Решение по гражданскому делу по иску о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск                                                                   06 сентября 2012 года

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Киприянова Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-957/2012 по исковому заявлению

Алапаевского городского прокурора в интересах Клещева Виталия В.ча к Администрации Муниципального образования город Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Алапаевска обратился в суд с иском в интересах Клещева В.В. к ответчикам: Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры СО о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма за счет средств бюджета Свердловской области, в пределах МО г. Алапаевск, не ниже установленных социальных норм, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.

В обоснование иска прокурор, в заявлении, указал, что с момента рождения Клещев В.В. проживал с родителями в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер отец. Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клещев В.В. воспитывался в Алапаевском детском доме, на полном государственном обеспечении. Жилого помещения за ним не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клещев В.В. обучался в профессиональном училище <данные изъяты>. Постановлением главы администрации МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ Клещев поставлен на учет и внесен в список в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются конституционные права на жилище Клещева В.В.

В судебном заседании прокурор Арзамасцева Л. В. настаивала на удовлетворении иска.

Клещев В. В. поддержал заявленные прокурором требования и пояснил, что на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения он не имеет. С момента рождения он проживал с родителями в г. Алапаевске. Затем его отец умер, мать была лишена родительских прав, поэтому его поместили в Алапаевский детский дом, где он находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в профессиональном училище <данные изъяты> После выпуска из образовательного учреждения ему жилье не предоставили. Жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время он временно проживает в общежитии по <адрес> а в <адрес>.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования г. Алапаевск в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, по делу указано, что возражений по иску при наличии установления факта, что за Клещевым В. В. не закреплялось жилое помещение.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания извещены. В суд поступил отзыв представителя Министерства ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, по иску указано, что требование о возложении судом обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, истец фактически просит суд предоставить ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица Свердловского областного ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Директор фонда в отзыве на иск указал, что отсутствует нарушение прав Клещева В.В. (он поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечена жильем и без решения суда), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в иске следует отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, ФИО3, в суде указала, что Клещев В. В. является лицом из числа детей сирот. Клещев В. В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации. По окончании учебного заведения он должен быть обеспечен жилым помещением, однако жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время Клещев В. В. в собственности жилья не имеет, по договору социального найма ему жилье не предоставлено. Считает необходимым исковые требования удовлетворить.

Заслушав прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или жилищного фонда по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.49-52, 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

По ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года№ 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Приказы министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления МО в СО с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

На основании Постановлений Правительства С О от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

По свидетельству о рождении (, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ) Клещева Виталия В.ча (л. д. 7), он родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: Клещев В. В., ФИО1.

Отец Клещева В. В. - Клещев В. В. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется копия свидетельства о смерти 11-АИ , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 12).

На основании решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13,14) ФИО1 была лишена родительских прав в отношении её несовершеннолетнего сына Клещева Виталия В.ча, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

По свидетельству о смерти ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 11-АИ , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 11).

По постановлению главы администрации г. Алапаевска от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 10 Клещев В.В. определен для дальнейшего воспитания в детский дом, поскольку отец Клещев В.В. умер, в отношении матери ФИО1 подано исковое заявление о лишении родительских прав.

В соответствии со справкой на л. д. 10 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором Алапаевского детского дома Клещев В.В. воспитывался в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По справке директора детского дома «Созвездие» от ДД.ММ.ГГГГ , л. д. 9, Клещев В. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был зарегистрирован в Алапаевском детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Находился на полном государственном обеспечении. По окончании 9 классов ГОУ СО СКШИ выбыл на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ для продолжения обучения. Закрепленного жилья у него не было. Указанные сведения подтверждаются справкой директора детского дома «Созвездие» от ДД.ММ.ГГГГ.

То есть до достижения возраста 18 лет, Клещев В.В. стал сиротой, так как его оба родителя умерли.

Тот факт, что Клещев В.В. является лицом, из числа детей сирот, стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, Клещев В.В. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы администрации Муниципального образования г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ Клещев В. В. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Из списка на л. д. 21, 22 следует, что Клещев В. В. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с ДД.ММ.ГГГГ, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей числится под

Согласно копии паспорта Клещев В.В. (л. д. 8), имеет регистрацию по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Алапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 34, справки филиала Алапаевского БТИ и Р Н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии в собственности Клещева В.В. недвижимого имущества нет.

Представленные доказательства подтверждают право Клещева В.В. на получение во внеочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, по договору социального найма жилого помещения.

На л. д. 19 имеется свидетельство АВ на имя Клещева В.В., в котором указано, что обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в профессиональном училище <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>

То есть Клещев В.В. закончил обучение.

С учетом того, что Клещев В.В. принят на учет и состоит на учете в Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, жильем по окончании образовательного учреждения не обеспечен, постоянно проживает на территории г. Алапаевска, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, он имеет право на предоставление жилья по данному основанию.

Представленные по делу доказательства подтверждают право Клещева В.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке жилого помещения, как лицу из числа детей сирот по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованны, подлежат удовлетворению.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию муниципального образования г. Алапаевск, то есть по месту учета Клещева В. В. в качестве нуждающегося, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

По ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Размер предоставляемого жилого помещения определяется также ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а именно: указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Такие нормы установлены ст. 50 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением главы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма) на территории муниципального образования город Алапаевск, в следующих размерах: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и дополнительно 9 квадратных метров на семью; 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека.

Согласно ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования г. Алапаевск за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Клещеву В. В. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров в пределах муниципального образования г. Алапаевск Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Клещева Виталия В.ча к Администрации Муниципального образования город Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования г. Алапаевск за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Клещеву Виталию В.чу, ДД.ММ.ГГГГ р., на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров в пределах муниципального образования <адрес> Свердловской <адрес> и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Судья Алапаевского суда                       Н. Ю. Киприянова