РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 г.
Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,
при секретаре Гоголевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рощектаева Д.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о предоставлении жилого помещения,
установил:
Рощектаев Д.Н., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, обратился с иском к указанным ответчикам о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Алапаевске по существующим нормативам за счет средств бюджета Свердловской области.
Истец предъявил первоначально требование к Министерству строительства и капитального развития Свердловской области, которое к моменту разрешения иска именуется как Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. По удовлетворенному письменному заявлению истца судом была привлечена в качестве соответчика Администрация муниципального образования "Город Алапаевск".
В обоснование иска Рощектаев Д.Н. указал, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и до совершеннолетия находился под опекой бабушки с 1992 г. по 2005 г. За ним было закреплено жилое помещение в <адрес>, которое давно находится в состоянии непригодном для проживания. С 2005 г. по 2007 г. он проходил службу в рядах Российской Армии, вернувшись стал проживать в квартире бабушки в <адрес>. В этой квартире он просто зарегистрирован, права на проживание в ней не имеет, доли в квартире не имеет. Своего жилого помещения у него нет.
Истец полагает, что в соответствии с федеральным законодательством, предполагающим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением по достижении совершеннолетия, ответчики обязаны обеспечить его жилым помещением.
От ответчика администрации муниципального образования "Город Алапаевск" поступил отзыв о рассмотрении дела без участия своего представителя и об отказе в иске, так как истец жилым помещением обеспечен, не является нуждающимся, в связи с чем не может рассчитывать на получение такой меры социальной поддержки как предоставление жилого помещения детям-сиротам.
В отзыве Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" содержится просьба о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В отзыве указано на то, что в соответствии федеральным законодательством такая категория лиц, к которой отнесен истец, обеспечивается жилым помещением органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" не является органом исполнительной власти и перед истцом не имеет обязательства по предоставлению жилого помещения. За Рощектаевым Д.Н. было закреплено жилое помещение, но отсутствуют документы, подтверждающие в установленном порядке признание его непригодным
для проживания. По муниципальному образованию "Город Алапаевск" 197
граждан такой категории достигшие 18-летнего возраста состоят в
списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права лиц уже состоящих в таком списке. Права истца со стороны СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" не нарушены, поэтому в удовлетворении иска ему следует отказать.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономарева С.А. в судебное заседание не прибыла, представила отзыв о рассмотрении дела без ее участия и просила отказать в иске к Министерству, так как обеспечение жильем Рощектаева
Д.Н. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные положения содержались ранее так же в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период постановки истца на учет в органе местного самоуправления на получение жилого помещения. Таким образом, федеральное законодательство, действовавшее как до ДД.ММ.ГГГГ, так и действующее после этой даты прямо гарантирует право указанной категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона N.159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец Рощектаев Д.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как отец у него юридически отсутствует, а мать умерла в апреле 1992 г.
Постановлением Главы администрации г. Алапаевска N.300 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была назначена его опекуном и за ним была закреплена квартира в <адрес>.
Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ квартира в <адрес> находится в муниципальной собственности и числится в списке аварийного жилья с ДД.ММ.ГГГГ
Актом N.13 от ДД.ММ.ГГГГ было проведено комиссионное обследование дома по <адрес> в <адрес> и установлено, что дом ветхий, имеет износ около 75%; принято решение о том, что дому требуется поддерживающий ремонт.
Однако, решения о признании квартиры в <адрес> несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленных Постановлением Правительства РФ N.47 от 28 января 2006 г., не принималось.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Главы муниципального образования "Город Алапаевск" от 24 октября 2005 г. N.1309 установлена учетная норма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
По сообщениям Алапаевского филиала СОГУП "Областной государственный центр инвентаризации и регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Рощектаева Д.Н. находится 1/3 доля четырехкомнатной квартиры в <адрес>.
Общая площадь квартиры составляет 72,5 кв.м., следовательно, на долю истца приходится 24,23 кв.м. (72,7 : 3). Он обеспечен общей площадью жилого помещения, установленной в муниципальном образовании.
При таких обстоятельствах, Рощектаев Д.Н. не имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета и в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в иске Рощектаева Д.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о предоставлении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через суд его вынесший.
Судья Алапаевского суда А. А. Колесников.