РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 13 апреля 2011 года
Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Бузань Ж.В.,
при секретаре Долгоруковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Чечулиной А.Н. к Администрации муниципального образования Алапаевское о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ
Алапаевский городской прокурор обратился с иском к администрации муниципального образования Алапаевское, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, в интересах Чечулиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Чечулиной А.Н. жилое помещение и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское.
В первоначальном исковом заявлении он просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования Алапаевское, распределить приобретенное жилое помещение Чечулиной А.Н., а администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Чечулиной А.Н. по договору социального найма.
В уточненном исковом заявлении Алапаевский городской прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Алапаевское предоставить жилое помещение Чечулиной А.Н. по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета органа исполнительной власти - бюджета Свердловской области.
В обоснование иска указано, что Чечулина А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Она не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещение вне очереди по договору социального найма администрацией муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области.
Представитель отдела опеки и попечительства ТОИОГВСО - УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району Власенко А.Г. требования прокурора поддержала. Предоставила отзыв из которого следует, что ТОИОГВСО-УСЗН МСЗНСО по г.Алапаевску и Алапаевскому району, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, рассмотрев исковое заявление Алапаевского городского прокурора о предоставлении жилого помещения Чечулиной А.Н., составил настоящее заключение о нижеследующем. Чечулина А.Н., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать умерла, отец лишен родительских прав, впоследствии умер. Чечулина А.Н состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации МО «Алапаевское». По окончании Алапаевского профессионального лицея жилое помещение ей не было предоставлено. В настоящее время она проживает временно в <адрес>. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: -детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В судебном заседании Чечулина А.Н. поддержала требования прокурора и просит предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам, по норме предоставления жилых помещений в муниципальном образовании.
В обоснование иска Чечулина А.Н. пояснила, что она осталась без попечения родителей. Находилась в детском приюте «Ласточка» <адрес>, проживала около 10 лет в Хабарчихинском филиале «Верхнесинячихинского детского дома» на полном государственном обеспечении. В 2003 году она была выпущена из детского дома и зачислена в ГОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей» и проживала в общежитии Лицея. Жилое помещение за ней закреплено не было. В детском доме узнала, что ее мать умерла, отец был лишен родительских прав и в последствии тоже умер. При выпуске из лицея ей жилье не предоставили, в настоящее время она проживает временно по <адрес>, с ребенком. Жилое помещение на постоянной основе ей не предоставлялось.
Представитель администрации муниципального образования Алапаевское Змеева О.Е. в судебное заседание не явилась, но в подготовительном судебном заседании поясняла, что Чечулина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента рождения проживала с родителями в <адрес>. Так как отец находился в местах лишения свободы, а мать не исполняла свои родительские обязанности Чечулину А.Н. поместили в детский приют «Ласточка» п. Махнёво, жилого помещения за ней не было закреплено. После этого она проживала в течении 10 лет в Хабарчихииском филиале «Верхнесинячихинского детского дома» на полном государственном обеспечении, где она узнала, что её мать и отец умерли. В 2003-году истица была выпущена из детского дома и зачислена в ГОУ НПО СО «Алапаевский профессиональный лицей» («АПЛ»), где обучалась до 2005 года находясь на полном государственном обеспечении и проживая в общежитии. В настоящее время временно проживает по <адрес>. Чечулина А.Н. состоит во внеочередном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения по муниципальному образованию за №. Списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений формируются Администрацией МО Алапаевское, утверждаются и направляются с сопроводительным письмом за подписью главы МО Алапаевское в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, затем Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства формирует адресный перечень жилых помещений, на что администрация МО Алапаевское предоставляет предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Представитель согласна с требованием о возложении обязанности на муниципальное образование по представлению жилого помещения Чечулиной А.Н. за счет средств бюджета Свердловской области.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание Пономарева С.А. не явилась, представила отзыв с просьбой о рассмотрении дела без ее участия и просила отказать в иске к Министерству, так как обеспечение жильем Чечулиной А.Н. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
В отзыве указано на то, что Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения <адрес>, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры <адрес>, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Постановлением <адрес> утвержден порядок обеспечения в 2011 - 2015 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляются в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Третье лицо представитель Правительства Свердловской области Иванова Е.С. в судебное заседание не явилась, представила отзыв с просьбой о рассмотрении дела без ее участия указала, что согласно ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В связи с вышеуказанными положениями Закона, Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает, составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1995г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»), а также, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. № 1631- ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с законом Свердловской области от 26.11.2010г. № 100-03 «Об областном бюджете на 2011 год», на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств, бюджетных ассигнований на 2011 год предусмотрено 350 ООО тысяч рублей (Приложение 4 «Свод расходов областного бюджета», строка 991, Закон № 100-03). Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. № 84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления.
Исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением администрации МО Алапаевское от 17.02.2009г. №69, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования Алапаевское, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 14 кв.м общей площади на одного человека. Установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципальное образования Алапаевское, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.
Из постановления администрации МО Алапаевское от 26.04.2010 г. №211 следует, что утвержден список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по МО Алапаевское, в который входит внеочередной список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно договора найма жилого помещения маневренного фонда МО Алапаевское № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом МО Алапаевское предоставил Чечулиной А.Н. во владение и пользование изолированное жилое помещение находящееся в муниципальной собственности по адресу <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ №.
Справка № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Алапаевское подтверждает, что Чечулина А.Н. состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного фонда социального использования по Администрации муниципального образования Алапаевское (постановление Главы Алапаевского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №). В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда социального использования по муниципальному образованию Алапаевское состоит под номером 29.
Согласно свидетельства о рождении (11-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ) Чечулина А.Н. имеет на иждивении дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно Списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существующего в муниципальном образовании Алапаевское в настоящее время, Чечулина А.Н. состоит в нем под № 47, встала на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки филиала «Алапаевского БТИ и РН» от 24.003.2011г. №, и уведомления УФРС от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведений о наличии в собственности Чечулиной А.Н. недвижимого имущества нет.
Представленные доказательства подтверждают право Чечулиной А.Н. на получение во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 и ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан из федерального жилищного фонда или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
Федеральным Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. иной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан не предусмотрен.
Такой порядок предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации - Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 г. № 646-ПП был утверждении Порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с таким Порядком органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения после получения таких сведений от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.11,12).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" с 1 января 2010 г. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является лишь распорядителем бюджетных средств для обеспечения жильем лиц, которые включены муниципальным образованием в список нуждающихся лиц указанной категории. Решение об обоснованности предоставления жилого помещения и нуждаемости указанное Министерство не принимает.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного уточненного требования о предоставлении Чечулиной А.Н., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрации муниципального образования Алапаевское, то есть по месту учета Чечулиной А.Н. в качестве нуждающейся, а финансирование обязательства должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области.
Согласно ч.5 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ N.69 в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью, в том числе состоящей из одного человека.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Свердловской области предоставить Чечулиной А.Н. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м., расположенное в муниципальном образовании Алапаевское (муниципальном образовании, в состав которого входит рабочий поселок Верхняя Синячиха), отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Чечулиной А.Н. к Администрации муниципального образования Алапаевское удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Алапаевское за счет средств бюджета Свердловской области предоставить Чечулиной А.Н. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратным метров в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через суд его вынесший.
Судья Алапаевского суда Ж.В. Бузань