Решение по иску о возмещении материального и компенсации морального вреда.



Дело № 2-815/2012

Мотивированное решение составлено 08 октября 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2012 года                                                         город Алапаевск

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего                                                                    судьи Пинягина С. Е.,

с участием:

истца                                                Климашина И. В.,

ответчика                                                                                            Сысоевой О. М.,

представителя ответчика               Шаньгиной Е. Н.,

при секретаре                                                                                       Долгоруковой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-815/2012 по иску Климашина И. В. к Сысоевой О. М. и Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району о возмещении материального и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Климашин И. В. обратился в суд с иском к Сысоевой О. М. о взыскании материального и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>

В обоснование иска Климашин И. В. указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы, у него имеется соответствующее удостоверение. Однако, Сысоева О. М., занимая должность заместителя начальника УСЗН по г. Алапаевску, лишила его положенных по действующему законодательству льгот, а именно, не выдается сумма на приобретение бензина, текущий ремонт и обслуживание автомобиля, с ДД.ММ.ГГГГ он лишен суммы, предназначенной на проезд в пассажирском городском транспорте, не получает социальную поддержку, как инвалид войны. Климашин И. В. просит восстановить льготы и взыскать с Сысоевой О. М. причиненный ему материальный и моральный вред.

В процессе подготовки к судебному разбирательству в качестве соответчика был привлечен Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району, в последствии изменивший название на Территориальной отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району (далее ТОИОГВ УСП).

В судебном заседании истец Климашин И. В., уточняя исковые требования, просил взыскать с ТОИОГВ УСП единовременно ежемесячные пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> на проезд в пассажирском городском транспорте и по <данные изъяты> на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также единовременно компенсацию расходов за бензин и техническое обслуживание транспортных средств за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Истец указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет соответствующее удостоверение, так как проходил военную службу <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>. Ему с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивают пособия, которые он ранее получал своевременно. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ он считает незаконным. В его интересах постоянно выступала прокуратура. Он считает, что Сысоева как руководитель Управления социальной защиты лишила его указанных льгот как инвалида войны. Ему приходится постоянно обращаться в прокуратуру и суд, в связи с чем он испытывает нравственные страдания.

Ответчик Сысоева О. М. - начальник ТОИОГВ УСП иск Климашина И. В. не признала, указав, что решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удостоверение инвалида Отечественной войны, выданное Климашину И. В., признано недействительным. Суд обязал сдать Климашина И. В. указанное удостоверение. Взамен его ТОИОГВСО-УСЗН МСЗН СО по г. Алапаевску выдало бы Климашину И. В. другое удостоверение инвалида о праве на льготы. Сама она встречалась с Климашиным И. В. единожды ДД.ММ.ГГГГ, лично к ней истец претензий не предъявлял.

Представитель Шаньгина Е. Н. иск не признала и представила в суд подробный отзыв, где указала, что Климашин И. В. до ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем социальной поддержки в соответствии с Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-03 в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 567 рублей (как одиноко проживающий гражданин); ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 323 рубля в соответствии и ежегодной компенсации эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере 2137 рублей за 2010 год и в размере 2276 рублей за 2011 год.

С ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные социальные выплаты ответчиком были прекращены в связи с вступлением в силу решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворен встречный иск ТОИОГВСО - УСЗЫ МСЗН СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району о признании недействительным удостоверения инвалида Отечественной войны серии , выданного гр. Климашину И. В. городским отделом социального обеспечения ДД.ММ.ГГГГ. Суд обязал истца сдать указанное удостоверение в взамен на выдачу удостоверения инвалида о праве на льготы, на основании которого ему будут предоставляться меры социальной поддержки по Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановлению Правительства Свердловской области от 04.09.2008 № 904-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 12 июля 2008 года N 72-03 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» вместе с «Порядком назначения и выплаты ежемесячного пособия на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 8 части первой пункта 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-03 "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком истцу было направлено письмо с просьбой подойти в Управление с целью получения удостоверения инвалида о праве на льготы взамен ранее выданного ему удостоверения инвалида Отечественной войны, а ДД.ММ.ГГГГ письмо было направлено в адрес Климашина И. В. повторно. ДД.ММ.ГГГГ письмо еще раз было передано истцу через социального работника.

Истец отказывается сдавать удостоверение инвалида ВОВ и получать удостоверение инвалида о праве на льготы. В настоящее время меры социальной поддержки Климашину не предоставляются в связи с тем, что у него отсутствует документ, подтверждающий его право на меры социальной поддержки.

Самостоятельно ответчик не вправе возобновить представление указанных льгот, поскольку для выдачи удостоверения необходимо предоставить в ТОИОГВ УСП заявление, паспорт, фотографию и соответствующую справку МСЭ.

