Решение по иску Алапаевскго городского прокурора в интересах РФ к главе администрации Махневского МО о признании бездействия незаконным, возложении обязанности прекратить действие трудового договора с главой Таежной сельской администрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 апреля 2011 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., с участием прокурора Арзамасцевой Л.В., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Алапаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к главе администрации Махнёвского муниципального образования Бузань Н.Д. о признании бездействия незаконным, признании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации муниципального образования Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключенным с нарушением обязательных правил его заключения, возложении обязанности прекратить действие трудового договора с главой Таежной сельской администрации Золотаревым А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к главе администрации Махнёвского муниципального образования Бузань Н.Д. о признании бездействия незаконным, признании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации муниципального образования Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключенным с нарушением обязательных правил его заключения, возложении обязанности прекратить действие трудового договора с главой Таежной сельской администрации Золотаревым А.В. В обоснование иска указал, что Алапаевской городской прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе при поступлении граждан на муниципальную службу, ее прохождении и прекращении, в ходе которой установлен ряд нарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ от 2.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ч.2 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 года № 136-ОЗ “Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области” принято решение Думы Махневского МО № 179 от 27.08.2009 года “Об установлении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в Махневском муниципальном образовании”. Согласно ст. 2 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к главным должностям муниципальной службы, требуется среднее профессиональное образование, наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стажа работы по специальности не менее пяти лет. Должность муниципальной службы – глава Таежной сельской администрации, которая в соответствии с должностной инструкцией главы территориального органа, а также в соответствии с решением Думы Махневского МО от 29.10.2008 года № 34 “Об установлении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Махневского МО”, относится к главным должностям муниципальной службы, замещает Золотарев А.В., не имеющий среднего профессионального образования. Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключен между администрацией Махневского муниципального образования в лице главы Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. после вступления в силу ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ “О муниципальной службе в РФ”, Закона Свердловской области от 29.10.2007 года № 136-ОЗ “Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области”, решения Думы Махневского МО № 179 от 27.08.2009 года “Об установлении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в Махневском МО”. Следовательно, на момент заключения указанного договора были нарушены требования вышеуказанного законодательства о необходимости наличия у лица, претендующего на замещение главной должности муниципальной службы среднего профессионального образования, что является основанием для прекращения трудового договора. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. В силу ч.1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. В связи с выявленными нарушениями Алапаевским городским прокурором в адрес главы администрации Махневского МО Бузань Н.Д. ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства о муниципальной службе. На данное представление ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, из которого следует, что Золотарев А.В. принят по срочному трудовому договору до ДД.ММ.ГГГГ, в январе 2011 года планируется территорию <адрес> присоединить к территории <адрес>, на этих территориях будет один глава – ФИО5 Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ с Золотаревым А.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым трудовой договор с Золотаревым А.В. заключен на определенный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом этого бездействие главы администрации Махневского МО Бузань Н.Д. является незаконным, влекущим нарушение интересов Российской Федерации, как правового государства, обеспечивающего верховенство закона на всей территории Российской Федерации, что в свою очередь создает препятствие к осуществлению неопределенным кругом лиц прав и свобод на равный доступ к муниципальной службе. Алапаевский городской прокурор просит признать бездействие главы администрации Махнёвского муниципального образования Бузань Н.Д. незаконным, признать трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации муниципального образования Бузань Н.Д. и муниципальным служащим Золотаревым А.В. заключенным с нарушением установленных федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» обязательных правил его заключения, обязать главу администрации Махневского МО Бузань Н.Д. прекратить трудовой договор с главой Таежной сельской администрации Золотаревым А.В.

В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора Арзамасцева Л.В. настаивает на удовлетворении иска в полном объеме, в дополнение пояснила, что главным в данной ситуации является соблюдение требований закона, которым установлены квалификационные требования к главе сельской администрации, в данном случае нарушены права граждан на территории Махневского МО, которые имеют среднее профессиональное образование и право быть назначенными главой сельской администрации. Главой администрации Махневского МО могла быть использована практика возложения обязанности главы на главу другой сельской администрации.

