Решение по гражданскому делу по иску о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск                                                                   11 сентября 2012 года

Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Киприянова Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-954/2012 по исковому заявлению

Алапаевского городского прокурора в интересах Клещевой Ю. В. к Администрации Муниципального образования город Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Алапаевска обратился в суд с иском в интересах Клещевой Ю. В. к ответчикам: Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры СО о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма за счет средств бюджета Свердловской области, в пределах МО г. Алапаевск, не ниже установленных социальных норм, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.

В обоснование иска прокурор, в заявлении, указал, что с рождения Клещева Ю. В. проживала с родителями в <адрес> в доме сестры матери. ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1 Мать ФИО2 на основании решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клещева Ю.В. воспитывалась в Алапаевском детском доме, на полном государственном обеспечении. Жилого помещения за ней закреплено не было. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клещева Ю. В. обучалась в <данные изъяты>. Постановлением главы администрации МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ Клещева Ю.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и внесена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются конституционные права на жилище Клещевой Ю.В.

В судебном заседании прокурор Кабаков Д. Н. заявленный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Клещева Ю.В. поддержала заявленные прокурором требования и пояснила, что на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете в администрации МО г. Алапаевск, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. По ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <данные изъяты> однако с момента окончания учебы и до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Она имеет несовершеннолетнюю дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сейчас они проживают в комнате в общежитии, поэтому просит предоставить жилье с учетом состава ее семьи т.е. на нее и несовершеннолетнюю дочь.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования г. Алапаевск в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, по делу указано, что возражений по иску не имеет, при наличии установления факта, что за Клещевой Ю. В. не закреплялось жилое помещение.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания извещены. В суд поступил отзыв представителя Министерства ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, по иску указано, что требование о возложении судом обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, истец фактически просит суд предоставить ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица Свердловского областного ГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Директор фонда в отзыве на иск указал, что отсутствует нарушение прав Клещевой Ю. В. (она поставлена на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечена жильем и без решения суда), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в иске следует отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, ФИО4, в суде указала, что Клещева Ю. В. является лицом из числа детей сирот, она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации города. По окончании учебного заведения жилое помещение ее не предоставлено. В настоящее время Клещева Ю. В. в собственности жилья не имеет, по договору социального найма жилье ей не предоставлено. Считает необходимым исковые требования удовлетворить.

Заслушав прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или жилищного фонда по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.49-52, 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

По ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года№ 84-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Приказы министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления МО в СО с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

На основании Постановлений Правительства С О от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

По свидетельству о рождении (V111-АИ , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ) Клещевой Ю. В. (л. д. 7), она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями указаны: ФИО1 и ФИО2.

Отец Клещевой Ю.В. - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти 1-АИ , актовая запись (л. д. 20).

Согласно постановления главы администрации города Алапаевска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Клещева Ю.В. определена для дальнейшего воспитания в детский дом на полное государственное обеспечение, поскольку отец умер, мать ФИО2 не занимается воспитанием детей, употребляет спиртные напитки, ведет аморальный образ жизни, не работает, в суд подано исковое заявление о лишении её родительских прав (л.д.11).

Мать Клещевой Ю. В. - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти (л. д. 12) 1-АИ , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ.

По справкам директора детского дома «Созвездие» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ , л. д. 18,19 Клещева Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована в Алапаевском детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении. У Клещевой Ю.В. закрепленного жилья нет. По окончании 9 классов ГКОУ СКШИ г. Алапаевска выбыла на основании Приказа об отчислении от ДД.ММ.ГГГГ для проживания обучения в <данные изъяты>. Указанные сведения подтверждаются справкой директора детского дома «Созвездие» от ДД.ММ.ГГГГ.

То есть до достижения возраста 18 лет, Клещева Ю.В. стала сиротой, так как оба ее родителя умерли.

Тот факт, что Клещева Ю. В. является лицом, из числа детей сирот, стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, Клещева Ю.В. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы администрации Муниципального образования г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ Клещева Ю. В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Из списка на л. д. 22, 23 следует, что Клещева Ю. В. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с ДД.ММ.ГГГГ, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей числится под

Согласно копии паспорта (л. д. 8-10), Клещева Ю.В. зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Алапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 32, справки филиала Алапаевского БТИ и Р Н от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 53 следует, что сведений о наличии в собственности Клещевой Ю.В. недвижимого имущества нет.

Сведений о закреплении за Клещевой Ю. В. жилого помещения в представленных материалах дела нет.

На л. д. 14, 15 имеется свидетельство на имя Клещевой Ю.В., в котором указано, что Решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ НПО СО <данные изъяты> ей присвоена квалификация «<данные изъяты>», то есть Клещева Ю. В. обучение закончила.

С учетом того, что Клещева Ю. В. принята на учет и состоит на учете в Администрации Муниципального образования г. Алапаевск, жильем по окончании образовательного учреждения не обеспечена, постоянно проживает на территории г. Алапаевска, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, она имеет право на предоставление жилья по заявленному основанию.

Представленные по делу доказательства подтверждают право Клещевой Ю. В. на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, как лицом из числа детей сирот.

При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованны, подлежат удовлетворению.

Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию муниципального образования г. Алапаевск, то есть по месту учета ФИО1 в качестве нуждающегося, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.

По ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Размер предоставляемого жилого помещения определяется также ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а именно: указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Такие нормы установлены ст. 50 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением главы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма) на территории муниципального образования город Алапаевск, в следующих размерах: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и дополнительно 9 квадратных метров на семью; 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека.

Согласно ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено, что Клещева Ю.В. имеет несовершеннолетнего ребенка - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ р. (свидетельство о рождении II-АИ , актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ на л. д.13).

В судебном заседании Клещева Ю.В. просила предоставить ей жилое помещение на семью, с учетом несовершеннолетней дочери.

Суд, считает возможным, удовлетворить требования Клещевой Ю. В. о предоставлении ей жилья на семью из двух человек, в связи со следующим.

Законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище, учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантирует получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ условий (а именно: не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), при этом не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 11 мая 2011 г. N 43-Г11-9.

Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, в редакции от 30.12.2011 N 1249) из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования г. Алапаевск за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Клещевой Ю.В. на семью из двух человек, с учетом несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ р. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45 квадратных метров в пределах муниципального образования г. Алапаевск Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194- 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Клещевой Ю. В. к Администрации Муниципального образования город Алапаевск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрацию муниципального образования г. Алапаевск за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Клещевой Ю. В. ДД.ММ.ГГГГ р. рождения на семью из двух человек, с учетом несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ р. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 45 квадратных метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Судья Алапаевского суда                       Н. Ю. Киприянова