Заслушав стороны, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Климашин И. В., требуя с ответчика ТОИОГВ УСП выплаты компенсации сумм на приобретение бензина, текущий ремонт и обслуживание автомобиля за 2012 год, а также ежемесячных пособий на проезд в пассажирском городском транспорте и оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которых он лишен с февраля с. г., ссылался на наличие у него удостоверения инвалида Великой Отечественной войны, копию которого он предоставил в суд, поскольку проходил военную службу в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, Климашин И. В. исходил из того, что он приравнен по объему льгот и компенсаций к участникам Великой Отечественной войны.

Категории ветеранов классифицированы в федеральном законе РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», где предусмотрены и меры социальной поддержки ветеранам. Кроме этого, в части 3 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» указано, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В пунктах 3, 3-1,3-2 и 3-3 ст. 4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-03 "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» указано, что для инвалидов Великой Отечественной войны настоящим Законом Свердловской области устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области;

2) бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов.

Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия, указанного в подпункте 1 части первой настоящего пункта, а также порядок его индексации устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.

3-1. Для инвалидов Великой Отечественной войны настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных Правительством Свердловской области для семей и одиноко проживающих граждан.

Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия, указанного в части первой настоящего пункта, а также порядок его индексации устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.

3-2. Для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий I и II групп, имеющих транспортные средства и по состоянию на 1 января 2005 года получавших денежную компенсацию за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним либо состоявших на учете в органах социальной защиты населения в целях обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере 2137 рублей.

Порядок назначения и выплаты ежегодной компенсации, указанной в части первой настоящего пункта, а также порядок ее индексации устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.

3-3. Для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий III группы, имеющих транспортные средства, полученные ими бесплатно или приобретенные на льготных условиях, и по состоянию на 1 января 2005 года получавших денежную компенсацию за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним либо состоявших на учете в органах социальной защиты населения в целях обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, настоящим Законом Свердловской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере 2137 рублей.

Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 закона.

Статья 2 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 г.) содержит понятие Ветерана Великой Отечественной войны и в этой статье, приведен перечень лиц, кто относится к Ветеранам Великой Отечественной войны. В данный перечень не включены участники боевых действий в Северной Корее с территории Китая 1950 - 1953 гг.

Анализ положений федерального закона дает основание сделать вывод о том, что законодатель, наделяя ту или иную указанную в Законе "О ветеранах" категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Алапаевского городского суда от 15.12.2011, изготовленным в окончательной форме 19.12.2011, Алапаевскому городскому прокурору в иске в интересах Климашина И. В. о взыскании единовременной денежной выплаты было отказано, а встречный иск ТОИОГВСО - УСЗН МСЗН СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району о признании недействительным выданного Климашину И. В. удостоверения инвалида Отечественной войны - удовлетворен.

Решение суда, в связи с прекращением 24.01.2012 кассационного производства по представлению Прокурора, вступило в законную силу.

Климашин И. В. не отрицал в судебном заседании неоднократные предложения ТОИОГВ УСП о сдаче удостоверения инвалида ВОВ и получения им удостоверения инвалида о праве на льготы. Об указанном факте свидетельствуют письма ответчика, направленные истцу в период с января по май 2012 года.

Установленные судом обстоятельства дают основание для вывода о том, что истец Климашин И. В. не является инвалидом Великой Отечественной войны.

Таким образом, в удовлетворении иска Климашину И. В. о взыскании компенсации сумм на приобретение бензина, текущий ремонт и обслуживание автомобиля за ДД.ММ.ГГГГ, а также ежемесячных пособий на проезд в пассажирском городском транспорте и оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, по основаниям, указанным истцом, следует отказать.

Кроме этого, Климашин И. В. просил взыскать компенсацию морального вреда с ТОИОГВ УСП в размере <данные изъяты> и с Сысоевой О. М. <данные изъяты>, о чем он указал в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1099 кодекса основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Указанных обстоятельств по делу не установлено.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» содержится более подробный перечень неимущественных прав и нематериальных благ граждан, на которые может быть направлено посягательство. А именно под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право на авторство и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Таким образом, необходимыми условиями компенсации морального вреда являются его причинение гражданину и виновные действия или бездействия ответчика.

В обоснование требований о компенсации морального вреда Климашин И. В. ссылался на публикации в различных периодических изданиях средств массовой информации (л.д. 43-44, 47), где авторы указывали о необходимости повышения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны компенсаций и предоставления дополнительных льгот. Однако каких-либо достаточных и относимых доказательств, свидетельствующих о причинении истцу физических или нравственных страданий действиями ответчиков, Климашин И. В. в суд не представил.

При таких обстоятельствах в иске о взыскании компенсации морального вреда Климашину И. В. следует отказать.

Руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Климашину И. В. к Сысоевой О. М. и Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району о возмещении материального и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья                 С. Е. Пинягин