Алапаевский район гарантировала, что при возвращении несовершеннолетнего Саух В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., из госучреждения ему будет предоставлено жилье.

На л. д. 20, 21 имеется диплом на имя Саух В.В., в котором указано, что он получил начальное профессиональное образование в ГБОУНПО СО «Профессиональный лицей » <адрес> и Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация <данные изъяты>, то есть Саух В.В. обучение закончил.

Согласно ч.1 ст.148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

По постановлению главы МО «Алапаевский район» за несовершеннолетним Саух В.В., 24.07.1990 г.р. закреплено жилье по <адрес>, дом .

В соответствии с ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы Алапаевского МО от ДД.ММ.ГГГГ , и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ , вышеназванный жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть признан непригодным для постоянного проживания.

При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию муниципального образования г. Алапаевск, то есть по месту учета Саух В. В. в качестве нуждающегося, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

По ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Размер предоставляемого жилого помещения определяется также ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а именно: указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Такие нормы установлены ст. 50 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от 17 февраля 2009 г. N.69 в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью.

Согласно ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Саух В.В. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Ссылка стороны ответчика на то, что при удовлетворении иска будут нарушены права других лиц, состоящих в списке, не имеет значения для разрешения спора, так как норма ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более - от времени включения в этот список, нет в ней и указаний на предоставлении жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку учета внеочередников.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194- 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Саух В. В.ча к Администрации Муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Саух В. В.чу, ДД.ММ.ГГГГ р., на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Судья Алапаевского суда                       Н. Ю. Киприянова