Представитель ответчика главы администрации Махневского МО Бузань Н.Д. по доверенности Шарифзянова Е.В. исковые требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что администрацией Махневского МО неоднократно проводились конкурсы на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации. Данные конкурсы признаны несостоявшимися по причине отсутствия претендентов, отвечающих квалификационным требованиям. Поскольку проведенные конкурсы результатов не дали, а Таежная сельская администрация не может существовать без главы, было принято решение о приеме на указанную должность Золотарева А.В. по срочному трудовому договору, о чем издано распоряжение №-к от ДД.ММ.ГГГГ. На момент поступления на муниципальную службу Золотарев А.В. имел среднее (полное) общее образование и заочно обучался в ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» - филиале УрФУ в г. Алапаевске на 1 курсе по специальности «Менеджмент организации». За время работы в должности главы Золотарев А.В. зарекомендовал себя с положительной стороны как хороший хозяйственник, отлично справляется с должностными обязанностями главы сельской администрации, ответственный и исполнительный, своевременно и качественно решает проблемы жителей подведомственной территории. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность населения, проживающего на территории, подведомственной Таежной сельской администрации, составляет 240 человек, из них 59,6% трудоспособного населения. Среднее профессиональное либо высшее образование имеют только шесть человек. При такой низкой численности населения сложно найти кадры, отвечающие требованиям, установленным ч.2 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 года № 136-ОЗ “Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области”. Кроме того, до назначения на должность главы Золотарев А.В. являлся генеральным директором ООО «Лестэк», то есть занимал руководящую должность на протяжении более 7 лет, что соответствует требованиям, предъявляемым к стажу работы по специальности – не менее пяти лет. Пос. Таежный является труднодоступной и значительно удаленной территорией, автомобильное сообщение с данным поселком имеется только летом, в основном железнодорожное сообщение, с учетом этого невозможно возложить обязанности главы на другого главу сельской администрации без того, чтобы были нарушены интересы местного населения. После заключения трудового договора с Золотаревым А.В. вопросы местного значения решаются надлежащим образом, с января 2011 года в поселке открыта своя больница, Золотарев А.В. на личном транспорте на безвозмездной основе осуществляет доставку врачей от железнодорожной станции до больницы. Населением поселка в поддержку Золотарева А.В. как главы сельской администрации собраны многочисленные подписи. Замещение Золотаревым А.В. должности главы Таежной сельской администрации не нарушает принципы муниципальной службы, определенные в ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований Алапаевского городского прокурора в полном объеме.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Золотарев А.В. пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность главы Таежной сельской администрации, в данной должности работает до настоящего времени. Образование имеет среднее, обучается в высшем учебном заведении. Население в <адрес> малочисленное, жителей, имеющих высшее либо среднее профессиональное образование, практически нет. Он справляется со своими обязанностями как глава, от населения поселка не поступало никаких жалоб на его работу. Всю свою жизнь он прожил в <адрес>, хорошо знает население. До поступления на муниципальную службу имел продолжительный опыт работы руководителем предприятия, был директором <данные изъяты> с 1999 года по 2003 года, генеральным директором с 2003 до августа 2010 года. Оставляет решение по делу на усмотрение суда.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст.13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Согласно ч.2 ст.8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 года № 136-ОЗ “Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области”, квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и государственной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются в пункте 2 настоящей статьи в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Законом Свердловской области от 20.05.2008 года № 28-ОЗ Алапаевское муниципальное образование разделено на муниципальное образование, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево, и муниципальное образование, в состав территории которого входит рабочий поселок Верхняя Синячиха. Законом установлено, что разделение завершается ДД.ММ.ГГГГ.

Уставом Махневского муниципального образования, утвержденного Решением Думы муниципального образования, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево, от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что в структуру местной Администрации Махневского МО входят территориальные органы – сельская или поселковая администрация местной Администрации.

Согласно Положения о Таежной сельской администрации Администрации муниципального образования, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево с правами юридического лица, Таежная сельская администрация осуществляет полномочия местной Администрации по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом МО и Положением о Таежной сельской администрации, нанимателем для муниципальных служащих в Таежной сельской администрации является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет глава местной администрации или лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением №-к от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Махневского МО Бузань Н.Д. Золотарев А.В. назначен на должность главы Таежной сельской администрации и принят на муниципальную службу с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 46).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключен трудовой договор №, согласно условиям которого муниципальный служащий Золотарев А.В. поступает на муниципальную службу на должность главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского МО, договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 47-50).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации Махневского МО Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым абзац 2 пункта 21 раздела 4 стороны согласовали в редакции: трудовой договор заключается на определенный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 52).

