Дело № 2-1161/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2012 года г. Алапаевск Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пинягина С. Е., с участием: помощника Алапаевского городского прокурора Хитрина А. С., представителя ответчика Агаева А. А., при секретаре Долгоруковой М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обществу с ограниченной ответственностью «Вусал» о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Вусал» о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В обосновании требований указано, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что ООО «Вусал» не в полной мере соблюдаются требования законодательства об охране труда. В ст. 22, ч. 9 ст. 212 и ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что на работодателя возложена обязанность по аттестации рабочих мест по условиям труда, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с пунктом 4 Приложения к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации № 342н от 26.04.2011 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовой формы» аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях опасного производства создает угрозу повышенного производственного травматизма. В судебном заседании прокурор Хитрин А. С. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду пояснил, что в соответствии с частью 4 статьи 353 Трудового кодекса российской Федерации, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Данный иск подан Алапаевским городским прокурором в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые поступят на работу в будущем в организацию ООО «Вусал». Он лично проводил проверку на предприятии ответчика ДД.ММ.ГГГГ. На пилораме работали 4 человека. За отсутствие аттестации рабочих мест директор ООО «Вусал» Агаев А. ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Наказание исполнено. Аттестацию рабочих мест следует провести до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Агаев А. А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что аттестация рабочих мест по условиям труда действительно на предприятии не проводилась. В ООО «Вусал» нет штатного расписания, с ДД.ММ.ГГГГ наемных работников нет, все уволились по собственному желанию. Он является единственным учредителем и директором предприятия и намерен в ближайшее время ликвидировать ООО «Вусал», поскольку леса нет, работать невозможно. Он теперь купил новое предприятие в г. Н. Тагиле, где и осуществляет предпринимательскую деятельностью. ООО «Вусал» больше не будет работать, осталось только оплатить долги по обязательным платежам и он подаст заявление в налоговую инспекцию на ликвидацию предприятия. Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (статьи 209, 220 кодекса), а работодатель обязан обеспечивать безопасность и условии труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 кодекса). В числе прочих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (пункт 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 342н от 26.04.2011 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовой формы» (далее Порядок). Согласно пункту 1 главы 1 Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (пункт 2 Порядка). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п. 4). Согласно п. 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 5) ООО «Вусал» поставлено на учет в налоговом органе ИМНС России по г. Алапаевску и Алапаевскому району ДД.ММ.ГГГГ. Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в ООО «Вусал», по результатам которой выявлено, что на предприятии ответчика аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Данный факт нашел подтверждение в судебном заседании и не оспаривался представителем ответчика. Вместе с тем, решением учредителя ООО «Вусал» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием материалов, принято решение прекратить деятельность организации с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа директора работники предприятия: <данные изъяты> уволены с работы по собственному желанию. На момент рассмотрения дела наемных работников на предприятии ООО «Вусал» не имеется. Данный факт представителем истца не оспаривался. Представленные в суд ответчиком отчеты в налоговой орган за ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что работа на предприятии не проводилась, отчислений по обязательным платежам по социальному страхованию не было. Однако должность директора предприятия существует, ее занимает учредитель Агаев А. А., поэтому данное рабочее место подлежит аттестации по условиям труда. Кроме этого, прокурор в судебном заседании просил возложить обязанность проведения аттестации еще трех рабочих мест. Требования прокурора в указанной части не мотивированы. Какие конкретно рабочие места требуется аттестовать, прокурором не указывалось. По смыслу статей 209-212 Трудового кодекса Российской Федерации на предприятии должны быть аттестованы рабочие места, занятые либо вакантные. Однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в ООО «Вусал» имеются еще рабочие места кроме директора, прокурором не представлено. Суд считает, что исковые требования Алапаевского городского прокурора к ООО «Вусал» о возложении обязанности проведения аттестации одного рабочего места - директора предприятия по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку в соответствии с действующим законодательством прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести за счет ответчика. В соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу, то есть по одному неимущественному требованию в интересах неопределенного круга физических лиц составляет 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Алапаевского городского прокурора удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вусал» провести аттестацию одного рабочего места по условиям труда в срок до 01 февраля 2013 года. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вусал» в бюджет государства Российской Федерации государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Алапаевский городской суд. Председательствующий Решение изготовлено 19 октября 2012 года на компьютере. Судья С. Е. Пинягин