Решение по иску о признании незаконным постановления главы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Алапаевск                                                                                       03 октября 2012 года

Алапаевский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Киприяновой Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/2012 по иску

    

Васильевой Г. С. к Администрации МО город Алапаевска о признании незаконным постановления главы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец Васильева Г. С. обратилась с иском к ответчику - Администрации МО город Алапаевск о признании незаконным постановления главы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в своем заявлении просит обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдову участника Великой Отечественной войны.

Истец Васильева Г. С. в суд не явилась, о дне слушания извещена.

Представитель истца Васильевой Г. С.- Ветлугина М. С., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 18, являющаяся одновременно по делу третьим лицом, в суде указала, что ее мать является вдовой участника Великой Отечественной войны. До ДД.ММ.ГГГГ ее мать проживала <данные изъяты>. По состоянию здоровья Васильева Г. С. нуждалась в постороннем уходе. Чтобы ухаживать за матерью, обеспечивать ее продуктами и остальным необходимым, а также принести воды, истопить печь, прибрать в доме, помыть она длительный период ежедневно, а иногда 2 раза в день ездила <данные изъяты>. Дом, в котором жила Васильева Г. С. в <данные изъяты> был неблагоустроенным, ДД.ММ.ГГГГ постройки, с печным отоплением. Для того, чтобы не ездить ежедневно в <данные изъяты>, а также из-за опасения оставить мать одну, в связи с ее возрастом и наступлением зимнего периода, в семье было принято решение забрать мать в г. Алапаевск. Васильеву Г. С. перевезли в г. Алапаевск, позднее зарегистрировали в квартире <адрес>. Дом в <данные изъяты> пустовал, во избежание его разрушения, дом продали за <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что ее мать, как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на улучшение жилищных условий. С этой целью было получено удостоверение вдовы, ранее мать удостоверения не имела. При обращении в Администрацию города, с вопросом о постановке на учет для обеспечения жилья, ей ответили отказом со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, признав лицом, преднамеренно ухудшившим свои жилищные условия. Считает отказ незаконным, поскольку мать перевезена из <данные изъяты> по состоянию здоровья, а дом продан в связи со сложившимися обстоятельствами и отсутствием возможности поддерживать его в исправном состоянии. На денежную сумму от продажи дома приобрести жилье для Васильевой Г. С. невозможно. Привезя мать в свою квартиру, они ухудшили свои условия, <данные изъяты> в квартире только одна комната изолированная, проживает их сейчас в квартире 4, Васильеву Г. С. они поселили в изолированной комнате, сами втроем живут в проходной комнате. Ее мать не является совсем беспомощной, она может частично обслуживать себя, однако не может приготовить себе еду, выйти на улицу, в магазин. При предоставлении ее матери жилья в г. Алапаевске, она и ее супруг, который является пенсионером, смогут ежедневно ухаживать за ней, приходя к ней, обеспечивая ее всем необходимым.

Представитель ответчика администрации МО город Алапаевск Вихарева В.Л., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена. В суд представлен отзыв, в котором указано, что Администрация с иском не согласна, просит в удовлетворении иска отказать по ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. В отзыве содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.

Третье лицо Ветлугин В. В. в суд не явился, о дне слушания извещен, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие истца Васильевой Г. С., с участием ее представителя, а также в отсутствие представителя ответчика, третьего лица Ветлугина В. В.

Третье лицо Ветлугин В. Г. иск Васильевой Г. С. поддержал, указав, что Васильеву Г. С. было опасно оставлять одну, так как ее дом удален от других домов, по состоянию здоровья она не могла оставаться одна, дом продали, так как не могли его содержать.

Заслушав представителя истца, третье лицо Ветлугина В. Г., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Р Ф № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) участников войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 23.2 закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма установлены в ст. 51 ЖК РФ.

Нуждающимися в жилом помещении признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

По ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из представленной архивной справки, справки о заключении брака, свидетельства о смерти, удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 14, суд установил, что Васильева Г. С. является вдовой участника Великой Отечественной войны.

