Решение по заявлению Агаевой Л.Ю. об оспаривании действий начальника ОУФМС Росси по Свердловской области в Алапаевском районе



Дело №2-335/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Алапаевск 29 марта 2011 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

с участием:

заявителя – Агаевой Л.Ю.к,

представителя заявителя – Агаева Я.Д.,

при секретаре Баянкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Агаевой Л.Ю.к Юнус кызы об оспаривании действий начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не,

УСТАНОВИЛ:

Агаева Л.Ю.к обратилась в суд с заявлением, в котором оспаривает действия начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. по отказу в регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации и просит обязать должностное лицо продлить срок временного пребывания на территории Российской Федерации до 90 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование требования Агаева Л.Ю.к и ее представитель – Агаев Я.Д. в судебном заседании пояснили, что заявитель является гражданином республики Азербайджан и прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, а в г.Алапаевск Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Агаева Л.Ю.к обратилась в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не с заявлением о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации, однако, получила отказ, в связи с нарушением ею правил миграционного учета. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агаевой Л.Ю.к начальником ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого заявитель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело возвращено в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не на новое рассмотрение, а в последующем прекращено, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. При обращении Агаевой Л.Ю.к вновь в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не, заявитель ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет, со сроком временного пребывания на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом ее нахождения на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, Агаева Л.Ю.к полагает, что необоснованный отказ начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. в регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации и привлечение ее к административной ответственности, нарушили права заявителя, которая лишена была возможности свободно передвигаться и выбирать место пребывания, а также оформления документов для получения разрешения для временного проживания. Поскольку в компетенцию начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не входит принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то Агаева Л.Ю.к просит возложить на должностное лицо обязанность по продлению срока временного пребывания на территории Российской Федерации до 90 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Начальник ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харлова Л.Н., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

Заслушав объяснения заявителя – Агаевой Л.Ю.к, представителя заявителя – Агаева Я.Д., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст. 398 Гражданского процессуального кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

В соответствии с ч.1,3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с ч. 1,3,4 ст. 5 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Начальник ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не является должностным лицом, его действия (бездействие) могут быть обжалованы в указанном порядке, поэтому Агаева Л.Ю.к вправе обратиться в суд с таким заявлением, поскольку полагает, что нарушены ее права.

В соответствии с ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, должностным лицом не представлено суду доказательств, подтверждающих правомерность отказа в регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1, п.2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( в редакции федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действующей на момент прибытия Агаевой Л.Ю.к на территорию Российской Федерации) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Как следует из объяснений заявителя и ее представителя, миграционной карты № Агаева Л.Ю.к прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, а в г.Алапаевск Свердловской области, в который она следовала для временного пребывания ДД.ММ.ГГГГ

В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Агаева Л.Ю.к обратилась в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не с заявлением о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации, однако, получила отказ, в связи с нарушением ею правил миграционного учета.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агаевой Л.Ю.к начальником ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого заявитель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело возвращено в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не на новое рассмотрение, а в последующем прекращено, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

При обращении Агаевой Л.Ю.к вновь в ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не, заявитель ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет, со сроком временного пребывания на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом ее нахождения на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, по мнению суда, отказ начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. в регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации и привлечение ее к административной ответственности, нарушили права заявителя, которая лишена была возможности свободно передвигаться и выбирать место пребывания, а также оформления документов для получения разрешения для временного проживания.

Поскольку в компетенцию начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не входит принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то суд, при недоказанности должностным лицом обстоятельств, подтверждающих правомерность отказа в регистрации иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации, считает необходимым возложить на должностное лицо обязанность по продлению срока временного пребывания Агаевой Л.Ю.к на территории Российской Федерации до 90 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Агаевой Л.Ю.к Юнус кызы об оспаривании действий начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не, удовлетворить.

Признать действия начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харловой Л.Н. по отказу в регистрации иностранного гражданина – Агаевой Л.Ю.к Юнус кызы, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина р. Азербайджан, по месту пребывания на территории Российской Федерации, незаконными.

Обязать начальника ОУФМС России по Свердловской области в Алапаевском р-не Харлову Л.Н. продлить срок временного пребывания Агаевой Л.Ю.к Юнус кызы, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина <адрес>, на территории Российской Федерации до 90 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

Судья Е.В. Кокшаров