Решением Думы муниципального образования, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево, от ДД.ММ.ГГГГ № установлены должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево, согласно которому должность главы сельской (поселковой) администрации относится к главным должностям муниципальной службы, устанавливаемых в местной администрации, отраслевых и территориальных органах местной администрации для обеспечения исполнения их полномочий (л.д. 20-21).

Решением Думы Махневского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ установлены Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в Махневском муниципальном образовании, в соответствии с которыми для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к главным должностям в муниципальном образовании требуется наличие среднего профессионального образования, стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стаж работы по специальности не менее пяти лет (л.д. 22-23).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Золотарев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначенный на должность главы Таежной сельской администрации, не имеет высшего и среднего профессионального образования. Он имеет полное среднее образование, что подтверждается аттестатом о среднем (полном) общем образовании № ( л.д. 56-58).

С ДД.ММ.ГГГГ Золотарев А.В. является студентом 1 курса ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ) по специальности «Менеджмент организации», что подтверждается договором № об оказании образовательных услуг и справкой ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (филиал УрФУ в г. Алапаевске) от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 59-62).

В судебном заседании также установлено, что Золотарев А.В. имеет стаж руководящей работы в должности директора, генерального директора юридического лица с 1999 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Лестэк», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, генеральным директором значится Золотарев А.В., в материалах дела также имеется решение единственного участника ООО «Лестэк» от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Золотарева А.В. на должность генерального директора общества ( л.д. 98-127). Как следует из налоговых деклараций за период с 2005 по 2010 гг., деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с за 2006-2009 гг., данные документы подписаны Золотаревым А.В. как руководителем ООО «Лестэк» ( л.д. 129-164). В судебном заседании стороны не оспаривали, что Золотарев А.В. осуществлял полномочия генерального директора ООО «Лестэк» сроком более пяти лет.

Как следует из характеристики, данной Золотареву А.В. главой администрации Махневского муниципального образования Бузань Н.Д., за время работы в должности главы Таежной сельской администрации Золотарев А.В. зарекомендовал себя с положительной стороны как хороший хозяйственник, он отлично справляется с должностными обязанностями главы сельской администрации, своевременно и качественно решает проблемы жителей подведомственной территории, население поселка относится к Золотареву А.В. с уважением ( л.д. 63).

Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что, несмотря на непродолжительный стаж муниципальной службы, глава Таежной сельской администрации Золотарев А.В. успешно выполняет свои служебные обязанности в полном соответствии с Положением о Таежной сельской администрации, должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ №, а в настоящее время должностной инструкцией № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16).

Успешное решение вопросов местного значения подтверждается положительным отзывом населения поселка о работе Золотарева А.В. в должности главы Таежной сельской администрации( л.д. 64), публикацией в газете «Махневский вестник» за январь 2011 года, где жители <адрес> и <адрес> выразили большую благодарность главе <адрес> Золотареву А.В., принимавшему участие в организации зимней дороги от <адрес> до <адрес> ( л.д. 200). О неравнодушии Золотарева А.В., замещающего должность главы сельской администрации, к решению проблем местного населения свидетельствует и то, что он на безвозмездной основе оказывает услуги по доставке своим личным транспортом медицинских работников ОВП № от станции <адрес> до <адрес> на основании договора с МУЗ « Махневская районная больница» ( л.д. 201-202).

Кроме того, как установлено в судебном заседании, на замещение должности главы Таежной сельской администрации проводилось два конкурса.

Так, Постановлением администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ за № объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского муниципального образования, проведение конкурса назначена на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 65)

Указанное Постановление администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ № и объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации были опубликованы в приложении «Муниципальный вестник» (выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ) к газете «Алапаевская искра» № 57, в газете Алапаевская искра № 58 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 165-166, 195)

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского МО № от ДД.ММ.ГГГГ, на замещение вакантной должности документы представила ФИО9, комиссия установила, что документы, необходимые для участия в конкурсе, ФИО9 представила не в полном объеме. По результатам заседания конкурсная комиссия постановила отказать ФИО9 в допуске к участию в конкурсе в связи с предоставлением документов не в полном объеме ( л.д. 66).

В газете «Алапаевская искра» № 70 в специальном приложении «Муниципальный вестник» (выпуск № 17 от 01.07.2010 года) опубликовано Постановление администрации Махневского муниципального образования № 444 от 30.06.2010 года «О результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского муниципального образования», в котором сообщалось о признании конкурса на замещение вакантной должности несостоявшимся ( л.д. 197).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Махневского муниципального образования издано Постановление № «О проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского муниципального образования», которым объявлен повторный конкурс и проведение повторного конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 67-69).

Постановление администрации Махневского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ и объявление о приеме документов для участия в повторном конкурсе опубликованы в специальном приложении к газете «Алапаевская искра» № «Муниципальном вестнике» (выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 198)

Постановлением администрации Махневского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ повторный конкурс, объявленный постановлением администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского муниципального образования», признан несостоявшимся ( л.д. 70) в связи с отсутствием кандидатов, соответствующих квалификационным требованиям к вакантной должности главы Таежной сельской администрации.

Из указанных документов видно, что конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации Администрации Махневского муниципального образования проведен в соответствии со ст. 17 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Махневском муниципальном образовании, утвержденном Решением Думы Махневского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N 122.

Учитывая, что в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой был объявлен конкурс, представитель работодателя принял правомерное решение о назначении на вакантную должность Золотарева А.В., обратившегося с личным заявлением о назначении на должность главы Таежной сельской администрации.

Из материалов дела видно, что численность населения в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 240 человек. Из числа всех жителей <адрес> имеют высшее либо среднее профессиональное образование шесть человек, что подтверждается пояснениями представителя ответчика и предоставленными суду копиями дипломов об образовании ( л.д. 91-97). Все эти лица не имеют стажа государственной или муниципальной службы и стажа работы на руководящих должностях за исключением ФИО10, стаж муниципальной службы у которой составляет 2 года. Более того, никто из этих граждан не принял участие в конкурсе на замещение вакантной должности и не обратился с заявлением о назначении на должность главы Таежной сельской администрации. Выпиской из штатного расписания Таежной сельской администрации подтверждается, что в е структуру входят два муниципальных служащих – глава сельской администрации и делопроизводитель ( л.д. 89-90), последняя также не претендовала на занятие должности главы сельской администрации, не имеет соответствующего образования, является пенсионером по возрасту.

Согласно ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части 1 статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях, в том числе отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

По прямому указанию данной нормы Закона увольнение муниципального служащего, не имеющего образования, соответствующего установленным квалификационным требованиям, следует в случае, если отсутствие такого образования исключает возможность продолжения работы на данной должности.

Суд полагает, что наличие высшего либо среднего профессионального образования не является самоцелью, а преследует задачу повышения профессионального уровня муниципальных служащих.

По мнению суда, если муниципальный служащий успешно справляется со своими профессиональными обязанностями в течение определенного периода времени, нецелесообразно увольнять его лишь в связи с отсутствием высшего либо среднего профессионального образования, установленного квалификационными требованиями.

При этом суд учитывает, что Золотарев А.В. уже принял меры к повышению своего образовательного уровня, начав обучение в ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ) по специальности «Менеджмент организации».

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, касающуюся обоснованности изменений, вносимых в действующее законодательство. Так, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики. В этой связи Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает принцип разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этой целью законодатель должен обеспечить предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года № 8-П).

Сторонами не оспаривается, что Золотарев А.В. с учетом опыта работы руководителем в должности генерального директора юридического лица, стажа муниципальной службы в должности главы сельской администрации, успешного решения им на данной должности вопросов местного значения соответствует занимаемой должности главы сельской администрации.

Исходя из прямого толкования ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с Золотаревым А.В. может быть прекращен в связи с отсутствием у него среднего профессионального образования, если это исключает возможность продолжения им работы, выполнения профессиональных обязанностей на данной должности.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать наличие таких обстоятельств возлагается на истца.

Доказательств того, что отсутствие среднего профессионального образования препятствовало Золотареву А.В. выполнять обязанности главы сельской администрации, суду Алапаевским городским прокурором не представлено.