По уведомлению об отсутствии в ЕРП запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 27, сведений БТИ от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 61 Васильева Г. С. жилых помещений на праве собственности не имеет.

Согласно справке МКУ «Дирекция единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 13 Васильева Г. С. зарегистрирована в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ней зарегистрированы Ветлугина М. С. с ДД.ММ.ГГГГ, Ветлугин В. Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Ветлугин В. В. с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 6,7), выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25,26) собственниками жилого помещения <данные изъяты> являются Ветлугина М. С., Ветлугин В. Г. по 1/2 доле на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

По представленной технической информации на л. д. 8-11 усматривается, что жилое помещение по <данные изъяты> является двухкомнатной квартирой, общей площадью <данные изъяты>. В квартире 2 комнаты <данные изъяты> из которых одна <данные изъяты> изолированная.

Постановлением главы М О г Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м.

Таким образом, в настоящее время Васильева Г. С. является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет <данные изъяты> следовательно, Васильева Г. С. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписке, делу правоустанавливающих документов на л. д. 16, 17, 28-45 Ветлугина М. С., действуя за Васильеву Г. С., продала принадлежащий Васильевой Г. С. дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> за <данные изъяты> ФИО1

По техническому паспорту домовладения <адрес>, сведений БТИ от ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 50, 51, 61 следует, что это домовладение построено до ДД.ММ.ГГГГ не имеет благоустройства.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением администрации М О г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 5, Васильевой Г. С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине совершения сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Анализируя представленные доказательства, суд не может сделать однозначный вывод о том, что действия Васильевой Г. С. в связи с переездом и продажей дома в <данные изъяты> являются умышленными и недобросовестными действиями по намеренному приобретению права состоять на учете в качестве нуждающейся.

Судом установлено, что переезд Васильевой Г. С. и продажа дома вызваны сложившимися жизненными обстоятельствами - ее престарелым возрастом, состоянием здоровья, необходимостью постороннего ухода, отсутствием возможности следить за состоянием дома и содержать его.

На основании справок <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключения В К от ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 12, 63, 64 судом установлено, что Васильева Г. С. наблюдалась в <данные изъяты> и нуждалась в постоянном постороннем уходе, с ДД.ММ.ГГГГ наблюдается в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Васильева Г. С. заключением ВК признана нуждающейся в постоянном постороннем уходе, согласно записям в амбулаторной карте с апреля 2011 Васильева Г. С. нуждается в постоянном уходе, вследствие остаточных явлений <данные изъяты> проживать одна без постороннего ухода и помощи в неблагоустроенном жилом помещении не может.

При вынесении решения суд учитывает, что к моменту переезда Васильева Г. С. ДД.ММ.ГГГГ р. достигла возраста <данные изъяты>, имела тяжелые заболевания, по состоянию здоровья не могла проживать одна, содержать жилое помещение, что обусловило ее переезд.

Действия Васильевой Г. С. и ее родственников вызваны объективными уважительными причинами и не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, свидетельствующих о намерении ухудшении Васильевой Г. С. своих жилищных условий с целью признания нуждающейся.

Совокупностью исследованных доказательств факт намеренного ухудшения не подтвержден.

Достоверных доказательств того, что переезд Васильевой Г. С. к дочери и продажа дома произведены истцом исключительно в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся ответчиком не представлено.

Суд полагает, что положения ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий к Васильевой Г. С. применены быть не могут.

При таких обстоятельствах, постановление администрации М О г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Васильевой Г. С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не основано на нормах закона.

Исходя из изложенного, иск Васильевой Г. С. является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению, следует обязать Администрацию МО город Алапаевск принять Васильеву Г. С. - вдову участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Васильевой Г. С. к Администрации МО город Алапаевска о признании незаконным постановления главы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать постановление администрации М О г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Васильевой Г. С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не законным.

Обязать Администрацию МО город Алапаевск принять Васильеву Г. С. - вдову участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Председательствующий: