Решение по иску об оспаривании действий и взыскании социальной доплаты к пенсии.



Мотивированное решение изготовлено 15.10.2012 г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск

08 октября 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием истицы Костюк А.М.,

ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в лице представителя Татариновой О.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1183/2012 по иску

Костюк А. М. к ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об оспаривании действий и взыскании социальной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Костюк А.М. обратилась в суд с требованием к ГУ Управление пенсионного фонда России в <адрес> и <адрес> (далее - ГУ УПФР) об оспаривании бездействия выразившегося в невыплате с ДД.ММ.ГГГГ социальной доплаты к пенсии по старости до размера прожиточного минимума, а также о взыскании указанной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>.

В обоснование иска Костюк А.М. указала на то, что в указанный период ее пенсия составляла сумму менее величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом, поэтому она имеет право на получение указанной социальной доплаты к пенсии, но была незаконно лишена ее, в связи с чем истица просит взыскать невыплаченную доплату за указанный период и обязать выплачивать ее в будущем.

Представитель ГУ УПФР иск Костюк А.М. не признал, в связи с его необоснованностью, указав в возражение на иск на то, что истица при обосновании заявленного требования исходит из неверного понимания норм материального права.

Так представитель ответчика пояснил то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Костюк А.М., будучи пенсионером по старости и инвалидом <данные изъяты>, является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежный выплаты (ЕДВ), которые составляют общую сумму материального обеспечения пенсионера, которое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ превышало величину прожиточного минимума пенсионера, установленного законом.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает иск Костюк А.М. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Сторонами не оспаривается и судом установлено то, что Костюк А.М., являющейся пенсионером по старости и инвалидом <данные изъяты>, ГУ УПФР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (спорный период) ежемесячно выплачивал пенсию по старости и ЕДВ.

Стороны предоставили в суд сведения о выплаченной Костюк А.М. в спорный период пенсии и ЕДВ, из которых следует то, что спора о размере указанных выплат не имеется, так как предоставленные сторонами сведения не противоречат друг другу.

Истица, ссылаясь на то, что размер ее пенсии, без учета ЕДВ, в спорный период менее величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ВПМп), оспаривает то, что ГУ УПФР в указанный период не производил ей социальной доплаты к пенсии, без учета ЕДВ, до размера ВПМп.

Ответчик, в свою очередь, возражает против иска, в связи с тем, что социальная доплата к пенсии производится, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, в которую входят как пенсия по старости, так и ЕДВ, менее ВПМп, так как в спорный период общая сумма материального обеспечения Костюк А.М. превышала ВПМп, социальная доплата к пенсии истице не производилась.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изм.) с 01.01.2010 г. установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются, в том числе, суммы пенсий и ЕДВ.

Из указанных норм следует то, что право на получение социальной доплаты к пенсии имеют только пенсионеры, общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту их жительства. При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются денежные выплаты, которые назначены пенсионеру в соответствии с законодательством и включают в себя как сумму пенсии, так и ЕДВ.

В связи с этим, суд нашел то, что требование Костюк А.М. о праве на получение социальной доплаты к пенсии, без учета иных выплат, в том числе ЕДВ, не основано на законе.

В то же время, с учетом того, что истицей заявлено не только требование о праве на получение социальной доплаты к пенсии, но и о взыскании не полученной социальной доплаты к пенсии, суд считает необходимым проверить законность и обоснованность действий ГУ УПФР, которым в спорный период указанные выплаты не производились.

Согласно частям 4 и 5 указанной законодательством предусмотрены два вида социальной доплаты к пенсии - федеральная и региональная. При этом федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальными органами Пенсионного фонда РФ при условии, что общая сумма его материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания. Размер социальной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения данного пенсионера соответствовала величине прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства, но не превышала размер прожиточного минимума в целом по России.

Региональная социальная доплата к пенсии назначается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства или пребывания пенсионера в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания и если установленная в указанном субъекте РФ величина прожиточного минимума превышает размер прожиточного минимума пенсионера в целом по России. Размер региональной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера соответствовала величине прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном регионе.

В связи с тем, что иск Костюк А.М. заявлен только ГУ УПФР - плательщику федеральной социальной доплаты к пенсии и не заявлялся к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району - плательщику региональной социальной доплаты к пенсии, суд, исходя из пределов заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), проверяет только законность и обоснованность невыплаты федеральной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и п. 7 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ВПМп в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена:

на 2010 год в размере 4 780 рублей;

на 2011 год в размере 4 938 рублей;

на 2012 год в размере 5 343 рубля.

В спорный период материальное обеспечение Костюк А.М., включающее в себя сумму пенсии и ЕДВ, составляло:

с <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Как следует из установленных судом обстоятельств, Костюк А.М., получая в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальное обеспечение в виде пенсии по старости и ЕДВ, превышающее по размеру величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленную для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, права на получение указанной доплаты не имела, поэтому пенсионные права истицы не нарушены.

Суд, установив необоснованность требований Костюк А.М., считает, отказать ей в удовлетворении иска об оспаривании действий ГУ УПФР и взыскании социальной доплаты к пенсии.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Костюк А. М. в иске к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об оспаривании действий и взыскании социальной доплаты к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья:

Петрашов В.В.