В силу ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2.03.2007 года муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основными принципами муниципальной службы в соответствии со ст. 4 указанного Закона являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, стабильность муниципальной службы, единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы и другие.

Согласно ст. 32 Федерального закона № 25-ФЗ приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности, повышение квалификации муниципальных служащих, создание кадрового резерва и его эффективное использование и другие.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Алапаевским городским прокурором внесено представление главе администрации Махневского муниципального образования Бузань Н.Д. (л.д. 17-18), из которого следует, что у Золотарева А.В. отсутствует среднее профессиональное образование, он не имеет стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 4 лет либо работы по специальности не менее 5 лет. В представлении предложено решить вопрос о законности замещения Золотаревым А.В. должности муниципальной службы главы Таежной сельской администрации.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Махневского МО ФИО11 дан ответ на представление Алапаевского городского прокурора, из которого следует, что замещение Золотаревым А.В. должности главы Таежной сельской администрации является вынужденной мерой, поскольку на замещение данной должности проводилось два конкурса, по результатам их проведения оба конкурса признаны несостоявшимися. Территория не могла оставаться без главы в связи с тем, что необходимо было решать вопросы местного значения. В связи с этим по срочному трудовому договору до ДД.ММ.ГГГГ на должность главы Таежной сельской администрации был принят Золотарев А.В. В январе 2011 года планируется присоединить территорию <адрес> к территории <адрес>, на этих территориях будет один глава – ФИО5 ( л.д. 19).

Из объяснения представителя ответчика Шарифзяновой Е.В. видно, что до настоящего времени не удалось решить вопрос о присоединении двух указанных территорий, с учетом чего и было принято решение о продлении срочного трудового договора с Золотаревым А.В.

Доводы помощника Алапаевского городского прокурора о том, что обязанности главы Таежной сельской администрации могут быть возложены на главу соседней территории <адрес> без ущерба интересам местного населения, суд находит несостоятельными.

Из материалов дела видно, что эти две территории находятся в значительной территориальной удаленности друг от друга. Согласно справке администрации Махневского МО <адрес> входит в состав территории Махневского муниципального образования, является одним из наиболее отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 36 км., от <адрес> до <адрес> – 24 км., от <адрес> до <адрес> – 36 км, автомобильных дорог, связывающих <адрес> с другими населенными пунктами Махневского муниципального образования, нет, единственным транспортным сообщением между <адрес> и <адрес> являются утренние и вечерние железнодорожные рейсы по направлению «<данные изъяты>» ( л.д. 174).

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что Алапаевским городским прокурором не представлено суду доказательств того, как именно нарушены принципы муниципальной службы, определенные в ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при заключении срочного трудового договора с Золотаревым А.В. на замещение должности главы Таежной сельской администрации, как заключением трудового договора с Золотаревым А.В. нарушены права и законные населения Махневского муниципального образования, интересы шести лиц, зарегистрированных в <адрес> ( л.д. 87-88), имеющих среднее и высшее профессиональное образование при том, что ни один из них не принял участия в конкурсе на замещение должности главы Таежной сельской администрации. Кроме того, суд учитывает, что заключение трудового договора с Золотаревым А.В. на замещение должности главы сельской администрации явилось вынужденной мерой, связанной с необходимостью решать повседневно те вопросы местного значения, которые предусмотрены Законом о муниципальной службе, Уставом Махневского муниципального образования, что подтверждается срочным характером трудовых отношений с Золотаревым А.В.

При таких обстоятельствах суд считает отказать в удовлетворении иска Алапаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к главе администрации Махнёвского муниципального образования Бузань Н.Д. о признании бездействия незаконным, признании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации муниципального образования Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключенным с нарушением обязательных правил его заключения, понуждении к прекращению трудового договора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Алапаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к главе администрации Махнёвского муниципального образования Бузань Н.Д. о признании бездействия незаконным, признании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Махневского МО в лице главы администрации муниципального образования Бузань Н.Д. и Золотаревым А.В. заключенным с нарушением обязательных правил его заключения, понуждении к прекращению трудового договора с главой Таежной сельской администрации Золотаревым А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Алапаевский городской суд.

Судья Охорзина С.А.

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2011 года